Вс, 17.10.2021Приветствую Вас, Гость! | RSS

Рассказ рифмованой хроники XV в.о походе Магнуса на Новгородскую землю

РАССКАЗ РИФМОВАННОЙ ХРОНИКИ XV В. О ПОХОДЕ МАГНУСА НА НОВГОРОДСКУЮ ЗЕМЛЮ

Предисловие
Переведенный здесь отрывок, касающийся похода короля Магнуса, сына герцога Эрика (род. в 1316 г., ум. в 1376 г.), на Новгород в 1348 г., взят из рифмованной хроники, являющейся продолжением ХЭ. Она охватывает весь XIV в. и занимает место между ХЭ и следующей по времени хроникой, доходящей уже до середины XV в. Этот промежуточный текст написан, как полагают, вскоре после 1452 г. Автор его подражает ХЭ, оказавшей на него большое влияние в отношении языка и стиля, но в противоположность своему образцу он вводит в некоторых местах точные даты. Он был знаком с документальным материалом описываемого им времени и с так называемой Хроникой Висбю, которая велась на латинском языке в одном из монастырей в этом городе, пользовался также устным преданием, а в особенности для времени до 1360 г., направленным против Магнуса политическим памфлетом на латинском языке «Libellus de Magno Erici rege».
Этим последним источником ярче всего определяется политическая тенденция рассматриваемой здесь хроники, совершенно иная, чем в ХЭ. В ХЭ, заканчивающейся избранием малолетнего Магнуса королем Швеции в 1319 г. и написанной, как полагают, не позже первых лет его самостоятельного правления, проявляется столь же сочувственное отношение к этому королю, как и раньше к его отцу Эрику и ко всей партии Эрика. Здесь же, наоборот, автор, описывая события XIV в., примыкает к оппозиции королю со стороны феодальной знати и высшего духовенства, вызванной внутренней политикой Магнуса, которая была направлена к укреплению королевской власти и ограничению привилегий светских и духовных феодалов.
В этой оппозиции самое горячее участие принимала Биргитта, впоследствии канонизированная и известная под названием Святой Биргитты (род. ок. 1303 г., ум. в 1373 г.) Она происходила из знатного упландского рода; ее отец, Биргер Персон, видный государственный деятель и член совета опекунов, правивших в Швеции до совершеннолетия короля Магнуса, был одним из крупнейших шведских землевладельцев того времени. Деятельность этой честолюбивой и фанатически религиозной женщины, обладавшей литературным талантом и резко выраженной склонностью к мистике  и экстазу, имела большое значение для шведской церкви XIV в. Биргитта основала Вадстенский монастырь и сочинила для него устав; ей же принадлежит инициатива перевода Библии на шведский язык. В целом ряде посланий и в «Откровениях», записанных около середины XIV в. и сохранившихся в латинском переводе (лишь в очень небольшой части — на шведском языке), Биргитта дает советы и наставления Магнусу, близкие по содержанию к тем произведениям средневековой поучительной литературы, в которых выводится идеал правителя как блюстителя справедливости и верного сторонника церкви. В начале своей карьеры Биргитта была в дружественных отношениях с Магнусом, но впоследствии резко разошлась с ним и стала громить его как отъявленного нечестивца. Указанный выше памфлет против него, составленный в 60-х годах XIV в., в значительной мере основан на писаниях Биргитты.
Поход Магнуса на Новгородскую землю в 1348 г. был продолжением той внешней политики Швеции XIII и XIV вв., о которой мы уже знаем из ХЭ. При том финансовом положении, которое неизменно было слабой стороной Швеции при Магнусе, это предприятие было совершенно непосильным, не говоря уже о том, что оно без всякой пользы нарушило весьма важную внутреннюю политическую деятельность, которая развертывалась в Швеции в первой половине правления Магнуса. Дело и тут не обошлось без влияния Биргитты. Большинство ее высказываний относительно тех «справедливых» на ее взгляд войн, которые полагается вести образцовому правителю, относится к первому походу Магнуса на Новгород в 1346 г. Этому «крестовому походу» она придавала большое значение и ждала от него успеха в смысле обращения «язычников» в католичество; в «Откровениях» подробно изложено, как следует действовать для достижения этой цели, — начинать с увещаний, а в случае их неуспеха действовать силой.
На рассматриваемой здесь хронике вообще в полной мере отразились «Откровения»; со шведским текстом одного из них буквально совпадают и многие места нашего отрывка о походе Магнуса. Но хроника гораздо конкретнее; несмотря на свою тесную связь с таким произведением, как «Откровение», она гораздо ближе к историческому повествованию, чем туманные вещания Биргитты. Тем не менее автор хроники не обнаруживает в рассказе о походе Магнуса той более солидной осведомленности о событиях и о хронологической их последовательности, какую он проявляет в других местах: он не дает четкого и последовательного изложения первого и второго похода Магнуса на Новгород; в его повествовании преобладает элемент исторического анекдота в соединении с «Откровениями» и их идеологией.
Источник известия о нападении русских на Магнуса и о том, как он избежал плена, в точности не выяснен. Неясно также, что это за река Ловка, близ устья которой незадачливый покоритель Ижорской земли чуть не попал в руки неприятеля; было высказано [126] предположение, что это река Луга, впадающая в Финский залив. В общей схеме событий — завоевания Магнуса на русской территории, за которыми вскоре последовало поражение и утрата завоеванного, — автор близок к Хронике Висбю.
Антинемецкая тенденция автора, как и многое другое, соответствует образу мыслей Биргитты, рисующей немцев как слуг дьявола и т. п. Но вместе с тем в этом сказалось и нечто более положительное и конкретное, чем ее неистовый фанатизм, а именно те довольно сложные отношения и те настроения, которые были вызваны в Швеции во второй половине XIV в. засилием немецких феодалов, пришедших туда с герцогом Альбрехтом Мекленбургским; в 40-х годах Магнус был свергнут, и Альбрехт стал королем при всемерной поддержке шведских феодалов. В обстановке длительных смут и междоусобий неизбежно обострились внутренние классовые противоречия. Для шведской феодальной знати волнения и недовольство среди широких масс были серьезной угрозой. Чтобы отвлечь ее в другую сторону, отвести от себя, прежние сторонники Альбрехта вскоре переменили позицию — им было выгодно направить на немецких феодалов то, что грозило им самим. На автора хроники, писавшего в середине XV в., в смысле отрицательного отношения к иноземному вмешательству, влияла и идеология современной ему эпохи, когда начинало слагаться шведское национальное государство.
Изображаемое автором заступничество немцев за новгородцев, захваченных в плен Магнусом в 1348 г., легко объясняется в связи с позицией Ганзы в отношении шведско-русской войны: Ганза поддерживала Новгород, так как для нее было чрезвычайно невыгодным нарушение торговли с ним, вызываемое подобными войнами. Одним из результатов похода Магнуса были поэтому натянутые отношения между Ганзой и Швецией в 50-х годах XIV в.
Для настоящего очерка использованы следующие работы шведских авторов: Andersson I. Kallstudier till Sweriges historia (1230-1436). Lund, 1928; Tunberg S. A, ldre medeltiden. Sveriges historia till vara dagar, del. II. Stockholm, 1926; Schuck H. och Warburg K. Svensk litteraturhistoria, bd. I. Stockholm, 1895.
Строки 120-186, c. 175-177 по тому же изданию, что и ХЭ
Я никогда не слыхал, чтобы бог оказывал какому-нибудь королю большую милость [чем Магнусу]. Тогда еще была жива святая Биргитта; через нее бог наставлял его, как ему следует себя вести, но он с этим не считался. Он решил идти в поход на Русскую землю. Дева Мария велела возвестить ему: если он последует ее наставлениям, то она сохранит его от всякого зла. Она называла его своим новым сыном; он обратил на это очень мало внимания. Она говорила ему, чтобы он, когда соберется войной на русских, не брал с собой иноземцев, а полагался на бога и на своих людей; она будет крепко охранять их и его войско со всех сторон; об этом не придется беспокоиться. Она сразу же соберет всех его недругов и отдаст ему в руки. Взяв их, пусть он их стережет и не щадит врагов бога. Еще обещала она ему тогда же, что он добудет святой гроб, если поступит так, как она велит. О, зачем он не послушался этих материнских наставлений! Несчастный, наоборот, поступил так, как не велела дева Мария.
Он собрал сильное войско — немцев и датчан, также герцога Голштинского и других подобных же; тем худшая постигла его беда. Вышло так, как говорила дева Мария. Он прибыл в Русскую землю; он захватил там все и овладел всеми своими врагами. Шведы тогда советовали поступить с ними так, чтобы они больше не противились христианам. Немцы советовали оставить их в живых. «Они дают нам много золота и серебра». Король пренебрег советом девы Марии и поступил так, как советовали немцы. Русские обещали ему серебро и золото и поклялись быть ему верными и принять христианство и позаботиться о том, чтобы все так поступали в земле той. Он велел обрить им бороды и окрестить их, а затем пустить их ехать и торговать. Но они должны были поехать для того, чтобы склонить всю свою землю к христианству и привести в подчинение короля. Король тогда истратил большую часть своих припасов; прошло время, самое удобное для того, чтобы воспользоваться им и покорить своих врагов.
Когда русские прибыли к себе, они собрали огромное наемное войско из русских, литовцев и татар и окружили то место, где находился король, и этим дали ему понять, что бороды у них снова отросли. Если бы он снял им головы с плеч, они так не обманули бы его. Он прокопал себе путь в стороне от устья Ловки — иначе они его захватили бы там. Он не послушался наставлений девы Марии и был поэтому лишен ее милости.
(пер. Е. А. Рыдзевской)

РОГОЖСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ


От Шестодневника начальная летопись

В начале сотворил Бог небо и землю 1 и прочее, что есть ныне небо, невидимое нами. И сказал Бог: да будет свет, и был свет, и назвал Бог первый день — неделя.
Во второй день, в понедельник, сотворил Бог твердь внизу, наш покров, небеса эти. Половина воды взошла на твердь, и тотчас превратилась вода в ледовидный хрусталь, почему и назвалась твердь, ибо из жидкости среди неба и земли утвердил ее 2.
В третий день, во вторник, сказал Господь: да соберется вода, которая на земле, вместе и да явится суша. И было море, источники, и озера, и болота, и земля вырастила траву, сеющую семя, и деревья плодовитые.
В четвертый день, в среду, сотворил Бог великое светило Солнце, и дал око дню, светильник, озаренный от света первородного сиять повсюду под твердью. Таким же образом и меньшие светила сотворил, луну и звезды для освещения ночи, движимые и освещаемые на поясах небесных, их же естество тонкое, как бы дымное. На каждом том поясе одна из планет, ибо сказано быть семи планетам: Солнце, Луна, Эрмис, Арис, Афродит, Крон, Зевс. Афродит же иногда западной называется. Ибо те звезды, кроме красоты, несут одни знамение плавающим по морю, другие указывают на отдых зверям, а иные на путь птицам 3. Так украсил Бог небо. В тот день и диавол отпал от ангельского чина и после него отпал десятый чин. Было же имя врага Сатанаил и назвался враг Богу 4.

В пятый день, в четверг, сотворил Бог китов, рыб и птиц пернатых, и всяких гадов, и зверей, и скотов земных.

В шестой день, в пятницу, в час дня, а луны в 4-й день, месяца марта 23-го, число же круга солнечного 2-е зовется, если же в 1-е лето в верхнем повороте, то третьего месяца число 4-е 5, сказал Бог: сотворим человека по образу Своему и подобию. Это же сказал Отец Сыну и Святому Духу: да владычествует человек всеми движущимися по земле. И взял от земли не камень, не грязь, но прах, могучими Своими руками просеяв, и создал человека по образу Своему и подобию, душу же словесную и бессмертную Своим дуновением дал ему. И стал человек душою живою, и был царь всей земли.

И насадил Бог рай на востоке в Едеме, и ввел туда человека, которого создал, и заповедовал ему есть от всех деревьев, а от одного дерева не есть, которое дает познать добро и зло. И был Адам в раю, и видел ангелов, славящих Бога, и Адам славил с ними. И вложил Бог сон в Адама, и [29] взял у него слева одно ребро, и сотворил ему жену, и привел се к Адаму. И сказал Адам: это кость от кости моей, плоть от плоти моей, и назвал ее женою.

И был Адам в раю 7 дней из 7000 лет, и поставил Бог против 7000 лет 7 дней; и обходит круг солнечный за 28 лет, и за все 7000 лет, а восьмой тысяче нет конца, которая есть восьмой день не мерцающий бесконечный, тысяча лет, в один день вмещающаяся 6.

В субботу показал Бог смерть и воскрес в восьмой день великий; в тот день придет на облаках судить, Который не имеет конца света, и воздаст каждому по делам его. Для того неделя имеет 7 дней, изображает жизнь человека: 1-й — рождение, 2-й день — юность, 3-й день — возмужание, 4-й день — середина века, 5-й день — седина, 6-й день — старость, 7-й день — смерть 7.

И нарек Адам имена всем зверям, и птицам, и гадам, а самим им ангел поведал имена. И покорил Бог Адаму зверей и скотов, чтобы обладал ими и подчинялись ему.

И видел диавол, как почтил Бог человека, и, позавидовав ему, преобразился в змею, и пришел к Еве, и сказал ей: почему не едите от дерева, стоящего посреди рая? И сказала жена змее: заповедовал нам Бог от того дерева не есть, если же съедите, смертью умрете. И сказала змея: ведает Бог, что в какой день съедите, откроются глаза ваши, и будете, как Бог, разумеющими добро и зло. И видела жена, что плоды дерева хороши для пищи, и, взявши их, съела, и дала мужу своему, и тот съел, и открылись глаза их, и поняли, что они наги, и сшили себе листья смоковные, и препоясались. И сказал Бог: проклята земля за тебя, в скорби будешь есть хлеб во все дни жизни твоей. И еще сказал Господь Бог: как бы не простер он руки своей, и не взял от дерева жизни, и не стал жить вечно. И изгнал Господь Бог Адама из рая, и сел Адам плача напротив рая, и стал возделывать землю. И порадовался диавол о проклятии земли и прежде всех понес гнев Божий, тяжкий ответ за содеянное, и отпадение от ангельской жизни.

И родил Адам Каина и Авеля, и был Каин земледелец, Авель же пастух овцам, от которых жертву принес. И принят был дар Авелев. Каин же от плодов земных принес Богу, и не принял Бог даров его. Ибо Авель первенца Богу посвятил, и потому принят был, Каин же оставил себе первые от плодов, Богу же дал вторые, за что и отвержен был. И восстал Каин на Авеля, и убил его в поле.

Вот суть грехи Каиновы. Первый грех — зависть, не почитал Авеля, 2-е — коварство, обманул брата, говоря: пойдем на поле, 3-е — убийство, которым умножил зло, 4-е — братоубийство, 5-е — как братоубийца дурной знак в жизни оставил, 6-е — родителей плакать заставил, 7-е — Богу солгал, Который спросил его об Авеле, а он сказал, что не знает, где брат его. Таковы суть семь грехов Каиновых. За это в муки ему Божиим осуждением даны муки: первая мука — проклята земля под ним, вторая — мука работника, третья — не будет земля давать силы своей, четвертая и пятая сопряжены с наказанием стенать и трепетать на земле, шестая — которую сам Каин открыл, говоря: если изгонишь меня ныне от Себя и от лица Твоего скроюсь — это тягчайшая мука, с Богом разлучение, седьмая мука — да сокровенна будет 8.

Жил Адам 230 лет 9, и родил Сифа и двух дочерей, Азару и Асааму 10. И взял Каин первую сестру свою Азару, Сиф же взял вторую, Асааму. Жил же Адам всех лет 930, и умер, как написано: в землю от земли взят, и могила ему была в Иерусалимской земле 11. Так и еврейские писания изображают, как говорит премудрый Иосиф 12, который пишет о Каине, что дом его падет и умрет.

Сиф же, сын Адамов, родил Еноса. Сифа же люди Богом называли, ибо тот первым изучил еврейскую грамоту, и знамения небесные, и [31] четыре времени года, и месяцы, и недели, и звездам имена дал, 5 звезд, пусть знают их люди, первую назвал Крон, 2-ю — Дия, 3-ю — Арис, 4-ю — Афродит, 5-ю — Ермис 13. И было всех дней Сифу 912, и умер.

Енос же, сын Сифов, родил Каинана, и жил Енос 905 лет, и умер.

Каинан родил Малелсила, и жил Каинан всех лет 905 14, и умер.

Малелеил родил Иареда, и жил Малелеил 895 лет, и умер.

Иаред же родил Еноха, и было всех дней Иареду 962, и умер.

Енох же родил Мафусала, и угодил Енох Богу, и было всех лет Еноху 365, и не стало его, потому что взял его Бог.

Мафусал родил Ламеха, и жил Мафусал 969 лет, и умер.

Ламех же родил Ноя, и жил Ламех 553 года 15. Было два Ламеха, Ламех от Каина, и Ламех отец Ноя. Родился же Ной не от того Ламеха, который убил мужа и отрока, но от того Ламеха, который от Сифа. Тот же Ламех, который убил двоих, взял две жены — Аду и Циллу, убив двух братьев праведного Еноха. Тогда помолился Енох, и услышал его Бог, да не увидит его потомство смерти, но обретет благодать перед Богом. И был один Ной праведен среди всех людей 16.

И умножились люди на земле, и забыли Сотворившего их. И сказал Бог Ною: сделай ковчег из негниющих деревьев в длину 300 локтей, в ширину 50 локтей, а в высоту 30. Ибо египтяне локтем сажень зовут, чему Моисей 17 научился в Египте 18, как пишется в Бытии.

И когда было Ною 600 лет, сказал ему Бог: войди в ковчег ты, и сыновья твои, и жены твои, и жены сынов твоих, и возьми с собой по паре от всякого животного, мужской пол и женский. Сделал Ной, как заповедал ему Бог. И навел Господь потоп на землю, и потопил всякую плоть. Когда же иссякла вода с лица всей земли, вышел Ной из ковчега, и есть дерево ковчега на горах Араратских 19 между Парфией и Арменией 20 и доныне. И с тех пор начали делать корабли и по морю плавать.

От Адама и до потопа было лет 2242. Сыновья же Ноевы, вышедшие из ковчега, были Сим, Хам, Иафет, и от них расплодились люди. И жил Ной после потопа 350 лет, и было всех лет Ноевых 900, и умер 21.

Сим родил Арфаксада, и жил Сим 602 года.

Арфаксад родил Каинана, который описан звезды и законы. Каинан родил Салу, и жил Каинан 430 лет, и умер 22.

Сала родил Евера, и жил Сала 503 года 23.

Евер родил Иоктана и Фалека, и жил Евер 238 лет, и умер 24.

И от них были многие, говорившие на одном языке, и решили: построим город и башню до небес, прежде чем рассеемся по лицу всей земли. И было у них 72 старейшины, и строили башню 40 лет 25. По воле и замышлению Неврота 26 созданы были город Вавилон 27 и башня, и он был первый царь на земле. И сошел Бог посмотреть город и башню, и сказал: вот, один народ, и один у всех язык, помыслы же их суетны. И разделил их на 72 языка.

Евер же один с родом своим не присоединился к безумию их, и сказал так: если бы Бог сказал людям башню на небо делать, то повелел бы сам Бог словом, как сотворил небо и землю. Ради того Евера язык не переменился, от него же и называются евреи.

От потопа до разделения языков 536 лет. Бог же по разделении языков великим ветром разрушил башню, остатки же ее есть между Асуром 28 и Вавилоном и доныне.

По разделении же языков колено Симово рассеялось от востока до юга, Хамово же колено от юга и до запада, Иафстово же на север и до востока. И так разделились на три колена, и было стран 72, и языков 72. [33]


Летопись, кратко изложенная от Адама и до сего дня

От Адама до потопа 2242 года, от потопа до разделения языков 536 лет, от разделения языков до Авраама 542 года, а всех лет от Адама до Авраама 3274 29.

Сей же Авраам 14 лет сподобился Божественному разуму, воззрев на небо, и, глядя на солнце, и луну, и звезды, сказал: не это Бог, но Тот, Который сотворил все видимое и невидимое. Жил Авраам 100 лет, а Сарра 90 лет, и родила сына Исаака. И жил Авраам всех лет 170 30.

Исаак, бывши 60 лет, родил двух сыновей, Исава и Иакова, и жил Исаак 180 лет, и умер.

Иаков же женился у дяди матери своей Лавана сириянина 31, взяв две дочери, Лию и Рахиль, а с ними две рабы. От Лии и от Рахили родилось у него 8 сынов, а от двух рабынь 4 сына; от Лии Симеон, Рувим, Левий, Иссахар, Завулон, и от рабы ее Зелфы Гад и Асир, а от Рахили Иосиф и Вениамин, от рабы ее Валлы Дан и Пеффалим 32. От них расплодились иудеи. И жил Иаков 147 лет.

От Авраама до прошествия Моисея сквозь Чермное море 33 505 лет, от исхода Моисеева до Давида 530 лет, от начала царства Соломонова до взятия Иерусалима 448 лет.

От пленения Иерусалима до смерти Александра царя Македонского 261 год, от смерти Александра до царя Августа 290 лет. От начала Августова царства до Рождества Христова 42 года. От Адама до Христа 5500 лет, а родов 62 34.

Родился Господь наш Иисус Христос от Девы Богородицы месяца декабря, 25-го дня, в пятницу, в 7-м часу ночи 35. А благовестил об этом Гавриил 36 месяца марта 25-го дня, в воскресенье, в 6-м часу дня. А крестился Господь от Иоанна 37 января, 6-го дня, в воскресенье, в 6-м часу ночи, ходив до крещения 30 лет и после крещения 3 года, творя чудеса. И воскресил Лазаря 38 в субботу, марта 24-го. И распят был Господь в пятницу, в 6-м часу дня, марта 30-го дня, когда была еврейская пасха.

Саул 39 царствовал в Израиле 40 лет, Давид 40 царствовал 40 лет, Соломон 41 царствовал 40 лет. От Авраама до Давида 14 родов, от Давида до Вавилонского переселения 14 родов, от Вавилонского переселения до Христа 14 родов. От Адама до Августа 42 царя 5458 лет, от Августа до Рождества Христова 42 года.

В год 5533-й воскрес Господь наш в день воскресный, в ночь с субботы, апреля 1-го дня. Вознесся на небеса месяца мая, 21-го дня, в 3-м часу дня, в воскресенье 43.

Иов 44 был прежде Рождества Христова за 1925 лет, Моисей за 1485 лет, Давид за 1070 лет, Самуил 45 за 1100 лет, Иеремия 46 за 620 лет, Иезекииль 47 за 477 лет, Аггей 48 и Захария 49 были за 370 лет, Даниил 50 за 360, Илия 51 за 816 лет. Сыны Израилевы были в Египте 430 лет 52.

От Вознесения Христова до 1-го года Константинова царства 53, до первого Никейского собора 54 в 12-е лето его царствования, в год 5843-й был первый собор 318 святых отцов в Никее против Ария 55 злочестивого. А после собора через 12 лет умрет царь Константин, жив 65 лет, а от Вознесения Господня 318 лет, от Адама в год 5833-й. Оставил же трех сыновей — Костю в Риме 56, Константина в Царьграде 57, Константа в Антиохии 58. И царствовал 24 года. Юлиан Преступник 59 — два года и месяц. А Феодосии Великий 60 царствовал 13 лет, и при нем был второй собор в Константинополе 61, 150 отцов, против Македония злочестивого 62, возводящего хулу на Бога. От Христа до Константина царя законопреступных царей 42. А от первого собора до второго 60 лет, а от второго до третьего 50 лет. В год 5934-й третий собор был в Ефесе 63, при царе Феодосии Малом 64, 200 отцов против Нестора 65 злочестивого. А от 3-го до 4-го собора 30 [35] лет. В год 5943-й 4-й собор был в Халкидоне 66, при царе Маркиане 67, 630 отцов, против Евтихия и Диоскура и Севгира 68. От 4-го до 5-го собора 100 лет. В год 6044-й 5-й собор был в Константинополе 69, при царе Юстиниане 70, 164 отцов, против пустомысленного Оригена 71. От 5-го до 6-го собора 130 лет. В год 6170-й 6-й собор был в Константинополе 72 при царе Константине 73, внуке Ираклиевс 74, 170 отцов, против Ария, Кирилла, Макария, Севгира и Пирра 75. А от 6-го до 7-го собора 122 года. В год 6296-и седьмой собор был в Никее 76, вторично против иконоборцев, при Константине 77 царе, внуке Львовом 78, и матери его Ирине 79, 367 святых отцов, собравшихся против отвергающих святые иконы. А от седьмого собора до Михайлова царства 80 61 год. А от Константина царя до Михаила царя царей 43, а лет 542.

В год 6360 (852) начало царства Михайлова.


Начало земли русской

Был народ славянский от племени Иафетова, называемый норики, которые и есть славяне 81. По прошествии многого времени сели славяне по Дунаю 82, где ныне Венгерская земля 83, и от тех славян расселились. Когда волохи 84 напали на дунайских славян и поселились среди них, эти славяне пришли и поселились на Висле 85 реке, и прозвались ляхи, или поморяне 86. Также и славяне, пришедшие и поселившиеся по Днепру 87, назвались поляне 88, а другие древляне 89, потому что жили в лесах, а другие поселились между Припятью 90 и Двиною 91, и назвались дреговичи 92, а иные полочане 93, по реке Полоте 94, которая впадает в Двину. Славяне же, пришедшие с Дуная, сели вокруг озера Ильменя 95 и прозвались своим именем, и построили город, и назвали Новгород 96, и поставили старейшину Гостомысла, 97 другие поселились по Десне 98, а иные по Сейму 99 и Суле 100. И так распространился народ славянский, а потому и грамота назвалась славянскою. Поляне же жили отдельно в городах.

О пути сказание

И был путь из варяг в греки 101, из грек по Днепру, и вверху Днепра волок до Ловати 102 в Ильмень, озеро великое, из него же течет Волхов 103, и входит в озеро великое Нево 104, из того озера устье 105 течет в морс Варяжское 106, и по тому морю можно дойти до Рима 107, и от Рима по тому же морю прийти к Царьграду 108. А от Царьграда прийти в Понт море 109, в него же течет река Днепр. Днепр же течет из Оковского леса 110, и течет на юг, а Двина идет из того же леса на север, и впадает в море Варяжское. А Волга 111 из того же леса течет на восток, и входит семьюдесятью устьями в море Хвалисское 112. Тем же путем из Руси можно идти по Волге в Болгары 113 и в Хвалисы 114, и на восток дойти в удел Симов, а по Двине в варяги, из варяг до Рима, от Рима же до племени Хамова. А Днепр течет в Понтское море, и это море именуется Русским

От Киева о князьях

Поляне же жили отдельно и управляли родами своими на местах своих. И было у них 3 брата, первому имя Кий, второму Щек, третьему Хорив 115. И построил Кий на горе город Киев 116, по своему имени, где ныне Боричев, Щек поселился на горе, где ныне Щековица, а Хорив поселился на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривица. Кий же княжил в своем городе, и тут окончил свою жизнь, и братья его Щек и Хорив тут же скончались. И начал их род у полян княжить.

У древлян же свое княжение, и в Новгороде свое, а иное на реке Полоте, где полочане. От них произошли кривичи 117, которые сидят на [37] верху Волги, и на верху Двины, и на верху Днепра, их же город Смоленск 118. Также и северяне 119 от них. А на Белоозере 120 сидит весь 121, а на Ростовском озере 122 меря 123, и на Клещине озере 124 меря же. По реке же Оке 125, где она втекла в Волгу, сидит мурома 120, у которой свой язык, и черемиса 127 — свой язык, мордва 128 — свой язык. Ибо это только на Руси славянский язык — поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане 129, которые сели по Бугу 130, они же после волыняне 131.

В год 6360 (852) 132, индикта 15-го 133, когда начал Михаил царствовать, начала именоваться Русская земля. Об этом знаем, ибо при этом царе пришла Русь в Царьград, как пишется в летописании греческом 134. Потому отсюда и начнем, и числа положим, как от Адама 2242 года.

В год 6366 (858) царь Михаил пошел с войском берегом и морем на болгар 135, болгары же, узнав об этом, не могли стать против него, просили крестить их и покорились грекам 136. Царь же крестил князей их, и всех бояр, и заключил мир с болгарами.

В год 6367 (859) брали дань варяги 137 из-за моря с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. А хазары 138 брали с полян по белке с дыма 139.

В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не стали им давать дани, и начали сами собой править, и не было правды, и восстал род на род, и были усобицы, и начали воевать друг с другом. И сказали сами себе: поищем себе князя, который бы владел нами и судил по правде. И пошли за море к варягам. Вызвались же из варягов 3 брата, с родами своими 140. Старший, Рюрик, сел в Новгороде; второй, Синеус, на Белоозере; третий, Трувор, в Изборске. После же двух лет умерли Синеус и Трувор, и принял власть один Рюрик, и раздал города мужам своим. И было у него два мужа, Аскольд и Дир 141, и попросились они идти в Царьград с родом своим, и поселились в Киеве, и начали владеть полянскою землею.

В год 6374 (866) пошли Аскольд и Дир к грекам в 200 ладьях.

В год 6377 (869) крещена была земля болгарская.

В год 6384 (876) окончился великий круг Михайлова царства, 24 года.

В год 6387 (879) умер Рюрик, и передал княжение свое Олегу 142, бывшему из его рода, и Игорю 143, сыну своему малолетнему.

В год 6388 (880) пошел Олег, взяв многих воинов: варягов, чудь, славян, мерю и всех кривичей. И взял Смоленск, и посадил в нем своего человека, и пришел к горам киевским, и, обманув, убил Аскольда и Дира, и сел, княжа, в Киеве, и установил дань славянам и кривичам. И установил давать дань варягам от Новгорода 300 гривен в год, мира ради.

В год 6391 (883) пошел Олег на древлян, и возложил на них дань по черной куне.

В год 6392 (884) пошел Олег на северян, и возложил на них дань легкую, а хазарам не велел дани давать.

В год 6393 (885) послал Олег к радимичам 144, говоря им: не давайте дани хазарам, а давайте мне. И дали по щелягу 145.

В год 6395 (887) латиняне 146 отпали от православной веры.

В год 6405 (897) сидели славяне по Дунаю, угры, мурома и болгары дунайские 147. Крещеные же князья их Ростислав 148, Святослав 149, Коцел 150 послали к царю Михаилу, говоря: земля наша крещена, но нет учителей у нас, которые бы истолковали святые книги, ибо не знаем ни греческого языка, ни латинского. И послал царь двух братьев философов Мефодия и Константина 151 в Славянскую землю, и начали составлять азбуку [39] славянскую, и перевели Апостол 152, и Евангелие, и Псалтирь, и Октоих 153, и прочие книги с греческого языка на славянский за 6 месяцев, и были рады.

В год 6409 (901) царь Лев 154 нанял угров против болгар; угры же, нашедши на них, всю землю болгарскую полонили; Симеон 155 же, узнав, возвратился, и пошел против угров, и победили болгары, так что царь Симеон в город Радость вошел.

В год 6410 (902) Игорь привел в жены Ольгу 156 из Пскова 157.

В год 6414 (906) пошел Олег на греков, взяв варягов и множество воинов. И было их 2000 кораблей, и повелел Олег поставить корабли на колеса, и поднял паруса, и пошли корабли по земле; и взяли дань по 12 гривен на человека, а в корабле по 40 человек, и отошли 158.

В год 6419 (911) умер Олег, княжив 33 года.

В год 6420 (912) начал княжить Игорь после Олега 159. В то же время начал царствовать Константин 160, сын Льва, зять Романа 161.

В год 6421 (913) пришел Симеон Болгарский на Царьград и, заключив мир, отошел восвояси.

В год 6422 (914) пришли печенеги 162 на Русь, и заключили мир с Игорем, и пришли к Дунаю; Симеон же Болгарский взял Фракию 163, и много греков посек, и получил город Одрень 164.

В год 6426 (918) назван был Роман царем греков.

В год 6436 (928) пришел Симеон на Царьград, и взял Фракию и Македонию 165, и пришел к Царьграду с большой силой, и помирился с царем Романом, и отошел.

В год 6448 (940) пошел Игорь на греков в 1000 кораблей, и была битва, одолели греки, а иных русских в море потопили, и отошли 166.

В год 6451 (943) Игорь пошел с большой силой на греков в ладьях и на конях, хотя отомстить. И послал царь к Игорю с мольбою, говоря: не ходи сюда, но возьми, сколько хочешь. Игорь же взял у греков золото и шелковые ткани, и отошел; печенегам же велел идти на болгар 167.

В год 6453 (945) пошел Игорь на древлян 168, и прибавил им к дани дань, и убили его; а княжил 33 года.

В год 6454 (946) пошла Ольга с сыном своим Святославом 169 на древлян, и победила их, и возложила тяжкую дань 170.

В год 6455 (947) пошла Ольга к Новгороду, и поставила на Мсте 171 погосты, и дани, и ловчища свои но всей земле 172.

В год 6463 (955) пошла Ольга в Царьград, и крестилась, и названа была Елена 173.

В год 6472 (964) пошел Святослав, сын Игорев, на реку Оку и Волгу, и взял дань на них.

В год 6473 (965) пошел Святослав на хазар, и вышли против него с князем своим Каганом 174, и бились, и одолел Святослав хазар, и Белую Вежу 175 взял, и яс 176 победил, и касогов 177, и пришел к Киеву.

В год 6474 (966) вятичей 178 победил Святослав, и дань возложил.

В год 6475 (967) пошел Святослав на Дунай на болгар, и одолел, и взял по Дунаю 80 городов.

В год 6476 (968) пришли печенеги впервые на Русь под Киев.

В год 6477 (969) умерла Ольга, июля 11-го дня.

В год 6478 (970) Святослав посадил Ярополка 179 в Киеве, а Олега 180 у древлян; и пришли новгородцы, упросили Владимира 181 на княжение.

В год 6479 (971) пошел Святослав и победил болгар; и пошел на греков с 30 тысячами воинов, и победил их 100 тысяч, и взял дань 182.

В год 6480 (972) пошел Святослав на пороги, зимовав в Белобережье 183, и убили его [41] печенеги, а княжил 28 лет 184. И стал княжить Ярополк в Киеве.

В год 6485 (977) пришел Ярополк на Олега к древлянам, и победил его. И бежал Олег в город Вручий 185, и упал в овраг, и умер. Владимир же, услышав об этом, бежал за море, а Ярополк посадил своих посадников 186 в Новгороде и правил один на Руси.

В год 6488 (980) пошел Владимир с варягами и с новгородцами на Ярополка, и не мог Ярополк противостоять Владимиру, и придумал хитрость Ярополков воевода Блуд 187, и выдал Ярополка Владимиру в Родне 188, и убили его два варяга по повелению Владимира. А княжил Ярополк 8 лет.

В год 6490 (982) пошел Владимир на ятвягов 189, и взял их землю, и приносил жертву кумирам 190.

В год 6494 (986) пришли к Владимиру бохмичи 191, и варяги, и иудеи, рассказывая о законах своих, а от греков пришли философы 192.

В год 6495 (987) послал Владимир 10 мужей по разным землям, узнать законы и веру, и хвалили греческие 193.                                        далее




Источник: https:// www soika.pro /dok/ letopisi, hroniki, puteshestvija, dnevniki/ rus samobjitnaja/
Категория: Летописи, хроники, путешествия, дневники | Добавил: сойка-soika (26.05.2021) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 25 | Теги: РАССКАЗ РИФМОВАННОЙ ХРОНИКИ XV В. О | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar