Вт, 26.10.2021Приветствую Вас, Гость! | RSS

Михайлик

Михайло Данилович — один из второстепенных богатырей северно-русского былевого эпоса (киевского цикла), небезызвестный, впрочем, и эпосу южному, где он является под именем Михайлика — малолетнего богатыря, унесшего киевские золотые ворота, разгневавшись на киевлян за их вероломство. М. Данилович — сын богатыря-монаха Данилы Игнатьевича. Когда последний уходит на покой в монастырь, то оставляет кн. Владимиру своего сына М. 12 лет. К Киеву подходят татары с Царищем-Уланищем. М., приняв благословение от отца, выходит против них, несмотря на слова кн. Владимира, предупреждающего его об опасности, разбивает татар и убивает их царя; возвращаясь с боя, встречает отца, который чуть не убивает его, но вовремя узнает. Кн. Владимир встречает М. Даниловича почестным пиром (по ркп. XVIII в. — заточает, по клевете какого-то наговорщика). Михайло, свершив подвиг, удаляется в монастырь, несмотря на уговоры князя. К этой же схеме сводится и содержание малорусских легенд о Михайлике, в которых клеветниками и оговорщиками Михайлика являются киевляне. По мнению акд. А. Н. Веселовского, в былинах о М. "мы имеем дело с песней, отзывающеюся той порой, когда городская громада, вече, могла еще изгонять князя дружинника, а в дружинной среде складывались песни про князя, выжитого трусливыми горожанами и одержавшего, им на зло, блестящую победу над вражьим войском" ("Южно-русские былины", 38). В лице Михайлика южно-русской легенды слились два типа — М. Даниловича и Василья Пьяницы, богатыря, сохранившегося лишь в сев.-русских песнях, чудесного стрелка. К числу элементов, вошедших в состав легенды и былин, следует отнести апокрифические "Откровения Мефодия", где выводится "царь Михаил", долженствующий восстать против врагов и, победив их, скрыться в таинственном месте и пробыть там "до уреченного часа". А. Н. Веселовский полагает, что в киевском богатырском эпосе некогда действительно существовал рассказ о малолетнем богатыре Михаиле, сохранившийся в великорусских былинах о М. Даниловиче; одна из редакций этого рассказа под влиянием эсхатологического сказания о последнем императоре и преданий о чудесном стрелке (общеизвестных в западноевропейской народной и легендарно - книжной литературе) дала малорусскую легенду о Михайлике.

В былинах приуроченных к Киеву, малолетний герой называется Михаилом Даниловичем и Иваном Даниловичем. Последнее имя, вероятно, ближе к тем историческим событиям, на почве которых развивались эти былины. В Никоновском летописном своде под 1136 г. рассказывается о походе черниговских Ольговичей против Ярополка II Владимировича. Опустошив село на Суле, Ольговичи отошли к реке Супою. "И изыде против их князь великий Ярополк Киевский, сын Владимира Мономаха... и снидошася на сечу и бишася крепко; но вскоре побегоша половци от Ольговичев. И погнаша по них великого князя Ярополча дружина и братии его лутчая мужи храбрыя, и биша много, гоняше половцев, и возвратишася вспять, и не обретоша князей своих, и впадоша Ольговичем в руце; а половцы обратишася на них в тыл и тако многих храбрых мужей избиша Ярополчих и братьи его, и держащих стяг великого князя Ярополка Киевского и братьи его изымаша и бояр его множество поимаша, а иных многих без числа убиша, и храброго Давыда Яруновича тысяцкого киевского, и Ивана Данилова, богатыря славного, убиша и Станислава благородного и Данила Тугковича, и Дамьяна, и Янка, и многих мужей сильных, и храбрых, и внука Владимира Мономаха Василька Марича (Леоновича) убиша и много князей убиша, и едва убежаша в Киев с братьею своего отнюдь в Мале дружине Ярополк... месяца августа в 8-й день".
Из этого летописного свидетельства можно вывести, что богатырь, воспеваемый в былинах под именами Михаила и Ивана Даниловича, жил в первой половине XII в., состоял на службе у Ярополка II Киевского и погиб в битве Ярополка с Ольговичами, где пало много "храбров", князей, бояр и визатнийский царевич Василий Леонович (Марич), внук Владимира Мономаха. О богатыре Иване Даниловиче ничего неизвестно, кроме краткого сообщения о его смерти. Но если летопись упомянула его, назвав притом славным богатырем, то, очевидно, в княжеско-дружинной среде его имя было известно. Возможно, что свои подвиги которые его прославили, он совершил в юные годы своей жизни; поэтому к первоначальным старинам об его подвигах стали притягиваться рассказы о подвигах других малолетних богатырей, русских и иноземных.
Другое имя малолетнего богатыря, Михаил, в связи с некоторыми былинными эпизодами о нем, может быть объяснено из летописных рассказов о князе Михалке Юрьевиче.
В 1171 г. Михалка Юрьевич прославился удачным походом на половцев. Когда половцы совершили одно из обычных своих нашествий на окрестности Киева, во время которого они захватили богатую добычу, киевский князь Глеб, бывший в то время больным, послал против половцев брата своего Михалку Юрьевича и другого брата Всеволода. Михалка быстро нагнал половцев, разбил из два раза, отнял у них добычу и пленников и со славой вернулся в Киев. К 1175 г. относится другое событие в жизни князя Михалки.
После смерти Андрея Боголюбского суздальцы и ростовцы пригласили на великокняжеский престол Ростиславичей, а владимирцы Михалку Юрьевича. Ростовцы и суздальцы, недовольные поступком владимирцев, отправились в 1175 г. войной на Михалку и "много зла сотвориша, муромце и рязанце приведоша и пожгоша около города (Владимира); володимерцы бьяхутся с города, святей Богородице помогающи им; и стояша около города семь недель, и святая Богородица избави град свой. Володимерцы же, не терпяче глада, реша Михалку: "Мирися, а любо, княже, промышляй о себе". Он же отвещав рече: прави есте, ци хотите меня деля (ради) погинути? Поеха в Русь проводиша его володимерцы с плачем". Сопостовляя эти летописные данные с былинами о Михаиле-Иване Даниловиче, нельзя не видеть некоторого сходства: 1) Михалка Юрьевич, как и Михаил Данилович, освобождает Киев от врагов, оказывая таким образом важную услугу его князю; 2) жители осажденного города предлагают своему защитнику - владимирцы Михалке Юрьевичу, а киевляне Михайлику - покинуть их город. По-видимому, песни о двух событиях из жизни Михалки с течением времени сплелись в одно событие.
Связанный с легендой о Михайлике, эпизод о Золотых воротах, по-видимому, навеян был "Откровением" Мефодия Патарского в позднейшей редакции. Вот что рассказывается в "Откровении" о последних временах. Когда измаильтяне подступят к Константинополю, именно к Золотым воротам его, последние откроются, и измаильтяне доберутся до св. Софии. Тогда же явится и избавитель - царь Михаил, который нанесет измаильтянам поражение. Наступит тишина, благоденствие и добродетельное житие. Но люди снова забудутся и опять станут жить беззаконием. Тогда Господь повелит Михаилу скрыться на одном из морских островов и оставаться там до появления антихриста. Между только что изложенным эпизодом из "Откровения" Мефодия Патарского и легендой о Михайлике есть точки сопрокосновения: и там и здесь герой носит имя Михаила; и там и здесь фигурируют Золотые ворота; и там и здесь герой освобождает город от неприятелей и затем удаляется, с тем, чтобы когда-нибудь снова вернуться. Приурочение "откровения" о Михаиле к киевскому богатырю могло произойти потому, что в Киеве существуют развалины местных Золотых ворот.                                   
Михайло Казаренин



Источник: https://www soika.pro/dok/bylinnye bogatyri rusi velikoi/rus samobjitnaja/
Категория: Былинные богатыри Руси великой | Добавил: сойка-soika (21.08.2021) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 21 | Теги: Михайлик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar