Сб, 23.10.2021Приветствую Вас, Гость! | RSS

Полкан

Полкан — пес, Богатырь, песиголовец, один из героев русск. сказочного и былинного эпоса; мы встречаем его  в числе «сильных богатырей» вместе с Самсоном Колывановичем и Святогором, в свите кн. Владимира. В споре с Аникой-богатырем  Смерть упоминает Полкана  в ряду наиболее сильных и непобедимых богатырей. По другим данным, «чудище Полканище, Полкан Полканович» является дублетом Идолища Поганого : «в Киеви людей поедает, по туриному жвачку жует»; Илья Муромец, обменявшись одеждой с каликой, является в Киев, застает Полкана за едой и, посмеявшись над его обжорливостью, раскалывает на двое.  В другой былине Полкан является кормчим Сокола — корабля, которым командует Илья Муромец. Полкан попал в русский народный эпос с песьей головой и другими характерными признаками из средневековой переработки 4-й книги поэмы  заключающей в себе повесть о «Бове Королевиче» . Покан—пес-богатырь — родился от знатной христианской сеньоры и пса (известия о рождении подобных уродов очень часты в средневековых хрониках;). В повести о Бове Полкан  послан преследовать героя, спасшегося бегством из плена. Полкан  вступает с Бовой в бой, в котором Бове помогает его конь. В русской сказке Полкан  бьёт Бову, подобно русским богатырям, целым дубом  но побежден Бовой и делается верным его другом. На такое происхождение Полкана  в русской сказке и затем в былине указано было А. А. Котляревским, Пыпиным, Александром  Веселовским. По мнению Бессонова, не выдерживающему критики, Полкан— коренной русский богатырь, а не итальянского происхождения; имя его происходит будто бы от «Пол-конь». Полкан известен в русской литературе давно:  Азбуковник XVII в. сообщает о нем, что Покан— получеловек, полуосел; это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя Полкан  стало нарицательным для людей необыкновенной силы; так, в лубочной сказке XVIII в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из «за-астраханских степей». Проводником в народную среду представлений о богатыре Полкане были переводы названной итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV в., изданной акд. А. Веселовским .  В XVII в. число рукописей и переводов увеличивается; в XVIII в. повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Полканом. Из лубочной сказки о Бове Полкан  переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает Полкана, напавшего на китайское царство, и т. д. Отсюда при несомненном воздействии лубочной литературы на народную сказку и былину Полкан  появляется и в былинном эпосе, занимая место постепенно забываемых Идолища и Ермака.                                                                                       Про Василия Турецкого



Источник: https://www soika.pro/dok/bylinnye bogatyri rusi velikoi/rus samobjitnaja/
Категория: Былинные богатыри Руси великой | Добавил: сойка-soika (20.08.2021) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 41 | Теги: Полкан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar