Владимирская икона Божией Матери

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви.
История
Предание об авторстве
По сказанию XV века (в списках «Повести о Темир-Аксаке»), икону написал евангелист Лука. Согласно преданию, икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.
Перенесение на Русь, в Вышгород
На Русь икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Икона была доставлена греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, удельного города Андрея Боголюбского, недалеко от Киева.
Перенесение в Боголюбово и Владимир
В 1155 году Андрей Боголюбский взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой этого храма. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По приказу князя Андрея икона была украшена дорогим окладом. Икона сопровождала Андрея в походе 1164 года против волжских булгар. После убийства Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира войском хана Батыя в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.
Перенесение в Москву
Во время нашествия Тамерлана при великом князе Московском Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, что было расценено как заступничество Богородицы.
В источниках XV века нет сведений о возвращении иконы во Владимир, как не сообщается и о том, что она была оставлена в Москве. По мнению А. И. Анисимова, в XV века икона неоднократно «отпускалась» из Москвы во Владимир, а затем возвращалась. В 1471 году великий князь Иван III, собираясь в поход на Новгород, «вшед к чюдотворной иконе Пречистыа Богородица Владимерьскиа и многа молениа съвръши, и слезы доволно излиа…».
Возвращение иконы в Москву в 1480 году, в год освобождения Руси от монголо-татар, было отмечено особо — как второе перенесение иконы. Это стало окончательным её перенесением в Москву. Икона была установлена в новом кремлёвском Успенском соборе. Помещалась справа от царских врат.
Перед Владимирской иконой в Успенском соборе молился царь Иван Грозный накануне своих походов, Казанского в 1552 году и Полоцкого в 1563 году. Возвращаясь из походов, царь совершал перед иконой благодарственные молебны. Составляя духовное завещание, Иван IV молитвенно обращался к Владимирской иконе, называл её «державы Руския заступление» и завещал своим детям жить так, чтобы Бог был с ними «молитвами… Богородицы… и милостию честнаго Ея образа иконы Владимирская».
Борис Годунов был «умолен» сесть на престол принесением к нему в Новодевичий монастырь с крестным ходом Владимирской иконы 21 февраля 1598 года. Современник и очевидец этих событий старец Авраамий (Палицын) обличил это действо как умаление святыни, которая никогда ранее не приносилась к смертному человеку.
В XVI—XVII веках икона постоянно находилась в Московском Кремле.
В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. Икона стояла по левую сторону от царских врат иконостаса. В 1918 году была взята для реставрации. В 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243).
С декабря 1999 года Владимирская икона Божией Матери находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в конце XIV — начале XV века, в первой трети XV века и в 1657 году, экспонируются в Оружейной палате Московского Кремля.
Почитание
В XII веке Владимирская икона была покровительницей прежде всего жителей Владимира, святыней князя Андрея Боголюбского и его приближённых. Однако уже в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» второй половины XII века проводится идея покровительства Богоматери над Владимиро-Суздальской Русью и всей Русской землёй. Позднее икона становится главной святыней Руси.
По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи. Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов: запечатанные имена избираемых (жребии) клались в её киот, после молебна вынимался один из жребиев, который распечатывался царём и имя избранного оглашалось народу.
В ноябре 1917 года во время выбора патриарха в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора Кремля, был поставлен запечатанный ковчег с тремя записками (жребиями) с именами архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем митрополита Тихона, который стал Московским патриархом.
Чудеса
В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в её честь:
21 мая (3 июня) — избавление Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
23 июня (6 июля) — избавление Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году;
26 августа (8 сентября) — сретение (встреча) иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.
С Владимирской иконой также связывают избавление Москвы от ордынского эмира Едигея в 1408 году.
Иконография
Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке.
Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
Оборот
На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые к началу XV века (времени второй починки иконы). Это изображение, возможно, выполнено Андреем Рублёвым. Существует версия, что икона с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги с обеих сторон. Изучение иконы под бинокулярным микроскопом подтвердило датировку XV веком. Фон и буквы были прописаны, возможно, в конце XIX века.
В 2013 году в ходе исследования иконы было установлено, что под нынешним изображением на оборотной стороне, согласно сопоставлению рентгенограмме гвоздей, оставшихся от старого оклада, было изображение некоего святителя, возможно, святого Николая Чудотворца.
Датировка и сохранность
По оценкам современных искусствоведов, икона написана в первой трети XII века в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана (прописана) четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия (возможно, Андреем Рублевым), в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.
Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:
К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона.
Стиль
Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185).
Оклады
В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около 2,5 кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад был изготовлен в конце XIV — начале XV века, третий золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в первой трети XV века; в 1656—1657 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза, в конце XIX века оценивавшаяся на сумму около 60 000 серебряных рублей. В настоящее время эти оклады хранятся в Оружейной палате.
В 1910 году вор ночью проник в Успенский собор Кремля и снял камни с оклада иконы, однако не смог выйти из него незамеченным и был задержан.
Списки
С Владимирской иконы часто писали списки, часть которых получили особые именования.
Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:
Петровская икона Божией Матери (письма митрополита Петра, точный список, так называемая икона-наместница);
Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоцкий монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва);
Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столобенским в XVI веке);
Псково-Печерская икона «Умиление» (1524);
Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря) (1588);
Красногорская (Черногорская) (1603);
Оранская Владимирская икона Божией Матери (1634, Оранский Богородицкий монастырь).
Волоколамская Владимирская икона. 1572. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Харьковская Владимирская икона. 1870-е. Беловодск
Влияние на другие иконографические типы
Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий:
«Сказание о Владимирской иконе»;
«Владимирская икона с акафистом»;
«Сретение Владимирской иконы»;
«Древо государей Российских» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (создана Симоном Ушаковым);
В древнерусской литературе
Владимирская икона Божией Матери занимала столь важное место в культуре Владимиро-Суздальской земли, что летопись того времени, по выражению Д. С. Лихачёва, «строилась как цепь чудес Богоматери». Первое упоминание об иконе содержится в летописной статье 1155 года, которая повествует об Андрее Боголюбском: «Того же лета иде Андреи от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогощею из Царяграда… и украсив ю постави и в церкви своеи Володимери». Победу князя Андрея над волжскими булгарами в 1164 году летописец назвал «новым чудом святой Богородици Владимирской».
Под 1395 годом летописи рассказывают о помощи Владимирской иконы в избавлении Москвы от нашествия Темир-Аксака (Тамерлана). Владимирская икона упоминается в летописании и позднее, в связи с повествованиями о войнах с литовцами и ордынцами, походами великих князей и царей, избранием митрополитов и патриархов, венчанием на царство русских государей.
В качестве отдельных произведений в XII—XVI веках составлялись и переписывались различные сказания и повести, посвящённые Владимирской иконе и её чудесам. Самое раннее из них, «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», датируется второй половиной XII века. Создание Сказания связывается исследователями непосредственно с деятельностью Андрея Боголюбского. Произведение описывает перенесение иконы из Вышгорода во Владимир и десять чудес от иконы, совершившихся во время перенесения и позже, во Владимире и других русских городах. В Сказании проводится идея избранности Владимиро-Суздальской земли среди других русских княжеств, подчёркивается политическое значение деятельности великого князя и покровительство ему небесных сил. В XV веке была составлена «Повесть о Темир-Аксаке» о чудесном избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Согласно Повести, великий князь Василий Дмитриевич, ища защиты от нападения Темир-Аксака, посылает во Владимир за главной чудотворной иконой Руси. 26 августа (8 сентября) близ Москвы икону встречают крестным ходом митрополит Киприан со «всем клиросом и причтом церковным», с князьями и народом. В тот же день Темир-Аксак поворачивает войска и уходит в свою землю. Также рассказывается о повелении князя Василия устроить на месте «сретения» (встречи) Владимирской иконы монастырь (Сретенский монастырь) и установить празднование иконе 26 августа. В списках Повести впервые появляется сказание о написании Владимирской иконы самим евангелистом Лукой. Ещё ярче мысль об избранности русского народа и небесном покровительстве Москве выражена в монументальном компилятивном «Сказании о иконе Богоматери Владимирской», созданном во второй половине XVI века на основе «Сказания о чудесах Владимирской иконы» XII века, «Сказания о победе над болгарами» XII века, «Повести о Темир-Аксаке» и других источников. Сказание XVI века вошло в состав Степенной книги, Лицевого летописного свода, других летописей и сборников.
Как Бог сотворил солнце, не на одном месте поставил его сиять; в своем движении оно всю Вселенную лучами освещает, — так и этот образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте чудеса и дары исцеления источает, но, обходя все страны, весь мир просвещает и от недугов различных избавляет.
Чудо 1-е
Когда князь Андрей захотел княжить в Ростовской земле, то начал расспрашивать об иконах. Рассказали ему об иконе в Вышеграде в женском монастыре Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которая трижды сходила с места. Впервые, когда вошли в церковь и увидели ее посреди церкви стоящую отдельно, то поставили ее на другое место; во второй раз видели ее, обратившуюся ликом к алтарю, и сказали, что в алтаре хочет стоять. Поставили ее за престолом. В третий раз видели ее отдельно стоявшую вне престола. И других чудес множество.
Услышав об этом, князь рад был, и пришел в церковь, и начал осматривать иконы. Увидев же сию икону, которая превзошла все образы, припал к земле, молился и говорил: «О Пресвятая Богородица, матерь Христа Бога нашего, если хочешь мне заступницей быть в Ростовской земле, посети новопросвещенных людей, да будут все в твоей воле».
И тогда взял икону и поехал в Ростовскую землю, взял и причт с собою. На время пути прихватил с собой проводника и приехал к реке Вазузе, и, увидев, что она полноводна, приказал послать человека искать броду в реке. Когда тот въехал на коне в реку, то погрузился на дно. Князь же начал молиться иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: «Виноват буду в смерти его, Госпожа, если ты не спасешь!» Горячо взмолился он, и случилось так, что тотчас появился посреди реки этот человек на коне с палкой в руке и выбрался на берег. Князь же, увидев его, обрадовался. И, одарив его, отпустил восвояси. И это было первое чудо Пресвятой Богородицы.
Чудо 2-е.
Когда князь был на Рогожских полях, жена попа Микулы ехала на повозке со своею снохою. Доехав до истока, сошли с повозки. А попадья Микулина была непраздна. Хотела она пройти мимо коня, и напал на коня бес. И сбросил повозника с себя и ногу ему сломал. И ударил попадью Микулину передними копытами. И запутались копыта в ее одежде, и он ее сильно покусал. Подумали даже, что она умерла, и сказали попу Микуле: «Попадья твоя умерла». Он же, обратившись к иконе Пресвятой Богородицы, сказал: «Госпожа Пречистая Владычица, если ты не избавишь ее от смерти, то будет она мертва». А конь выдернул копыта из одежды, убежал в лес, и запутался, и стал. Спросили ее об укусах коня, и ответила попадья, что: «По молитве Пресвятой Богородицы жива и здорова. Жаль мне только бахромы на накидке, изжеванной конем».

По приезде во Владимир, благородный князь Андрей создал церковь во имя Пресвятой Богородицы, украсив ее с подобающею честию. И поместил в ней чудотворную икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Чудо 3-е.
Через некоторое время человек некий заболел горячкою. От болезни этой он онемел и рука его усохла. Оправившись от болезни, начал делать он знаки здоровой рукой. И подумали, что хочет ко святому Николе, потому что близко находилась церковь святого Николы. И привезли его ко святому Николе. И он дал знак рукой, чтобы ехали мимо церкви; и не поняли его. Он же сам направил лошадей в город ко святой Богородице. И прибыл в церковь святой Борогодицы к заутрене. И стал в церкви святой Богородицы напротив алтаря, и в конце заутрени упал. И подумали, что упал он от тяжелой болезни; вынесли его в притвор, и лежал он здесь до обедни. Придя в себя, он рассказал, что видел святую Богородицу, сошедшую с места к нему, и сказал: «Видел ее вблизи и упал, а больше не видел». А человек тот не был именит. И начали петь святую литургию. Он же вошел в церковь и начал молиться перед иконой Пречистой Богородицы и хотел поцеловать икону Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы. И приложил к иконе больную руку. Владычица Святая Богородица своею рукою взяла его за руку. И это видели бывшие в церкви князь Андрей и поп Нестор и множество людей. И продолжалось сие от начала и до конца литургии. Поп Нестор созвал причт и повелел облачиться в ризы. Взяли кресты и трижды обошли церковь. Он же один сидел в церкви. Поп же сотворил праздник, позвал к себе князя и бояр, а исцелившегося одарили и отпустили. И была в тот день в городе Владимире великая радость.
Чудо 4-е.
Через некоторое время подоспел праздник Госпожин день. Князь же Андрей стоял в церкви на утрене и пел со всеми, а сердце у него болело, потому что княгиня его не могла разрешиться ребенком: дня два тяжко мучилась. По окончании службы он омыл водою икону Пресвятой Богородицы и ту воду послал княгине. Она же выпила этой воды и родила здоровое дитя, и сама стала сразу здоровою по молитвам святой Богородицы.
Чудо 5-е.
Некто по наущению дьявола сотворил волшебство с яйцом. А отрок, взяв его, съел. И был ему большой ячмень на глаза: изошло вроде облака из глаза его и вытекло на лицо. И сказали, что умрет отрок. Другие же сказали, что лишится глаза. И омыли водою икону Пресвятой Богородицы и принесли ему воду, помазали водою — и опал <ячмень>, и ушла болезнь, и стал здоров, и глаз его не повредился.
Чудо 6-е.
Некая жена в Муроме болела сердечною болезнью. И услышала об иконе святой Богородицы, от которой происходят чудеса. И послала причту к святой Богородице во Владимир украшения свои и попросила воды от иконы святой Богородицы. И когда принесли воду, то выпила, и сразу выздоровела, и перестала чувствовать сердечную болезнь.
Чудо 7-е.
В Русском Переяславле в Славятине монастыре постриглась Мария, дочь Жидяслава. За добродетельную жизнь дали ей игуменство в монастыре, основанном ее дедом. И заболели у нее глаза, и она ослепла, и прислала попа к брату своему Борису. Борис же спросил его о своей сестре. И он отвечал: «Разболелись глаза ее, и она ослепла, и уже третье лето как водят ее». Борис же позвал попа по имени Лазарь и попросил его, чтобы принес ему воду от омовения иконы святой Богородицы. И поп пошел и принес воду. Борис же ту воду святую влил в сосудец, крепко закрыл его и послал в Русский Переяславль к своей сестре. Поп же, приехав, поведал ей о чудесах, происходящих от воды, взятой от святой иконы. Она же возрадовалась душою и сказала попу: «Когда принесешь мне той воды?» Поп же сказал, что у него есть вода. И она выпила воды и помазала глаза, и тот час прозрела, как бы и не болели у нее глаза. Вот такое было чудо великое от иконы святой Богородицы Владимирской.
Чудо 8-е.
А это было новое чудо святой Богородицы о женщине по имени Евфимия. Она семь лет болела сердечной болезнью и у многих искала исцеления и не обрела. И призвала попа Лазаря и говорит: «Чем бы помочь от сей болезни?» Поп же отвечал: «Если тебя не избавит святая Богородица, то не избавишься от сей болезни». Она же, услышав от него о чудесах, происходящих от воды, взятой от иконы пресвятой Богородицы, послала с попом к святой Богородице во Владимир серьги и золотые подвески, прося, чтобы принес ей пресвятой той воды. И когда принес он воду, то испила ее, и в тот же день исцелилась от болезни, начала есть и пить в сладость.
Чудо 9-е
А это случилось в Твери. Некая жена не могла разрешиться ребенком три дня. Приехал поп Лазарь с еще одним попом и остановились у них. И спросили они священника о здоровье. Он же отвечал: «Здоровы, но не очень, боярыня наша при смерти». Когда они разговаривали, то пришла просьба от нее: «Отцы придите». И сказала им: «Не стыжусь, потому что при смерти». Поп же Лазарь говорит ей: «Если не дашь обет святой Богородице Владимирской, то и не выздоровеешь». Она же обещала и говорит попам: «Выйдете отсюда». Повелела дать им есть и пить. И пришла от нее весть, что уже родила сына и сама здорова. И послала, как и обещала, золотые украшения и серьги свои иконе святой Богородицы во Владимир.
Чудо 10-е.
Благородный князь Андрей построил Золотые ворота к празднику святой Богородицы и сказал боярам: «Когда сойдутся люди на праздник, то врата увидят». Когда наступил праздник и сошелся народ к воротам, то тогда еще не высохла известь во вратах. И внезапно отвалились ворота от стен и упали на людей и завалило двенадцать человек. Когда об этом услышал князь Андрей, то начал с воздыханием молиться пред иконой пресвятой Богородицы: «Госпожа Пречистая Владычица, если ты не спасешь их, то я, грешный, буду повинен в их смерти». И послал боярина своего дать все потребное на погребение мертвых. Когда же боярин приехал и подняли ворота, то увидели всех, бывших под вратами, живыми и здоровыми. И это услышав, князь Андрей был рад. И, видевши сие чудо, народ дивился.
Князь Владимир



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Православные праздники | Добавил: сойка-soika (28.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 24 | Теги: Владимирская иеона Божией Матери | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar