Чт, 28.10.2021Приветствую Вас, Гость! | RSS

Летопись попа Дуклянина

ЛЕТОПИСЬ ПОПА ДУКЛЯНИНА
Автор к читателю. 1
Попросили вы, во Христе возлюбленные братья и честные отцы святой архиепископской столицы Дуклянской Церкви, как и многие старшие, а более всего молодежь нашего города [Бара], которая наслаждается – как это бывает у молодых людей – не только когда слушает или читает о войнах, но и когда берёт в них участие, чтобы я перевёл со славянского языка латынью список о готах, который на латыни называется Regnum Sclavorum, где описаны все их дела и войны, хотя мне [этот труд] в тягость на старости лет. Всё ж таки, я потрудился, принуждённый братней любовью, исполнить вашу волю. Но пусть никто из читателей не подумает, что я написал что-то другое, чем то, что я [читал] 2 и слышал, как наши отцы и пожилые люди рассказывали как чистую правду.
I. В то время, как в городе Константинополе (Царьграде) правил царь Анастасий, который опоганил себя и многих других Евтихиевой 3 ересью, а на престоле римском сидел папа Геласий – в то время прославился в Италии [великой святостью] Герман, [капуанский] 4 епископ, и Сабин епископ канусинской столицы, и честный муж Бенедикт с гор Кассина 5 - появился из северных краёв народ, именуемый готами 6; был это дикий и необузданный народ, во главе которого было три брата, сыновья короля Свевлада 7, а имена их были такие: первому – Брус, другому – Тотила, а третьему – Остроило 8.
II. Так вот, Брус, который был самым старшим, сел после смерти отца на престоле и правил после него в родном краю. Тотила же и Остроило, что бы стяжать славу, собрали, по поручению и с согласия старшего брата, очень большое и сильное войско и вышли из своей страны и, пришедши в провинцию Паннонию, победили её и войной её покорили. Потом прибыли они с силой неисчислимой в Темплану 9.
Тогда король далматинцев, стоявший двором в большом и славном городе Солоне (Солине), послал к королю провинции Истры послов с письмом; пусть он соберёт войско, чтобы вместе с ним выйти на встречу и обороняться. Так что оба собрали войско среди своего народа и вышли против готов. И так прибыв сюда, стали лагерем невдалеке от них. Тогда восемь дней, ибо близко были лагерь к лагерю, люди во всеоружии отсюда и оттуда наступали и тяжело ранили и убивали друг друга. А на восьмой день вышли все вооружённые с той и другой стороны, христиане и язычники, и учинилась великая брань с третьего часа дня до вечера. И по решению божьему, на которое никто не осмеливается сетовать, почему так происходит, ведь возможно христиане несли на себе какой то великий грех, жестокие готы одержали победу; пала одна часть христиан и убили короля Истры, и многие тысячи погибли от острия меча или были они уведены в плен. Все же спасся король далматинцев с очень маленькой горсткой воинов и бежал в свой город Салони 10.
После того, так как войско Тотилы и его брата Остроило было большое и народ их размножился, посоветовавшись со своими вельможами, они поделили войско. И пройдя со своим войском Истру и Аквилею, Тотила пошёл в Италию 11, учиняя там многочисленные и большие битвы, опустошил и сжёг многочисленные округи и города. Когда оттуда, ударил он по острову Сицилии, вскоре умер, как ему предсказывал слуга божий св.Бенедикт 12.
Остроило же, его брат, вошёл со своим войском в провинцию Иллирию 13 и, поскольку некому было оказать ему сопротивление, после кровавых войн добыл всю Далмацию и приморские окраины, пока не пришёл в область Превалианты 14, где и осел. Тогда удержав при себе немного войска, послал своего сына Свевлада, что бы он покорил окраины с той стороны гор. Тем временем царь города Константинополя собрал войско и послал его против Остроило, поскольку узнал, что он задержался с малым войском в области в Превалитане. И тогда когда прибыли те, кого послал царь, нашли, как было сказано, Остроило с малым войском. Но всё же он приготовился к бою, ибо был муж храброго духа. А когда начался бой, Остроило упал и был убит, а его люди кинулись бежать. Царские люди взяли добычу и вернулись в свою страну.
III. Когда услыхал его сын, Свевлад, о смерти отца, прибыл как можно быстрее с мыслью, что застанет царское войско, что бы отомстить за смерть отца, но никого не застал. Тогда взял он королевство и правил вместо отца, и родил сына которого назвал Селемиром 15. Границы же его королевства были от Валдевина до Полинии, охватывая как приморские та и горные области. Творя многочисленные беззакония и преследуя христиан, живущих в приморских городах, умер он на двенадцатом году своего владычества.
IV. Преемником на престоле стал его сын Селемир; он, хотя и был язычник и варвар, всё же таки был со всеми в мире и всех христиан любил и никак их не преследовал. Также он заключил с ними договор, и они платили ему дань. Наполнил [страну] 16 множеством славян, и страна в то время жила в мире. И родил сына, которому дал имя Владин 17 Он умер на двадцать первом году своего правления.
V. Его сын Владин взял королевство своих предков. И родил сына, которому дал имя Ратимир 18; этот сызмальства был очень суровый и спесивый.
Тем временем в правление Владина двинулось множество народу из мест по реке Волге, от которой они взяли имя; от имени реки Волги 19 собственно и называются по сегодняшний день вулгарами. Они прибыли с женами, сыновьями и дочерьми и с целым богатством, и очень большим, в область Силодуксию 20. Во главе у них был кто-то по имени Крис 21, которого называли на своём языке ”каган”, что на нашем языке значит ”царь” 22. Под ним было девять князей, которые управляли и судили народ, поскольку был он очень велик. Итак, ударив на Силодуксию, взяли её. Потом, непобедимые, захватили всю Македонию, потом всю область латинов, которые в те времена звались римлянами, а теперь называются моровлахи 23, то есть чёрные латиняне: да даже царь [константинопольский] 24, поскольку он вёл с ними многочисленные войны, сидя на своём престоле, но не смог их ни в едином бою победить, послал [послов] и заключил с ними мир. Оба народа очень полюбились один другому, то есть готы, а они же и славяне 25, и вулгары, а в основном потому, что оба народа были язычниками и был у них тот же самый язык. Вскоре вулгары, теперь будучи уже в безопасности со всех сторон, построили себе хутора и сёла 26 и заселили занятую ими страну аж до наших дней.

VI. В то время умер Владин, и его преемником стал его сын Ратимир 27, который сызмала был врагом христианского имени, начал чрезмерно преследовать христиан, и хотел стереть их имя в стране своего королевства, и разрушил многочисленные их города и места, а некоторых пощадил, обратив в неволю. Но христиане, видя, что попали в великую неволю и преследования, стали собираться в верховьях гор, и по возможности строили укрепления, города и строения, чтобы таким образом высвободится из-под его власти, пока Господь не придёт к ним и не освободит.

VII. Когда умер и Ратимир, после него правили из его колена четыре никчемных короля, правда не в одно и то же время, но один за другим, каждый в своё время; в их времена христиане всегда преследовались 28. А, что были они врагами и гонителями христиан, думаем, было бы слишком долгим рассказывать об их злых делах и жизни, так как мы спешим перейти к лучшим и более приятным делам. Но в их времена многие христиане из приморских и горных местностей, что бы не опоганиваться их низкими обычаями, изо дня в день убегали, со всех сторон присоединялись к тем, что жили в горах и в природных укреплениях, желая скорее с ними терпеть преследования и беду, лишь бы спасти свою душу, чем краткое время наслаждаться с неверными и вместе с ними погубить душу.

VIII. После смерти четырёх никчемных королей родился из их рода Светимир 29, который, унаследовав королевство, перестал преследовать христиан.

В его времена подобно розе расцвел один философ по имени Константин из города Фессалоники, сын какого-то патриция Льва, человек во всём необыкновенно святой и с ранней молодости глубоко разбирающийся в святых книгах. Этот святой муж, подвигнутый святым Духом, покинул свой город Фессалоники и прибыл в хазарскую землю, где много дней дискутировал с большим числом философов, которых победил и обратил всю хазарскую землю своим учением и проповедями в веру Иисуса Христа, и всех окрестил во имя Отца, и Сына, и святого Духа. Потом обратил весь болгарский народ и их также окрестил в вере св. Троицы 30.

IX. Тем временем умер король Светомир, и его сын по имени Светопелек унаследовал королевство 31. В правление этого короля папа Стефан 32 послал письмо пречесному Константину-учителю, призывая его к себе. Так как слышал о нём, что своими проповедями обращал он многочисленный народ, поэтому [папа] желал его видеть. И таким образом Константин, весьма святой муж, назначил священников и, составив письмо для славянского языка, перевёл евангелие Христово и псалтырь и все святые книги старого и нового завета с греческого языка на славянский, а также приспособив им по греческому закону литургию 33, укрепил их в вере Христовой и попрощавшись со всеми, кого обернул в Христову веру, поспешил по апостольскому повелению в Рим. Когда проходил королевство короля Светопелека, тот принял его с почестями. Тогда муж Божий Константин, которому потом папа Степан 34 постригши его в монахи дал имя Кирилл, стал проповедовать Христову Евангелию и веру святой Троицы. После того, как он проповедовал, король Светопелек уверовал в Христа и крестился со всем своим королевством и стал правоверным и праведным поклонником святой Троицы. После того блаженный муж оставался несколько дней с королём, укрепил его в вере и в учении Христовом и, попрощавшись со всеми христианами, отправился в Рим.

Тогда настала радость великая и христиане сошли с гор и из убежищ куда было поразбегались, и начали хвалить и прославлять имя Господа, который спасает тех, кто на него уповает. Тогда король Светопелек велел христианам, которые говорили на латинском языке, вернутся в свои края и возрождать города и поселения, которые разрушили когда-то язычники. Король также хотел, чтобы в его времена оживили воспоминания и определили межи и границы всех областей и округ его королевства, чтобы каждая область и каждая округа знали и распознавали свои межи и границы. Так что собрал всех мудрецов своего королевства и говорил им об этом вопросе, но тогда не нашлось никого, кто мог бы дать королю определённый ответ. Тогда король, по здравому размышлению, послал мудрых и благородных мужей как послов к всечестному и апостольскому мужу, к папе Степану, и к царю Царьграда, к Михаилу 35, прося и добиваясь, что бы послали ему с мудрыми мужами древние грамоты 36, где есть список меж и границ областей и округ или краёв. Когда королевские посланцы прибыли в Рим и пересказали папе Степану королевские слова, преподобный папа весьма обрадовался, а больше всего тому, что был случай выслать мудрых людей, которые будут укреплять в вере ещё юного и слабого короля , и его народ, и будут кормить его хлебом небесным и словом жизни. Так что послал своего викария, по имени Гонорий, священника, кардинала святой римской Церкви 37, которому дал одновременно власть связывать и разрешать (ср: Мф 16.19. - прим. пер.) , искоренить и разрушить, строить и поселять, как того велит обычай, когда римский престол посылает в разные стороны света послов или викариев. С ними же послал двух других кардиналов. Приказал ему, чтобы взял с собой и епископов, которые народу, слабому в вере, будут ставить епископов или освящать церкви и ежедневно будут сеять слово жизни в их сердцах.

Итак прибыв, кардиналы и епископы нашли короля в поле на Далме 38, и он их принял с большими почестями и уважением. Тогда король приказал, чтобы на том самом поле на Далме собрались все народы его земли и королевства. За то время, пока народ собирался, прибыли благородные и мудрые послы, Лев и Иван, которых послал царь Михаил 39, а с ними другие мудрые люди, которых король и кардиналы с уважением встретили. Итак собрались все: и те кто говорил на латыни, так и те кто говорил на славянском языке. По поручению апостольского викария Гонория и христианского короля Светопелека, они провели совет на протяжении 12-и дней, на котором восемь дней обменивались мыслями о законе Божием и святом письме, а также о церковном устройстве. В последние четыре дня размышляли над вопросами о королевской власти, о банах, жупанах и сотниках 40 и королевском положении. На этом сборе прочитано было всему народу давние грамоты, и латинские, и греческие, посланные от апостольской столицы и царя, о разделе областей, округ и земель, как их древние цари записали и распорядились. И был удовлетворён король, и весь народ. После окончания собрания, двадцатого дня был коронован король рукой викария Гонория, и кардиналов, и епископов, а коронован был по обычаю римских королей 41; и настала великая радость в народе и в целом его королевстве.

Потом король приказал посвятить архиепископов, одного в Солуни, а другого в Доклее. Так же было посвящено и много епископов, а также освятили церкви, которые были разрушены, а другие, что были осквернены, заново воздвигли и освятили. Также велел король что бы никто не препятствовал ни в чём ни какой церкви, или что бы кто-то имел какую бы то ни было силу или власть над какой либо церковью, кроме самого архиепископа или епископа, под чьей законной властью та церковь; кто бы учинил иначе, провинился бы перед королевской короной.

После, соответственно содержанию грамот, прочитанных перед народом, [король] написал грамоты, поделил области и округи своего королевства и их межи и границы вот так: по течению рек, что плывут с гор и впадают в море на юг, назвал Приморье; реки же, что текут с гор на север и вливаются в великую реку Дунай, назвал Сербией. Потом разделил Приморье на две области: от места Далмы, где тогда пребывал король и произошёл сбор, до Валдевина назвал Белой Хорватией, которая называется и Нижней Далмацией; для этой Нижней Далмации, в согласии с папой Степаном и его посланцами, сделал солунскую церковь митрополией, под управление которой отдали эти церкви 42: Сплит, Трогир, Скрадин, Араузону, а это теперешняя твердыня Ядра (Задар), Нин 43, Раб, Осор, Веглу (Крк) и Эпидавр, который теперь называется Рагузий (Дубровник). Также от этого самого места Далмы до города Бамбалоны, что теперь зовётся Дирахий (Драч), назвал Красной Хорватией, что называется и Горней Далмацией. И так, как для Нижней Далмации установлено было солунскую церковь митрополией, для Горней, по давнему праву, дуклянскую церковь сделали митрополией, под управление которой отдали эти церкви: Антибар (Бар), Будву, Котор, Улцинь, Свач, Скадар, Дриваст, Пулат, Сербию, Боснию, Трибуню, Захумле 44. Сербию же, что называется и Загорье, поделил на две области: одну от большой реки Дрины в направление запада аж до гор Пин (Боровы), которую назвал Боснией, а другую от этой самой реки Дрины в направлении к востоку аж до Лапии (река Лаба) и [Лабского озера (Скадарского)], которую назвал Рашкой.

В каждой из этих областей поставил бана, то есть воеводу из своей кровной братии, и жупанов, то есть комитов, и сотников, то есть центурионов из благородных людей тех областей 45. Каждому же бану, то есть воеводе, дал власть над семью подчинёнными сотниками, которые должны были праведно и справедливо судить народ, собирать дань и передавать банам. Потом бани должны давать половину королю, а половину оставить себе. Комитам, то есть жупанам, велел иметь под собой одного сотника, который с ними таким же способом будет судить праведно народ; две же трети дани комиты, то есть жупаны, должны отдать королю, а одну треть оставить для своих нужд; банам, то есть воеводам, которые не должны давать отчёт, но каждый человек должен исполнять свою повинность 46 и быть под управлением жупана тех самых областей и округ. Они же должны отчитываться только перед королём 47. Установил многочисленные законы и добрые обычаи, которые, если кто-то хочет знать, пусть прочитает славянскую книжку которая называется “Мефодиус”. В ней найдёт какие добрые вещи завёл предобрый король 48.

И поскольку всё уже было упорядочено, кардиналы и епископы и царские послы, попрощавшись с королём и благодаря Бога и короля, с великими почестями и многими королевскими дарами вернулись в свои страны. Так же новопоставленные баны, и жупаны, и сотники со всем народом, славя Бога и поздравляя короля, пошли каждый в свою область и в свою округу.

А правил пресвятой король 40 лет и четыре месяца, и родил сыновей и дочек, и семнадцатого дня месяца марта умер и был похоронен с почестями и с большой похоронной процессией в церкви св. Марии в городе Дукле. Тогда собрался народ, и плача скорбели по нём. В той же самой церкви, где был похоронен, посадили на престол его сына Светолика 49; тут его посвятили и короновали архиепископ и епископы. С того дня завёлся обычай, что в этой самой церкви выбирают и посвящают королей этой страны.

X. Итак, переняв королевство, Светолик пошёл следами своего отца и ступал дорогой заповедей Божьих и со всеми держал мир. Родил сынов и дочек, и на двенадцатом году правления умер, а после него правил его сын Владислав 50.

XI. Наследовав королевство, Владислав, который был от природы сильным, забыл Господа Бога своего и сошёл с пути своих отцов, не ступал перед Господом праведно, но запятнался многочисленными мерзостями. И так то, когда пошёл одного дня на охоту, упал по божьей воле в яму и умер.

XII. После него правил его брат Томислав 51, который был от природы крепок, но не был таков, как его брат. В Томиславово правление собрал войска венгерский король, по имени Аттила 52, что бы его победить. Но король Томислав, храбрый и сильный молодец, вел с ним многочисленные войны и всегда вынуждал его к бегству. И родил Томислав сынов и дочерей и на тридцатом году своего правления умер 53.

XIII. Его сын Себеслав наследовал после своего отца в королевстве. В то время прибыли греки и заняли Скадар 54. Когда это услышал король Себеслав, собрал много народу и устремился в их лагерь. И падали греки, и многие погибли от меча, а многие попали в плен, иных же обратил в бегство. Пока это происходило, вошёл король венгерский Аттила в Себеславову землю и опустошил её, разрушил и сжёг большую часть его страны и вернулся домой. Отсюда пошёл в направлении запада, а вернувшись Себеслав не застал его и пошёл освобождать свою страну. Родилось ему двое сынов-близнецов 55, и одному дал имя Разбивой, что на латыни значит "ruina gentis", а другому Владимир. Правил 24 года и тогда умер 56.

XIV. После него правили его сыновья, которые, поскольку были близнецами, поделили королевство, и Разбивой владел Приморьем, а Владимир Сербией; этот взял в жёны дочь венгерского короля и родил с ней сынов и дочек. Потом умер Разбивой на седьмом году правления 57, так что Владимир взял целое королевство и на двадцатом году правления умер.

XV. После него правил его сын Хранимир 58; при нём взбунтовалась Белая Хорватия 59, и его выгнали оттуда. Тогда король собрал народ из Рашки и Боснии 60 и пошёл на них. Эти же собрались на Хелмском поле 61 (Ливанском поле) и был бой, где король упал и умер.

XVI. После всего взял королевство его сын Тврдослав, который отвоевал королевство своего отца и умер 62.

XVII. После него правил Остривой 63, его приёмный сын, поскольку у короля Тврдослава не было детей. Король Остривой родил сынов и дочерей и на двадцать и втором году умер.

XVIII. Его сын Толимир принял королевство. В те дни была радостна вся страна. Родил сыновей и дочерей и умер 64.

XIX. После него правил его сын Прибислав 65, который сотворил многие злодеяния. И поэтому, через некоторое время, взбунтовались боснийские вельможи 66 с некоторыми другими и убили короля, а тело его бросили в реку.

XX. Тогда сын его Крепимир 67 вместе с [боснийским] баном 68 всех их переловили, и поубивали наихудшей смертью. Потом Крепимир взял королевство и правил вместо отца. В то время пришли аламаны 69 и заняли Истрию и ворвались в Хорватию. Тогда король Крепимир собрал рыцарскую силу своего народа и навязал им войну. На войне король победил их остриём меча, гнал их и выгнал со всей своей земли. После этого аламанский воевода послал к королю Крепимиру послов сообщая, что отдал бы свою дочь в жёны его сыну Светозару 70. Король согласился, поскольку сам воевода был родственик короля 71, и принял его дочь как жену для своего сына. И между ними настал долгий мир. Правил Крепимир 25 лет и один месяц 72 да и умер.

XXI. После него правил его сын Светозар, который был ласковым и набожным, и жил в страхе господнем, и родил сына, которому дал имя Радослав 73. Умер в мире.

XXII 74. После него правил Радослав 75, который шёл по стопам отца и был богат различными достоинствами. Он родил сына, которого назвал Чаславом 76; когда этот стал юношей, перестал слушаться своего отца. В то время бан Белой Хорватии взбунтовался против короля вместе со всеми своими 77. Тогда король Радослав собрал войско и одну часть дал своему сыну Чаславу, а другую повёл с собой. Потом пошли и окружили бунтарей со всех сторон, переловили их и ограбили. Но король всех тех, кто попал ему в руки, отпустил на волю; тех же кого схватил сын Часлав, всех передал он воинам как невольников 78. Этим были озлоблены воины, что были с королём, и покинули его, перейдя к его сыну Чаславу. Тогда Часлав возгордился, прогнал своего отца с престола и, по наущению воинов, стал его преследовать. Наконец король, убегая, прибыл в одно место, что зовётся Ласта 79. Но, видя, что он не может избежать руки своего сына, с несколькими, которые его любили, прибыл на морской берег. Тогда от страха, ибо Часлав со своими уже был близко, прямо с лошадьми 80 кинулись в воду и доплыли до какого-то гребня, что был недалеко от суши, и взобрались на него; и так король ускользнул. Вскоре по воле Божьей там проходил корабль из Апулии 81. Тогда король со своими начали кричать и звать моряков, а моряки приплыли что бы увидеть что там такое. Когда узнали причину, приняли короля и всех его людей с уважением и отвели их в город Сипонт 82, откуда поехал [он] в Рим к престолу апостолов Петра и Павла 83. И с того дня зовётся этот гребень “Радославов камень”, то есть скала 84. Хотя и проклятый отцом, Часлав стал править 85.

В то время был в земле Срага какой-то молодец по имени Тихомил 86 сын какого то священника из села Рабики 87, который пас отару овец некоего князя Будислава 88. А что Тихомил от природы был храбрый и сильный ловец, и очень быстрый в беге, то когда бы только князь не шёл на охоту, брал его с собою. Один раз, когда они были на охоте, Тихомил, не хотя этого, по чистой случайности, ударил палкой, которая была в руке, одну суку, которую звали Палузия, и убил её. А так как князь весьма любил эту суку, он так устрашился, что убежал и пришёл к Чаславу, который его сразу принял 89.

XXIII. В правление короля Часлава венгерский вельможа Кис 90 прибыл со своим войском в Боснию и опустошил и ограбил эту область 91. Тогда, собрав людей, король вышел ему навстречу в дринской жупании возле реки. Когда тут начался бой, вышеупомянутый молодец Тихомил, раня на все стороны врагов, погнался и убил венгерского вельможу, которому отрубил голову и принес её королю. Того дня пало множество венгров у места, что называется Цивелино, что означало стенание скота 92. Точно так стенали венгры, когда их убивали как свиней; и место, где был убит вельможа Кис, называется до сих пор Кисково. После этого король Часлав, весьма довольный, дал Тихомилу дринскую жупанию и дочь рашского бана в жёны, за то что убил вельможу Киса. Когда же жена вельможи услышала о смерти своего мужа, пошла к венгерскому королю и потребовала помощи и войска, что бы отомстить смерть своего мужа. Собравши множество народу, пошла на короля Часлава и нашла его в Сриеме 93. Ночью, когда король ничего не знал, ворвались угры в его лагерь и поймали Часлава и всех кто был с ним. Кисова же жена велела, что бы их со связанными руками и ногами 94 кинули в реку Саву 95. И так сбылось: из-за греха, который сотворил против своего отца, свалилась беда на его голову, и погиб он и весь его дом 96.

XXIV 97. После этого осталась страна без короля, и баны начали править своей землёй, каждый своей областью и округой и покорили себе жупанов, от которых брали дань, как обычно брал король. Всё же никто не отважился присвоить себе королевский титул. Тихомил и после тестевой смерти правил в рашской земле, но не имел отваги назвать себя ни королём ни баном, а только великим жупаном 98, поскольку был главою других рашских жупанов. Так правили страной много лет.

XXV. Тем временем, родственники короля Радослава и воины, которые с ним были в Риме, услышав, что случилось, попросили короля, что бы женился. Под давлением их просьб он взял себе в жёны римлянку из весьма знатного рода и с ней родил сына, которого назвал Петриславом. После умер в глубокой старости и был похоронен с большими почестями в церкви св. Иоанна Латеранского 99.

XXVI. Позже Петрислав взял в жёны знатную римскую девушку и с ней родил сына, которому дал имя Павлимир 100. После этого долго жил со своими римскими родственниками и тогда умер. По его смерти возникла вражда между его роднёй и другими римлянами и, как это обычно часто бывает, произошли в городе тяжёлые стычки. Дойдя до юных лет, Павлимир развился в очень сильного и храброго рыцаря, так что в городе Риме не было ему равного. Этим-то он своим родственникам и другим римлянам очень нравился и они изменили его имя и прозвали его Беллом, поскольку он с большой радостью воевал 101.

В то время с Сицилии отправился флот, тьма-тьмущая сарацинских кораблей; такой флот на греческом называется “мирия армени”, а на латыни “decem milia vella” (“десять тысяч парусов”). Разрушили все приморские города. Однако латиняне, убегая добирались до гор, где пребывали славяне. Когда сарацины вернулись в свою страну, а латиняне хотели вернутся в свои города, их схватили славяне и задержали как невольников. Потом, всё же отпустили таки много латинян на свободу с условием, что бы им платили дань и чтоб служили. И таким образом опять начали строить приморские города, которые сарацины разрушили 102.

Тогда же римская родня Беллова или Белимирова, видя, что не могут выдержать засад и вражды вельмож римских 103, поскольку не хотели унижаться и заключать мир с врагами, вышли из города все вместе с Беллом, с женщинами, с сыновьями и дочерьми, числом пятьсот рыцарей, повели детей и женщин и прибыли в Апулию. Оттуда кораблём переправились в Далмацию. Прибыли к пристани, что называется Груж и Умбла. Славяне послали послов к Беллу, то есть к Павлимиру, чтобы пришёл и перенял королевство своих отцов, и ради этого пошла с ним его родня. Итак, они вышли на берег из кораблей, воздвигли укреплённый город и тут поселились. Когда народ города Эпидавра, который жил в лесах и горах, узнал, что Белло с римлянами прибыл и что они построили твердыню, собрался, прибыл и вместе с ними возвели город над морем, на морском побережье, который эпидавряне называют на своём языке “laus”. Отсюда этот город получил имя Лаузий, а позже, со сменой “л” на “р”, был назван Рагузий. Славяне же назвали его Дубровником, что значит “лесистый” или “лесной”, ибо пришли из лесу (дубравы) когда его строили 104.

XXVII. Как услышали баны и жупаны в стране, что прибыл Белло, внук короля Радослава, возрадовались, а больше всего радовался народ славянской земли; стали прибывать к нему со всех сторон, и также жители трибуньской округи, которые прибыли и с великими почестями отвели его в Трибуню. Потом пришли в Трибуню баны, которые вместе с жупанами и сотниками приняли его с почестями и на Вознесение поставили его королём. Только рашский жупан, что был из Тихомилового рода, не хотел со своей областью прийти к королю. Тогда король Белло разгневался, собрал войска и пошёл на Рашку. Но Лютомир, рашский жупан, собрав точно также войска встретил его войною. Когда произошла битва возле реки Лимы, не выстояло войско рашского жупана и кинулось в бегство. Когда король со своим войском гнал их к реке, что называется Ибар, жупан убегая, шёл через мост 105, некоторые из его свиты, чтобы добыть королевскую милость, посекли его мечами, кинули его с моста в реку и он погиб. Король же взял королевство своих отцов и в земле наступил мир под его присмотром. В знак победы, римляне, что были с королём, воздвигли в Рашке церковь в честь апостола Петра, в месте возле Калданы (Подбъеле). И недалеко от этой церкви король построил на одной скале твердыню и назвал её своим именем Белло. Тогда повелел, что бы упомянутая церковь была епископской и поставил там епископа и епископство, [которое существует] и до сегодняшнего дня 106. Потом король стал объезжать край и своё королевство.

Однажды, когда король был на сриемских окраинах, сриемцы договорились с венграми и пошли на бой с королём. В том месте полегли сриемцы и венгры, и над ними свершилась великая погибель. Так что от того дня и до сегодняшнего то поле, где начался бой, называется по королевскому имени – Белина 107, и это из-за победы, которую король там одержал. Потом венгры обратились к королю с просьбой о мире. И король заключил с ними договор, что бы в будущем не переходили реки Савы, от места истока и до места, где впадает в великую реку Дунай; а также что бы королевские люди не переходили ни на тот берег, ни они на этот. И они согласились на это и заключили мир. После этого король возвратился в приморские области. Один раз, когда он въезжал в один трибуньский город, умер внезапной смертью. Тогда его похоронили с большими почестями в церкви святого Михаила в том самом городе. Народ оплакивал его много дней. На седьмой день после его смерти, его жена родила сына, которого назвала Тишемиром 108, что можно бы сказать на латыни “consolator populi” (утешитель народа).

XXVIII. После смерти короля потомки Тихомила стали править в Рашке, да и все баны, как и встарь, начали править самовольно несмотря ни на королеву, ни на сына. Только Трибуня подчинялась королеве, поскольку её родственники были в Трибуни и в Лаузии, и поэтому не посмели покинуть её. Когда мальчик вырос, женили его на дочери бана Чудомира 109 из Белой Хорватии, от которой имел двух сыновей: Предимира 110 и Крешимира. Когда они подросли, Тишемир послал своего сына к своему тестю, что правил в Белой Хорватии, и велел ему собрать войска и идти на боснийского бана. Сам же со своим сыном Предимиром, собрав своих родственников и трибуньский народ, пошёл войной на бана, который управлял округой Превалитаной (Дуклей). И бан собрал свой народ и был готов к бою. Когда бой начался, упал бан и умер. Упал и Тишемир раненый: потом он умер. Но его сын Предимир одержал победу и занял всю Красную Хорватию, и был коронован. И он стал владеть землёй и королевством своих отцов.

XXIX. Воюя вместе с дядей его брат Крешимир опустошил Ускопле, и Луку, и Плеву 111. Но видя, что нельзя с ним тягаться в борьбе, боснийский бан убежал к венгерскому королю. Затем Крешимир занял всю Боснию и там правил. Когда же умер отец его матери, он завладел Белой Хорватией 112.

XXX. В то время умер болгарский царь по имени Пётр 113, столицей которого был город Великая Преслава. Греческий царь, собрав тьму-тьмущую своего народа, добыл всю Болгарию и покорил её всю своей власти, потом, вернувшись к своему двору, покинул своё войско. Но полководцы двинулись в Рашку 114 и заняли область. Рашский жупан бежал и прибыл к королю Предимиру со своими двумя сыновьями Пленом 115 и Радиградом 116, и со своей дочерью, именуемой Прехвалой 117, а короля нашли в жупании в Оногости (в Никшиче)  118. Когда король Предимир увидел, что его дочь такая очень красивая и статная, его сердце было ранено любовью к ней. И созвал он свою свиту и повелел им говорить с жупаном, с отцом девушки, если он согласен добровольно подчинится со своей областью королевской власти и поклясться в верности королю и его сыновьям, то пусть примёт к сведенью что король возьмёт его дочь в жёны. Когда это услышал жупан, обрадовался, поклялся вместе со своими сыновьями в верности королю и его сыновьям и обещал, что исполнит всё, чего бы король не пожелал. Тогда король женился на его дочери, а чтобы венчание произошло по-королевски, дал своим родичам Трибеку 119 в наследственное владение, что латыняне называют "haereditas" 120, а Радиграда поставил жупаном в Оногосте.

Не прошло много времени после того, как умер греческий царь 121, а король Предимир со своим тестем передал жителям Рашки, своим приятелям, чтобы без страха побили греков которые над ними правят. Так и случилось. Когда они ,одним днём, поубивали всех греков, он пошёл со своим тестем и родичами и занял всю Рашку, а своего тестя поставил великим жупаном, каким он был и раньше; своих же родственников сделал жупанами под отцовской властью, что бы владели и держали в подчинении эту область, лишь бы только признавали королевское право 122.

Потом родились королю четверо сыновей, которых звали так: первенец Хвалимир, второй Болеслав, третий Драгислав, четвёртый Свевлад 123. Он поделил между ними землю таким способом: 124

Хвалимиру дал округу Зенты (Зету) с городами - Луска (Лэшко поле), Подлуже (Жаблячкий округ), Горска (Хоти возле подгорицы), Купелник (Коплик на восточном берегу Скотарского болота), Облик (Тара-бош), Прапратна (округа между Баром и Улцинем), Црмница, Будва с Кучевом (Чево) и Грипули (Гробаль, жупания);

Болеславу дал Трибуню с такими жупаниями: Любомир, Ветаница (Фатница), Рудина (Билече), Крушевіца, Врмо (Врм, Коръеничи), Рисена (Рисан), Драчевица, Канали (Конаэли), Герновица (Жрновица, жупания);

Драгославу дал Хелманский округ (Хум) и такии жупании: Стантанию (Стон), Папаву (Попово), Ябско (Зажабле), Луку (возле Габелы), Велику (Великая гора около Любушкого), Горимиту (Имотски), Веченики (возможно мостарское поле), Дубраву и Дебри (Добар);

Свевладу дал округ, что по-словянски называется Подгорье, а на латыни Submontana, и такие жупании: Оногосте (Никшич), Морацию (Морочу), Комерніцу (Комарищу), Пиву, Герико (Орбииі: Гацко), Нетусини (Нееесине), Гуйсемо (возможно Гусине), Ком, Дебреку (Добар около Лима), Неретву и Раму; эти четыре округи назвал Тетрархией 125.

Жил король Предимир много лет и видел сыновей своих сыновей и умер в славной старости; а похоронен был с большими почестями и славой в рашской епископии в церкви святого Петра.

XXXI. У его брата, Крешимира, родился сын, коему дали имя Степан 126. Он правил после смерти отца Белой Хорватией и Боснией, и после него всегда правили [его потомки] в Хорватии. Имел он (т.е. Крешимир) от наложницы сына, хромого на обе ноги, который не мог долго ходить, и назвал его Легец 127. Этого Легеца после смерти отца Крешимира отвели в Трибуню к его двоюродному брату Болеславу. У него служила какая-то девушка по имени Ловица, которую полюбил и позже взял в жёны 128. С нею имел семерых сыновей, которые, когда выросли, стали молодыми рыцарями и умелыми во владении оружием.                   далее




Источник: https:// www soika.pro /dok/ letopisi, hroniki, puteshestvija, dnevniki/ rus samobjitnaja/
Категория: Летописи, хроники, путешествия, дневники | Добавил: сойка-soika (29.05.2021) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 19 | Теги: летопись попа дуклянина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar