Устройство православного храма

Внутреннее пространство храма организовано нефами (неф в переводе с французского - корабль) – продольными частями храмового помещения. В здании может быть несколько нефов: центральный, или главный (от входной двери до места певчих перед иконостасом), боковые (они, как и центральный, - продольные, но, в отличие от него, менее широкие и высокие) и поперечный. Друг от друга нефы отделены рядами колонн, столбов или арок.
Центр храма – подкупольное пространство, освещенное естественным дневным светом, проникающим через окна барабана.
По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.
Алтарь (1) (в переводе с латинского - жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2). По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц. В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.


Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.
Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма (3) – называется папертью. С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входом  в храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.
Солея (4) – возвышенная часть пола перед иконостасом.
Амвон (5) – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвон  служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.
Клирос (6) – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).
Паруса (7) – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой – выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.


Престол(18)
Горнее место и трон для иерархов (19)
Жертвенник (20)
Царские врата (21)
Диаконские врата (22)



Внешнее убранство храма
Апсиды (8) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.
Барабан (9) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.
Подзор (10) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.
Купол (11) – свод с полушаровидной, а затем (с XVIв.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.
Крест (12) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.


Закомары (13) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.
Аркатура (14) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.
Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.
Лопатки (15), или лизены, - разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.
Прясло (16) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.
Цоколь (17) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

По материалам книги Вл.Соловьева "Золотая книга русской культуры"


Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: православие Руси | Добавил: сойка-soika (08.11.2021) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 17 | Теги: устройство храма, Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar