Вт, 26.10.2021Приветствую Вас, Гость! | RSS

Повесть о зачале Москвы

ПОВЕСТЬ О ЗАЧАЛЕ МОСКВЫ
О ЗАЧАЛЕ ЦАРСТВУЮЩАГО ВЕЛИКАГО ГРАДА МОСКВЫ, КАКО ИСПЕРВА ЗАЧАСЯ

Вся убо христианская царства в конецъ приидоша и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческимъ книгамъ, то есть Российское царство: два убо Рима падоша, третий же стоить, а четвертому не быти. Поистинне же сей град именуется третий Римъ, понеже и над симъ бысть в зачале то же знамение, якоже над первымъ и вторымъ, аще и различно суть, но едино кровопролитие. Первому бо Риму, зиждему1 от Рома и Ромила, и егда начата Капетелион здати и ров копающе, обретоша главу вновъ2 закланна человека, нову3 и теплу кровь точащу и лице являющу к живым прилично4. Ея же увидев ентинарии, искусный знамениемъ смотритель, и рече, яко сей град глава будет многим, но по времени5, и по заклании, и по пролитии кровей многихъ. Такоже и второму Риму, сииречь Константинополю, зданию6 зачало бысть не без крове же, но по заклании7 и по пролитии кровей многих. Сице же и нашему сему третиему Риму, Московскому государъству, зачало бысть не без крове же, но по пролитии и по заклании кровей многихъ. Аще бо и нецыи от окрестных странъ враждующе поносятъ ему, сице глаголюще: «Кто убо чая или слыша когда, яко Москве-граду царствомъ слыти и многими царствы и странами обладати?» И сии убо немощию человеческою обложени суть8, не разумеюще силы Божий, ни пророческих писаний, яко всемощен Богъ и от несущаго в сущее привести, якоже искони9 и вселенную.
В лето убо 6633-го (1125), по преставлении благовернаго царя и великаго князя Владимира Всеволодича Монамаха, седе на великомъ княжении в Киевъ сынъ его, князь Юрий Владимировичь Манамащъ, а детей своих, князь Всеволод Юрьевич с нимъ, а другаго сына своего, князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго, посади в Володимеръ.* И в лето 6666-го (1158) сему великому князю, Юрию Владимировичю, грядущу из Киева во Владимиръ къ сыну своему, князю Андрею Юрьивичю, и прииде на место, идеже ныне царствующий град Москва,оба полы10 Москвы-реки. Сими же селы владущу тогда болярину некоему, богату сущу, зовому Кучку Иванову. Той же Кучко возгордевся зело и не почти великаго князя подобающею честию, якоже довлеет11 великимъ княземъ, но и поносивъ ему к тому12. Князь же великий Юрий, не стерпя хулы его, и повелевает болярина онаго ухватити и смерти предати. Сыны же его, видев млады суща и лепы13 зело, и дщерь едину, такову же лепу сущу, отела во Владимер къ сыну своему князю Андрею Юрьевичю. Сам же князь великий Юрий Владимировичь возходитъ на гору, и обозревъ с нея очима своима семо и овамо14 по обе страны Москвы-реки и за Неглинною, и возлюби села оны, и повелевает на месте том вскоре соделати мал древянъ град. И прозва и званиемъ Москва-град по имени реки, текущия под нимъ.
И отходить во Владимир къ сыну своему, князю Андрею Боголюбскому, и сочетает бракомъ сына своего со дщерию Кучковою, с неюже князь Андрей и сыны прижитъ, но млады отъидоша ко Господу. И бывъ у него довольно время, заповеда сыну своему, князю Андрею, град Москву людьми населяти и распространяти. И паки возвращается в Киевъ, и с нимъ отиде в Киевъ и сынъ его, князь великий Андрей Боголюбский.
Того же лета князь великий Андрей Юрьевичь Боголюбский паки возвратися вспять, и принесе с собою ис Киива во Владимир икону Пресвятыя Богородицы, юже прежде сего принесе из Царяграда, и украси ю боле 30 гривенъ злата, кроме сребра, и драгаго камения, и жемчюгу; и созда церковь каменну Успения Пресвятыя Богородицы, и верхъ ея позлати, и постави в ней икону Пресвятыя Богородицы, и вда ей села лутчая и десятое по всемъ. Сей убо благоверный великий князь Андрей все упование свое возлагаше на Бога и на Пречистую его Богоматерь, и ни о чемже о земныхъ печашеся15, но токмо достизаше небесная, и яко орел ношашеся периемъ высокопарнымъ и легцъ возношашеся къ добродетелемъ воздуху. Темъ16 во устех ему бе Давидъ медоточный, и долу легания17 на жестоко постланне постели и плотскаго смешения со женою си до конца ошаяся18, и ни во снех ему соблазны женския мечтахуся, паче же рещи19, яко звездамъ уподобляшеся всякимъ сладкодушиемъ, церкви созидая и нищих удовляя20. Удаляя убо удалися от нея, и отбеже бегая и особящаяся на зде бысть птица и нощный вран без сна на нырищи21. Но сия вся неугодна быша жене его, требоваше бо пригорновения22 и плотскаго смешения.
Прежде помянутым же шурьямъ его, Кучковичем, возрастъшимъ и живущимъ у великаго князя Андрея в велицей чести, с ними убо жена его совещався, и зло мыслитъ с ними на господина своего, великаго князя Андрея Юрьевича. И по некоемъ времяни отай23 приводит я к ложу его и предаетъ того в руце врагомъ, супружника своего, яко Сампсона Далида и яко убийственная Тиндарида сожителя своего храбраго ироя. Кая убо щеньца кормящия лвица дерзну когда таковая сотворити, или кая злогневная мечка24 сице содея? Втекоша убо убийцы оны, окаяньнии Кучковичи, со оружии к нему, яко следящий пси, и обретают его на худе лежаща долу легании. В лето 6683-го (1175) июня в 29 день и убиваютъ его немилостивно, имуща во устех божественная словеса. И кровь убо течаше по земли праведнаго, якоже древле Авелева. Еще же и ино зло приложиша к тому, яко и тело его предаша водамъ. Но убо не утаися25 сие всевидящему оку Божию, но вскоре я, убийцы оны, суд постиже, еже явлено бысть и всемъ.
В лето убо 6684-е (1176) прииде ис Киева во Владимиръ брат его, Михайло Юрьевичь, и изби убийцы брата своего, и телеса их вверже въ езеро. А жену его повелъ повесити на вратех и разстреляти ю изо многихъ луковъ, да накажутся и прочий впредь таковая не творити ктому. И седе на великомъ княжении в Володимеръ, и быв лете едино, и умре.
И в лето 6685 (1177) седе на великое княжение в Володимеръ великий князь Всеволод Юрьивичь, и пристави к церкви Святыя Богородицы четыре верхи, юже братъ его созда, князь великий Андрей Боголюбский, и позлати я, а на своемъ дворе постави церковь каменну великомученика Димитрия, и верхъ ея позлати. И бысть имя его славно по всей земли, и на татарах дань имал, и владяше всею землею Рускою и до моря Волгою, 36 лет княживъ и преставися в лето 6720 (1212) апреля въ 25 день.
И по немъ начата княжити сынове его и сродичи, и быша между ими брани мнози, и нахождения поганых татаръ на Рускую землю, и пленение Руской земли, и побиение многих князей руских от татар, и бысть княжения их лет 25. Оттоле начат Руская земля работати26 татаромъ. Посемъ начать княжити в Володимере великий князь Юрий Всеволодичь, при немже бысть батыевщина.
В лето 6745-го (1237) за умножение грех наших приходилъ на Рускую землю злочестивый царь Батый. Тоя же зимы взяша татарове град Москву и князя Владимира Юрьевича взяша, и воеводу Филиппа Няния убиша, и вся люди посекоша и поплениша. И в лето 6746 (1238) благоверный великий князь Юрий Всеволодичь убиен бысть от безбожных татаръ на рецеъ на Сите. Кирил же епископъ идый з Бела езера, взят тело великаго князя и положи е в Ростовъ, в церкви Святыя Богородицы. Сего сыновъ: Всеволодъ, Мстислав, Владимир. Того же 746-го (1238) году прииде из Великаго Новаграда брат великаго князя Юрия, Ярослав Всеволодичь, и седе на великомъ княжении во Владимере, а сына своего, князя Александра, остави в Великомъ Новеградъ. И повелеъ привести тело брата своего, великаго князя Георгия, и срете27 его самъ и весь градъ. Сей убо великий князь Георгий Новградъ Нижней созда и монастырь Пресвятыя Богородицы Печерския. Пребысть же на отчи столе въ Володимере 24 лета. Того же 746-го (1238) году преставися князь великий Ярославъ Всеволодичь во Орде нужною28 смертию. И прииде из Великого Новаграда во Владимер великий князь Александръ Ярославичь и поиде къ Батыю во Орду. Видев же его Батый, удивися величеству и доброте его и, почтивъ его, отпусти.
В лето 771-е (1263) ноября въ 14 день преставися великий князь Александръ Ярославичь Невский, во иноцех и в схиме, и положенъ бысть в Володимере в церкви Рожества Пресвятыя Богородицы. Сего сынове: Василий, Димитрий, Андрей, Данило Московский. И по немъ начата княжити в Руской земли братия и сынове его и сынъ его, великий князь Данило Московский. В та же лета быша на Рускую землю от татаръ насильства и зла многа. Быша же сынове великаго князя Даниила Московскаго: Юрий, Александръ, Борис, Иванъ, Афанасий. Бысть же княжении сыновъ Александровых и великаго князя Даниила Московскаго лет 40. Сей великий князь Данило паче возлюби в Москве жительствовати, и созда его паче перваго, и гражданы насели, бе бо добродетеленъ и нищелюбив, по премногу и къ Богу имяше веру, и молитву, и слезы велия; и от того прославися и паче Москва-град. Пожитъ же на Москве князь великий Данило Александровичь лет 12, и преставися в лето 811 (1303) марта въ 4 день, и положенъ бысть во своемъ ему в Даниловскомъ монастыре. По немъ начата княжити в Руской земли сродичи и сынове его и бысть княжения их лет 25.
В лето 813(1305) прииде на Русь Петръ митрополитъ, поставленъ Афанасиемъ, патриархомъ Цареградцскимъ. А лето 831 (1323) заложена бысть на Москвъ церковь каменна соборная Успение Пресвятыя Богородицы. Toe же зимы и преставися преосвященный Петръ, митрополит Киевский и всея России, декабря въ 21 день въ 3 час нощи, и положенъ бысть в церкви Святыя Богородицы, юже самъ созда.
В лето 836 (1328) седе на великомъ княжении владимирскомъ и московскомъ сынъ его, князь Иванъ Даниловичь, зовомый Калита. И того же лета заложена бысть церковь каменна святаго Иоанна списателя Лествицы. Той же великий князь Иван Даниловичь в лето 838 (1330) постави на Москве церковь каменну Преображения Господне у своего двора. В лето 841 (1333) единемъ летомъ князь великий Иванъ Даниловичь содела церковь каменну архистратига Михаила. Той же великий князь Иван Даниловичь в лето 847 (1339) содела около Москвы новый древян град и укрепи его зело паче перваго. Во дни же княжения его бысть на России тишина велия. И начася ему писати величество: великий князь Иванъ Даниловичь Владимерский и Московский и всеа России. В лето 6819 (1311) преставися князь великий Иван Даниловичь Калита марта въ 31 день, и положенъ бысть на Москвъ во Арханьггеле. Сего сынове: Симеонъ, Иванъ, Андрей.
Примечания.
1. созданному;
2. недавно;
3. свежую;
4. лицо казалось похожим на живое;
5. со временем;
6. созданию;
7. убиении;
8. преисполнены;
9. с самого начала;
10. по обоим берегам.
11. подобает;
12. к тому же, кроме того;
13. красивые;
14. туда и сюда;
15. не заботился ни о чем земном; 1
16. поэтому;
17. лежание внизу, на земле;
18. воздерживался;
19. сказать более того;
20. удовлетворяя;
21. избегая отдалялся от нее и, отбежав, убегал и уединялся в этой жизни, подобно птице-сове, живущей в развалинах;
22. объятий;
23. тайно;
24. медведица;
25. скрылось;
26. служить;
27. встретил.
28. мучительной.
Комментарии
ПОВЕСТЬ О ЗАЧАЛЕ МОСКВЫ
Среди литературных памятников середины—второй половины XVIIв. существуют четыре произведения, посвященные основанию Москвы. Это «Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы», «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии», «Предание об основании Москвы Олегом», а также «Повесть о зачале Москвы». При сложении этой повести была использована сформулированная в первой половине XVIв. старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем (в его посланиях дьяку Мисюрю Мунехину и Василию III— см. наст, изд., т. 9, с. 290—305) идея «Москва — третий Рим». Она утверждала, что Россия, после падения первого Рима и второго Рима — Константинополя из-за уклонения от «истинной веры», стала до скончания веков единственным центром христианства, а государь Василий IIIответственен за судьбу всего христианского мира. Автор повести, обратившись к теории «Москва — третий Рим», использовал ее в своих целях: он приравнял Москву к «первым Римам» по сходству обстановки, в какой города были основаны: на месте, где возникли Рим и Константинополь, пролилась кровь. На крови, как следует из текста повести, была основана и Москва. Источниками ему послужили поздний летописец, где находился рассказ об основании Москвы князем Юрием Долгоруким, легенда о боярине Кучке как первом владельце Москвы, летописное «Сказание об убиении Андрея Боголюбского», где упоминались имена Кучковичей, и, возможно, какие-то предания, сохранившие воспоминания об участии в убийстве князя своей жены. Кроме того, автор повести использовал два фрагмента из Хронографа редакции 1512 г.: из главы «Царство Левкиа Таркиниа» (рассказ об основании Капитолия (храма Юпитера) в Риме) и из главы, повествующей о византийском императоре Никофоре Фоке (обе главы представляют собой извлечение из переведенной с греческого на среднеболгарский язык в XIVв. Хроники Константина Манассии (см.: Среднеболгарский перевод Хроники Константина Манассии в славянских литературах. София, 1988. С. 135—136, 209). В своем повествовании автор убрал имевшие место в «Сказании об убиении Андрея Боголюбского» политические мотивы убийства, заменив их изображением семейной драмы, воспользовавшись для этого хронографическим рассказом об убийстве византийского императора Никофора Фоки при участии его жены Феофаны. Таким образом был создан вымышленный, занимательный рассказ, в котором основное внимание было уделено не столько боярину Кучке, на крови которого собственно и была основана Москва, сколько судьбе его потомков. Далее в повести говорится о расправе Михаила, брата Андрея, с заговорщиками и кратко, в форме погодных записей, излагаются основные этапы истории Москвы и великих князей Московских.
Повесть известна в 30 списках второй половины XVII—XVIIIвв. Текст повести печатается по списку ГИМ, Синодальное собр., № 964, являющемуся старейшим списком, датируемым 1674 г. и изданным в книге: Повести о начале Москвы / Исследование и подготовка текстов М. А. Салминой. М.; Л., 1964. С. 173—175. Исправления внесены по списку: ГИМ, Синодальное собр., № 607, начало XVIIIв.
Стр. 136. Вся убо христианская... а четвертому не быти. — Эта фраза почти дословно повторяет слова старца псковского Елеазарова монастыря Филофея (см. выше), обращенные к дьяку Мисюрю Мунехину (см. наст, изд., т. 9, с. 298).
... от Рома и Ромила. — Согласно преданию Рим был основан Ромулом, но легенда утверждает, что в самом начале строительства города принимал участие, правда вскоре погибший, и его брат Рем.
... здати и ров копающе... по пролитии кровей многихъ. — Весь отрывок заимствован из главы «Царство Левкиа Таркиниа» Хронографа 1512 г. Глава является извлечением из славянского перевода «Хроники Константина Манассии». Значение слова «ентинарии» становится понятным, если обратиться к греческому тексту «Хроники Константина Манассии». Слово «ентинарии» есть не что иное, как выражение, по-видимому неправильно понятое еще славянским переводчиком «Хроники» и в переводе означающее «В Тиррении» (в Этрурии) (см.: Салмина М. А. «Ентинарии» в «Повести о зачале Москвы» // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 362—363).
... князя Владимира Всеволодича Монамаха... — Его княжение в Киеве падает на 1113—1125 гг.
... князь Юрий Владимировичь Манамащъ... — Князь Юрий Владимирович Долгорукий (ок. 1090—1157), сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Князь ростово-суздальской земли с 1125 г. С 1155 г. — великий князь Киевский. Весь дальнейший рассказ о встрече Юрия по пути следования им в 1158 г. (дата явно вымышленная) во Владимир с боярином Кучкой, казни последнего из-за неуважительного его отношения к князю, основании Юрием града Москвы на месте сел убитого им боярина Кучки и т. п. является легендой. В летописях же Москва первый раз упоминается под 1147 г.: здесь состоялось свидание Юрия Долгорукого со Святославом Ольговичем.
... князь Всеволод Юрьевич... — См. ниже, примеч. к стр. 495.
... князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго посадив Володимере. — Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111 —1174) — сын Юрия Долгорукого. Исторические сведения здесь искажены. Юрий Долгорукий, после того как в 1155 г. стал великим князем Киевским, посадил Андрея в Вишгороде. Но Андрей против воли отца ушел в Суздальскую землю и в 1157 г. был избран ростовцами и суздальцами на княжение. Он сделал столицей ростово-суздальской земли Владимир. С 1157 г. по 1174 г. он князь Владимирский. По-видимому, искажение исторических фактов: «посажение» Юрием Долгоруким Андрея во Владимире, его пребывание здесь, участие в бракосочетании сына с дочерью Кучки понадобились автору для того, чтобы и второе «кровавое» событие (убийство Андрея Боголюбского во Владимире) также связать с именем основателя Москвы.
Стр. 136—137. ... болярину некоему, богату сущу, зовому Кучку Иванову. — Имя боярина Кучки в летописях не встречается. В то же время «Кучковичей» летописи упоминают (см.: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 467—468). Упоминаются Кучковичи и в летописном «Сказании об убиении Андрея Боголюбского» под 1175 г.: здесь называются убийцы князя «окаяннии» Кучковичи (Яким Кучкович и его зять Петр) (см.: ПСРЛ. Лаврентьевкая летопись. Л., 1927. Т. I. Вып. 2. Стб. 368—369).
Стр. 137. ... за Неглинною — Река Неглинная — левый приток Москва-реки, впадающий в нее в пределе города. При впадении р. Неглинной в Москву-реку, считается, и была построена Москва.
... по имени реки, текущия под нимъ. — Т. е. по имени реки Москвы.
... со дщерию Кучковою. — Существование дочери боярина Кучки, вышедшей замуж за Андрея Боголюбского и впоследствии участвовавшей в убийстве мужа, летописями не подтверждается. Но намеки на существование каких-то преданий, сохранивших воспоминания об участии жены князя Андрея в его убийстве имеются. Следы этих преданий Н. Н. Воронин обнаружил в миниатюре Радзивиловской летописи конца XVв., иллюстрирующей рассказ о смерти Андрея. Отрубленную руку князя на этой миниатюре летописи держит женская рука (см.: Вестник АН СССР. 1945. № 9. С. 112). Некоторые намеки имеются и в рассказе Тверской летописи об убийстве Андрея, где упоминается «болгарка», которая «держаше к нему злую мысль» за походы на «Болгарскую землю» и жаловалась на него втайне Петру, «Кучкову зятю».
... и с нимъ отиде в Киевъ и сынъ его, князь великий Андрей Боголюбский. — В 1158 г. Юрия Долгорукого уже не было в живых, а Андрей Боголюбский находился в ростово-суздальской земле. И летописи этот поход Андрея не подтверждают.
... и принесе с собою ис Киива во Владимир икону Пресвятыя Богородицы... из Царя-града... — Здесь речь идет о принесении князем Андреем во Владимир на Клязьме знаменитой византийской иконы Богоматери (по преданию, писанной евангелистом Лукой). Икона была установлена в Успенском соборе и получила имя «Владимирской».
... и созда церковь каменну Успения Пресвятыя Богородицы... — Успенский собор во Владимире был заложен Андреем Боголюбским в 1158 г. и отстроен в 1160 г. (см.: Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII—XVвеков. М., 1961. Т. 1. XIIстолетие. С. 149).
... и еда ей села лутчая и десятое во всемъ. — Речь здесь идет о «десятине». Древнерусская десятина — отчисление одной десятой доли от всех поступающих на княжеский двор доходов в пользу церкви (см.: Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X—XIIIвв. М., 1989. С. 76—77). Далее в повести следует текст, где автор развертывает картину убийства князя Андрея.
В летописях эта картина представлена следующим образом: убийцы, приближенные князя, среди которых были Яким Кучкович и Петр, Кучков зять, сговорившись, в ночное время с оружием ворвались в ложницу князя. В первой стычке им удалось только ранить его. Окончательно убийцы расправились с ним уже «под сенями», куда укрылся раненый. Тут Петр Кучков отрубил ему левую руку. Приводилась и политическая причина убийства: Андрей собирался казнить брата Якима Кучковича (см. наст. изд. Т. 4, с. 210). Не то мы видим в повести. Автор ее не упоминает о политических причинах убийства, а создает занимательный рассказ о конфликте между мужем-аскетом и чувственной женой. Он обратился к рассказу Хронографа 1512 г. об убийстве императора Фоки с участием его жены Феофаны и перенес всю картину этого убийства в повесть. Весь отрывок повести со слов«яко орел ношашеся» по слова «якоже древле Авелева» (за исключением летописных данных, слов «церкви созидая и нищих удовляя» и фразы, в которой упоминаются Кучковичи) является дословным заимствованием из главы «Царство Никифора Фоки» Хронографа 1512 г.
... Давидъ медоточный... — Имеются в виду псалмы, ветхозаветные религиозные хвалебные песни, которые, по преданию, были сложены древнееврейским царем Давидом.
... быстъ птица и нощный вран без сна на нырищи. — Ср.: Пс. 101, 7.
Стр. 138. ... яко Сампсона Далида... — Согласно преданию (см.: Суд., 16, 17—21) Далида, филистимлянка, возлюбленная Самсона, знаменитого библейского героя, выведав тайну его необыкновенной силы, заключавшейся в семи прядях волос, остригла Самсона во время сна и предала его в руки врагов.
... Тиндарида... храбраго ироя. — Здесь имеется в виду Клитемнестра, дочь спартанского царя Тиндарея и Леды, убившая своего мужа царя Микен — Агамемнона.
В лето 6683-го (1175) июня в 29 день... — Андрей Боголюбский был убит в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. в своем пригородном замке Боголюбово (откуда и прозвище «Боголюбский»).
... Авелева. — Авель (Быт. 4, 2—8) — второй сын Адама и Евы, убитый своим старшим братом Каином из зависти за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно.
Еще же и ино зло... предаша водамъ. — Возможно, не соответствующее историческим сведениям известие повести, будто тело убитого князя «предаша водам», опирается на описание казни убийц, тела которых бросили в озеро.
... Михаила Юрьевичь... — Михаил Юрьевич, сын Юрия Долгорукого и брат Андрея Боголюбского, умер в 1176 г., пробыв, как сообщают летописи, князем Владимирским всего один год. О мести его за убийство брата летописи не сообщают. Изображение расправы с княгиней-убийцей, по-видимому, авторский вымысел.
... Всеволод Юрьивичь... и позлати я... — Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154—1212), сын Юрия Долгорукого и брат Андрея Боголюбского, с 1177 г. (или с 1176 г.) князь Владимирский. Построенная в 1158— 1160 гг. Андреем Юрьевичем Боголюбским во Владимире церковь Успения Пречистой Богородицы «об едином верее» была в 1185 г. повреждена пожаром, и Всеволод Юрьевич приступил к ее восстановлению. В 1189 г. происходит «великое священие собора». Летопись сообщает: «Всеволод же четыре верхи назда и позлати» (см.: Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII—XVвеков. Т. 1. С. 149, 354).
... а на своемъ дворе... и верхъ ея позлати. — Речь идет о постройке Всеволодом во Владимире Дмитриевского собора, который предположительно был заложен в 1194 г. (см. там же, с. 398). «Гробная доска» святого Дмитрия Солунского была положена в соборе в 1197 г.
... великий князь Юрий Всеволодичь... — Князь Юрий (или Георгий) Всеволодович (1189 или 1187—1238 гг.), сын Всеволода Большое Гнездо. Его владимирское княжение падает на 1218—1238 гг.
Батый — сын Джучи-хана, старшего сына Чингиз-хана. Умер в 1255 г. Основатель Золотой Орды, завоеватель Восточной Европы в конце 30—40 гг. XIII в. Монголо-татары во главе с Батыем завоевали и Русь (литературные памятники, посвященные монголо-татарскому нашествию на Русь, см. в наст, изд., т. 5).
... Владимира Юрьевича... — Владимир Юрьевич — сын великого князя Юрия Всеволодовича.
... воеводу Филиппа Няния... — Филипп Нянько — воевода, защитник Москвы от войска Батыя. Его существование подтверждается летописями.
... на Сите. — Река Сить — правый приток реки Мологи, впадающей в Волгу (Ярославская обл.).
... Всеволодъ, Мстислав, Владимир. — Летописи подтверждают существование таких сыновей у великого князя Юрия Всеволодовича.
... Ярослав Всеволодичь. — Князь Ярослав Всеволодович (1191 —1246), сын Всеволода Большое Гнездо, занимал великокняжеский стол с 1238 по 1246 г.
... князя Александра... — Александр Ярославич Невский (1220—1263), сын Ярослава Всеволодовича. С 1236 г. — князь Новгородский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский.
Стр. 138139. ... Новградъ Нижней созда и монастырь Пресвятыя Богородицы Печерския. — Георгий (или Юрий) Всеволодович основал в 1221 г. Нижний Новгород. Под 1229 г. в летописях упоминается монастырь Святой Богородицы под Нижним Новгородом («вне града»). Это, видимо, и есть Печерский монастырь. В нем находилась икона Печерской Божьей матери.
Стр. 139. ... преставися... Ярославъ Всеволодичь во Орде нужною смертию. — По сообщению летописных источников, Ярослав Всеволодович, будучи в Орде у великого хана, был там оклеветан, а затем отравлен. Умер он в 1246 г., а не в 1238 г. (6746), как указано в повести.
... преставися... во иноцех и в схиме. — Александр Ярославич перед смертью принял монашество. Существование у Александра Невского сыновей с такими именами подтверждается летописями.
... князь Данило Московский. — Князь Даниил Александрович (1261 —1303), сын Александра Невского, считался родоначальником великих московских князей. Москву в удел он получил не позднее 1283 г. Даниилу удалось расширить территорию своего княжества. Так, он присоединил к своим владениям Коломну и Переславль, тем самым увеличив население в своих владениях.
... Юрий, Александръ, Борис, Иванъ, Афанасий. — Эти имена сыновей Даниила Александровича известны из летописей.
... во своемъ ему в Даниловскомъ монастыре. — Древнейший московский Данилов монастырь основан князем Даниилом Александровичем, вероятно, незадолго до своей смерти (см.: Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII—XV веков. М., 1962. Т. 2. XIII—XV столетия. С. 150—151).
В лето 813 (1305) прииде на Русь Петръ митрополитъ.. юже самъ созда. — Петр (ум. в 1326 г.) митрополит всея Руси. Как следует из повести, посвященной его житию (XIV в.), Петр был поставлен в митрополиты всея Руси патриархом Афанасием Царьградским в 1308 г. (по другим источникам в 1305 г.). Он был союзником московских князей в их борьбе за великое княжение. Московского князя Ивана Даниловича Калиту Петр уговорил построить в Москве собор Успения Богородицы, где собственными руками создал себе усыпальницу. Но собор был заложение в 1323 г., как указано в повести, а в 1326 г. (см.: Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII—XV веков. Т. 2. С. 152). Сам Петр умер также на три года позже, чем это указано в повести. Это был первый московский епископ, в XIV в. церковь причислила его к лику святых и память его чествуется 21 декабря.
... князь Иванъ Даниловичь, зовомый Калита. — Иван Данилович Калита (ум. в 1341 г.) с 1325 по 1328 г. владел только московским уделом, а с 1328 г. стал и великим князем Владимирским. Ко времени его правления относятся расширение территории Московского княжества и усиление значения Москвы.
... церковь каменна святаго Иоанна списателя Лествицы. — Церковь Иоанна Лествичника была заложена в Москве 21 мая 1329 г. (см.: Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII—XV веков. Т. 2. С. 157). Иоанн Лествичник — преподобный, написавший руководство к иноческой жизни «Лестница райская» (VI—VII вв. н. э.).
... постави на Москве церковь каменну Преображения Господне у своего двора. — В 1330г. Иваном Калитой был заложен храм, получивший название Спаса на Бору (см.: Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII—XV веков. Т. 2. С. 158).
... содела церковь каменну архистратига Михаила. — Это известие подтверждается летописными источниками (см.: Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII—XV веков. Т. 2. С. 161).
... содела около Москвы новый древян град... — В 1337 г. старые стены московской крепости были разрушены пожаром, и в 1339 г. Иван Калита закладывает новую деревянную крепость (см.: Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII—XV веков. Т. 2. С. 164—165).
... Иванъ Даниловичь Владимерский и Московский и всеа России. — Такое титулование Ивана Калиты появилось много позже, в XVI в. (см.: ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10. С. 203).
... во Арханьггеле. — Имеется в виду Архангельский собор Московского Кремля, служивший родовой усыпальницей московских великих князей и царей.
... Симеонъ, Иванъ, Андрей. — Летописи подтверждают существование таких сыновей у Ивана Калиты.








 

Источник: https:// www soika.pro /dok/ letopisi, hroniki, puteshestvija, dnevniki/ rus samobjitnaja/
Категория: Летописи, хроники, путешествия, дневники | Добавил: сойка-soika (26.05.2021) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 44 | Теги: повесть о зачале Москвы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar