Сказание о построении града Ярославля

Сказание о построении града Ярославля
автор не известен, записал архиепископ Самуил (Миславский)    
Из сборника «Храмы Власьевского прихода г. Ярославля». Дата создания: 1771, опубл.1877
В тех летех, егда великий князь Киевский Володимир просвети землю Русскую светом христианской веры, тогда сей христолюбивый князь даде сынам своим каждому град во одержании, и град великий Ростов со областию предадо сыну своему Борису, а последи брату его Ярославу. Во области же сей, не на мнозе пути от града Ростов, яко на шестьдесят поприщ, при брезе рек Волги и Которосли лежаще некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль.
И это место было вовсе пустынным, лишь высокие деревья стояли повсюду, да травяные заросли заполонили все вокруг. Человек же в одной только обители жил. И это было селище, называемое Медвежий угол, а населяли его люди поганой веры — язычники, злые ужасно. И очень страшное место это, потому что те люди живут вольно и много ограблений и кровопролитий над христианами творят. К делу же полезному прилепляются, когда на зверя или на лов рыбы идут; держат эти люди и много скота, мясом которого себя насыщают. Идол, которому они поклоняются, зовется Волос или скотный бог. И этот Влос стоит посреди луговины, называемой Волосовой, от сюда и скотину на пастбище выгоняют. Этому злокозненному идолу и кереметь была сотворена и волхв (жрец) придан, и неугасимый огонь Волосу поддерживают, и жертвы приносят.
В большом почете волхв у язычников. Но люто и истязуем бывает, если огонь у Волоса погаснет: волхва в тот день и час отрешают от кермети, и по жребию изберут иного, и этот, новый зарежет старого волхва и, раздув огонь, сожжет в нем труп его как жертву, способную возвеселить грозного бога. Так исконный враг рода человеческого омрачает сердца тех людей, и так эти люди живут многие годы.
Но в некотором лете случилось благоверному князю Ярославу плыть на ладьях с большой и сильною ратью по реке Волге, вдоль правого берега ее, где стояло то самое селище Медвежий угол. Князь увидел, что какие-то люди наносят жестокую гибель судам, плывущим с товарами по Волге. Купцы на тех судах изо всех сил обороняются, но не могут одолеть окаянных, а разбойники эти предают их суда огню. Посмотрев на все творимое, благоверный князь Ярослав повелел дружине своей устрашить и разогнать разбойников, прекратить беззаконие, спасти неповинных. И дружина князя храбро напала на врагов и нагнала на окаянных такого страха, что они в великом ужасе обратились в бегство, быстро помчались в ладьях по Волге-реке. Дружина же князя и сам князь Ярослав погнались за неверными и оружием бранным наказали их.
И, о великая Божия милость! Сколь бесчисленны и неисповедимы судьбы его! Кто расскажет о благоволении его к христианам! Молитвами пречистой богородице и святым угодникам княжие воинство победило врагов на том месте, где какой-то ручей впадал в Которосль, за ним же и селище то стояло. И благоверный князь поучил его обитателей, как надо жить и обиды никому не творить, и кроме того, познакомясь с благомерзкой верой их, уговаривал их креститься. И люди эти клятвою перед Волосом жить в согласии и оброк ему платить, но только креститься не хотели. На том благоверный князь и отбыл в престольный град свой Ростов.
Не по многом же времени князь Ярослав надумал снова отправиться в Медвежий угол. И прибыл туда с епископом, с пресвитерами, дьяконами и церковниками, с мастерами и воинами. Но когда он вступил в селище, жители его выпустили из клетки некоего лютого зверя и псов, что бы те растерзали князя и прибывших с ним. Но господь сохранил благоверного князя; он секирой своей сокрушил зверя, а псы стали, словно трусливые овцы и не прикоснулись ни к одному из них. И безбожные злые люди, увидя все это, пришли в ужас и пали ниц перед князем, и были ни живы ни мертвы. Благоверный же князь мощным голосом им возгласил:
— Кто вы такие? Не те ли самые люди, которые клятвою уверяли перед своим Волосом верно служить мне, князю вашему? Какой же он бог, если и клятву, при нем сотворенную, можно легко переступить и попрать? Но я к вам не на потеху звериную спешил и не на пир, что бы драгоценным питьем насладиться, а пришел, дабы победу сотворить.
И слыша речи такие, неверные люди не могли в оправдание свое ни одного слова сказать. Поэтому благоверный князь внимательно оглядел окрестности, а на следующий утро вынес из шатра своего икону Богоматери с пречистым ее младенцем господом нашим Иисусом Христом. Рядом с ним был епископ, пресвитеры и весь духовный чин, и мастера, и воины. Пришли они на берег Волги, и там на полуострове, который образовался при слиянии Волги и Которосли, поставил князь на приготовленном месте икону богоматери и повелел епископу сотворить перед нею молебное пение, освятить воду и окропить этой водою землю. Сам же благоверный князь водрузил на той земле деревянный крест, заложив основу святому храму пророка божия Ильи. Он решил храм имени этого святого угодника потому, что именно в день его был побежден хищный и лютый зверь.
После этого христолюбивый князь повелел рубить деревья и расчищать место, на котором решил град поставить. И вскоре мастера начали строить церковь святого пророка Ильи и град созидать. Город сей благоверный князь Ярослав назвал в свое имя Ярославлем….
В тех летех, егда великий князь Киевский Володимир просвети землю русску светом христианския веры, тогда сей христолюбивый князь даде сыном своим каждому град во одержание, и град великий Ростов со областию предаде сыну своему Борису, а последи брату его Ярославу. Во области же сей не на мнозе пути от града Ростова, яко на 60 поприщ при брезе рек Волги и Которосли лежаше некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль. И сие место бысть зело пусто: зане высокая древеса растуща, да травяны пажити точию обретахуся. Человек же обители (?) единой бысть. И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя веры языцы, зли суще. И вельми страшно место сие бысть, зане онии человецы живяше точию по своей воли, яко мнози и грабления и кровопролития верным твориша. В делание же смысленна прилепляхуся егда на зверя или лов рыб исходише, держаше же сии людии и мнозии скотии, и сими себя насыщаху. Идол, ему же кланястася сии, бысть Волос, сиречь скотий бог. И сей Волос, в нем же бес живя, яко и страхи мнози твори, стояше осреди логовины, нарицаемой Волосовой, отселе же и скотии по обычаю на пажити изгоняше. Сему многокозненному идолу и кереметь створена бысть и волхв вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури. Тако егда прииде первый спут скотия на пажити, волхв закала ему тельца и телицу, в обычное же время от диких зверей жертвенное сожига, а в некиих зело больных днех и от человек. Сей волхв яко пестун диавола, мудрствуя силою исконнаго врага, по исходищу воскурения жертвенного разумева и вся тайная и глагола словеса приключившимся ту человеком, яко словеса сего Волоса. И вельми почтен бысть сей волхв у языцев. Но люто и истязуем бываше, егда огнь у Волоса преста: волхва по том же дне и часе реши керемети, и по жребию избра иного, и сей закла волхва и, ражже огнь, сожига в сем труп его, яко жертву точию довольну возвеселити сего грозна бога. Тако исконный враг рода человеческого омрачи сердце сих человеков, и тако сии человецы жиша мнози леты. Но в некоем лете прилучися благоверному князю Ярославу плыти на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у праваго берега оной, идеже стоя то селище, зовомое Медвежий угол. Князь узре, яко некии людии жестоци наноси гибель судом, шествовавшим с товары по Волге; купцы же на суднех сих крепко обороняшеся, но невозможе одолети силу окаянных, яко разбойницы сии и суда их предаваху запалению огненну. Согляда вся творимая, благоверный князь Ярослав повеле дружине своей устрашити и разгнати шатание сих беззаконных, да спасутся неповиннии. И дружина Князя храбро приступи на врагов, яко сии окаяннии нача от страха трепетати и в велии ужасе скоро помчеся в ладиях по Волге реце. Дружина же Князя и сам Князь Ярослав погнася за неверными, да оружием бранным погубит сих. И, о велия Божия милости, и сколь неизреченны и неисследимы судьбы его, и кто исповесть милость его к христианам! молитвами пречистыя Богородицы и святых угодников его (?) княжее воинство победи врагов на месте, идеже некое сточие водно исходи в Которосль, за ним же и селище то стояше. И Благоверный Князь поучи людей оних, како жити и обиды не творити никому же, а наипаче, дозна богомерзку веру их, моли их креститися. И людии сии клятвою у Волоса обеща князю жити в согласии и оброцы ему даяти, но точию не хотяху креститися. И тако Благоверный Князь отыде в престольный град свой Ростов.
Не по мнозем же времени Князь Ярослав умысли паки прибыти в Медвежий угол. И прибы семо со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники, мастеры и с воины; но егда входи в сие селище, людие сего испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут Князя и сущих с ним, Но Господь сохрани Благоверного князя; сей секирою своею победи зверя, а пси, яко агнцы, не прикоснулися никомуждо от них. И виде безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц Князю и быша аки мертвы. Благоверный же Князь мощным гласом сим людем возгласи: кто убо вы, не суть ли тии людии, кои клятвою уверяше пред вашим Волосом верно служить мне, Князю вашему? Кий же он бог, яко и клятву при ним створенну сами преступи и попра? Но весте, яко аз не на потеху зверину или на пир многоценна пития испивати пришед, но победу сотворити. И слыша глаголы сия, невернии людии невозможе отвещевати ни единаго словесе. По сем Благоверный Князь опасно согляда все место пусто, на утрии же из шатра своего изнесе икону Богоматери с предвечным Ея Младенцем Господом нашим Иисусом Христом, и со епископом, и со пресвитеры, и со всем духовным чином, и с мастеры и с воины прииде на брег Волги, и тамо на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное, постави на месте уготованном икону Богоматери и повеле епископу сотворити пред нею молебное пение и святити воду и сею кропити землю; сам же Благоверный Князь водрузи на земле сей древян крест и ту положи основу святому храму пророка Божия Илии. A храм сей посвяти во имя сего святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его. По сем христолюбивый Князь повеле народу рубити древеса и чистити место, идеже умысли и град создати. И тако делатели нача строити церковь св. пророка Илии и град созидати. Град сей Благоверный Князь Ярослав назва во свое имя Ярославлем, насели его христианами, а в церкви постави пресвитеры, диаконы и клирики.
Но егда же и построися град Ярославль, насельницы Медвежияго угла не приобщашеся граду, живяше особь и кланяшеся Волосу. Бысть же во дни некия во области сей велия засуха, яко от люта зноя и травы и всяк злак сельный погоре, и бысть в тое время скорбь велия в людех, понеже и скотии к смерти от глада доходиша. В сицевой печали невернии сии человецы моли слезно своего Волоса, да низведет дождь на землю. В сие время, по некоему случаю, проходи у керемети Волосовой един от пресвитер церкви пророка Божия Илии, и сей, узре плачь и воздыхание многое, рече к народу: о несмысленная сердцем! Что слезите и жалостно вопите богу вашему? Или слепи есте, яко Волос крепко успе, тако возбудят ли его моления ваша и воня жертвенная? Вся сия суетно и ложно яко и сам Волос, ему же вы кланяетесь, точию есть бездушный истукан. Тако тщетно трудите себе. Но хощете ли зрети силу и славу Бога истиннаго, ему же мы кланяемся и ему же служим? Сей Бог и небо и землю сотвори, тако чесо не может сотворити и дати? Идем во град, да узрим силу и славу Его. И невернии хотяху посрамити пресвитера, яко ложь проглагола, пойде во град. И егда прииде ту, благочестный пресвитер народу неверному повеле стати особь от храма св. пр. Илии, а сам соедини весь священный духовный чин и с ним затворися во храме. Оболчшася тамо во одежды священны, и много и слезно молишися в Троице славимому Богу, пречистей Матери Господа нашего Иисуса Христа и святому славному пророку Божию Илии, да обратятся невернии сии людии ко истинной вере Христовой и просветятся светом крещения. И, сотворив молитвенная, пресвитер повеле ударяти в тяжкия била церковныя и изнести из храма св. иконы и поставити сии на аналогии у места, где стояше невернии. Вся сия устрои, благочестный пресвитер с крестом, в руце держимом, возгласи; аще предстательством пресвятыя Богородицы и святого пророка Илии, их же начертание зрите, Господь восприимет моление нас, грешных раб своих, яко в день сей дождие излиется на землю, то уверуете ли в истиннаго Бога и крестится ли кийджо от вас во имя Отца и Сына и Святаго Духа? И сии людии рекоша: уверуем и крестимся! И тако пресвитер со иными пресвитры и диаконы и клиром церковным и со всеми христианы пред иконы сотвори молебныя службы и, преклонь колена с плачем и воздыханием велиим, яко и руце свои к небу воздевающе, моли Господа и творца всяческих, да повелит дождю излиятися на землю. И той час бысть туча чревата и грозна зело, и пролияся дождь велий; видев же пресвитеры и вся христианы бывшее вкупе прослави Бога и Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа и св. пророка Божия Илию. Невернии же людии, зряще сие чудо, взываху: велий Бог христианский! И изшед из града, много пакости сотвори Волосу, яко и плююще нань и растеса его на части и кереметь сокруши и предаде огненну запалению. Последи же людии сии с радостию идяху на реку на Волгу и тамо пресвитеры, на брезе реки стояше и молитвенная возгласше, крести всяки возраст и пол мужеск и женск во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тако благодатию Божиею вера истинная воссия зде и жилище безбожное обителию христианскою соделася.
Но по некоем времени, егда восприя сии человецы христианскую веру, ненавистник всякаго добра диавол, не хотя зрети веры сия в людех,чини им мнозии страхования на месте, идеже некогда стояше Волос: ту и сопели и гусли и пение многажды раздавашеся и плясание некое видимо бываше; скотии же, егда на месте сем хождаху, необычно худобе и недугу предавашеся. И о сем человецы сии велие скорбя, поведа пресвитеру бывающая, и молвиша, яко вся сия напасть бысть гнев Волоса, яко сей претворися в злаго духа, да он сокрушит людии, скотие их, како сокрушиша его и кереметь. Пресвитер же уразуме ту прелесть диавола, яко сим злокозненным омрачением и страхом и недугом скотия сей исконный враг токмо хощет погубити людии Христовы. И пресвитер не мало поучи народ, а последи совет сотвори, да просят сии человецы Князя и епископа на месте, идеже стоя кереметь, построити ту храм во имя святаго Власия, епископа Севастийскаго, яко сей угодник Божий вельми силен своим ходатайством к Богу разорити наветы диавола и сохранити скотие людей христианских. И тако людии сии моли Князя, да повелит построити храм, а Князь моли епископа дати благословение построити церковь древяну во имя священномученика Власия. И, о велие чудо! Егда освяти храм, бес преста страхования творити и скотие на пажити сокрушати и за сие зримое чудо людие восхвалиша Бога, тако благодеющего, и благодариша его угодника святаго Власия ч-ца. Тако построися град Ярославль и создася сия церковь великаго угодника Божия Власия, епископа Севастийского.

(Сказание о построении града Ярославля. По А. Лебедеву. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. Ярославль, 1877)



 

Источник: https:// www soika.pro /dok/ letopisi, hroniki, puteshestvija, dnevniki/ rus samobjitnaja/
Категория: Летописи, хроники, путешествия, дневники | Добавил: сойка-soika (07.04.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 13 | Теги: Сказание о построении града Ярослав | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar