Злыдни Зюзя

Злы́дни (белор. Злыдні, укр. Злидні)

в мифологии украинцев и белорусов демонические существа, духи враждебные человеку, его недоля, беда. Они невидимы и обитают в доме или сидят на плечах человека. Серьёзного значения в народных верованиях злыдни не имели. Иногда считаются синонимом родственных персонажей: Доля, Недоля, Горе-Злосчастье, Лихо, Беда (укр.) и других.
История
Белорусы представляли Злыдню в образе невидимой женщины, у которой нет языка, глаз и ушей, прежде она была змеёй. В иных местах злыдни представлялись в виде худых облезлых животных, живущих в доме за печкой.
Также в белорусской мифологии Злыдни — вредные мифологические персонажи, которые часто живут под печкой. Как правило, Злыдни похожи не то на горбатых котов, не то на собак. Часто эти странные существа обуты в высокие сапоги и носят шапки-ушанки. Постоянно занимаются всяческим вредительством и, когда вылезают из под печи, стараются быстро навести беспорядок. В белорусском фольклоре иногда говорится, что Злыдни поселяются в домах тех, кто хочет быстро разбогатеть. Говорят, что в доме, где поселяются Злыдни, хозяева часто болеют, а в огороде не растёт урожай.
По поверьям от Недоли или злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить его в болото. Злыдней можно связать и оставить на дороге, заманить под камень, закопать, и т. п. Они перейдут к тому, кто их освободит, обычно в сказках это завистливый сосед или барин. В русском фольклоре персонаж является одним из имён Недоли (плохой Доли), имеет синонимы: Недоля, Горе, Беда, под которыми упомянут в Русских народных сказках Афанасьева Горе. Миф восходит к рубежу XVI—XVII веков, когда на основе народных сказок была составлена «Повесть о Горе-Злочастии», образ которой затем много использовался в литературе, например у Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», С. Я. Маршака «Горя бояться — счастья не видать». В польских народных сказках схожий персонаж, живущий за печкой, может представать в образе голубя, говорящего «я ваша беда», от которого избавляются так же. Похож сюжет сказки «О рыбаке и черте» как рыбак избавился от беды с уловом, обманом связав чёрта и утопив, и чёрт затем стал водяным в омуте.
В народном колдовстве до сих пор есть обряд со схожим назначением, называемый «переклад», при котором проблемы наговариваются на предмет, оставляемый затем на перекрёстке. Похожее значение было и в древнеиудейском обряде «козёл отпущения», при котором брали двух козлов (сравните «счастье» и «горе-злосчастье» из сказки «Две доли»), затем на одного козла наговаривались беды и изгоняли в пустыню, а другого приносили в жертву Богу.
В современном украинском языке слово злидні употребляется в значении «бедность». Злыдни отличаются от пассивной доли: последняя только не содействует благосостоянию человека, первые приносят ему несчастье. В некоторых местностях злыдней представляли в образе невидимых стариков-нищих: где они поселятся, там вечно будет бедность.
Представления близки мифам о домовом, которого могли характеризовать и отрицательно, приписывая к нечистой силе, и называть: лихой, другая половина, не свой дух, лиходей, домовый дьявол, нечистый. Домовой представлялся обитавшим за в углу за печкой, в образе старичка небольшого роста. Подвидом домового, более недобрым к людям, считался дворовой.

Зюзя


один из древнейших почитаемых белорусских божеств. Вероятно, его образ сформировался на основе представлений первобытного человека о природе и духах, населяющих её. Зимнее время всегда был крайне непростым для людей. Оно ассоциировалось со сложностями, испытаниями, проблемами выживания. Замечая замёрзших птиц и животных, человек верил, что это – проделки властелина зимы.
У многих славянских племён издавна существовали как общие божества, так и местные духи-покровители. Одним из самых ярких персонажей белорусских мифов был Зюзя. Обладатель столь забавного имени был далеко не шутником. Зюзей именовали грозного бога зимы и холода. В его власти были метели и вьюги, а появление сурового зимнего “царя” предвещало приближение сильных морозов.
Исследователи считают, что позднее некоторые черты Зюзи воплотились в новом и знакомом всем нам образе Деда Мороза. Однако путать этих персонажей не стоит. Бог зимы вовсе не был добрым и миролюбивым. Он воплощал суровую стихию, был властителем природы в зимнее время, насылал смертельно опасные морозы.
Внешность Зюзи
Позднее некий абстрактный образ зимнего духа трансформировался в бога Зюзю. Нередко его называли Зюзей Поозерским. Белорусы представляли его стариком с длинной бородой. У Зюзи есть длинный посох, который обладает волшебными свойствами – может вызывать пургу и морозы (невольно вспоминается русский Морозко).
Живёт Зюзя в лесу, ходит по снегу босиком. Его облачение – длинная белая шуба. Иногда бога представляли не с посохом, а с крупной булавой. Считалось, что деревья трещат в морозные ночи, когда Зюзя бьёт по ним своим оружием.
Белорусы верили что с ходом зимы меняется как облик Зюзи, так и его характер. Если в декабре этот бог мог предстать перед человеком крепким мужчиной с белой бородой и светлыми волосами, то к февралю обращался в седого старца. Однако сам Зюзя становился суровее и злее – недаром февраль часто превосходит морозами начало зимы. Иногда Зюзю представляли лысым дедом. Чтобы задобрить его, следовало вспомнить всех лысых стариков деревни. Тогда, как верили, мороз должен стать чуть слабее.
Впрочем, Зюзя не всегда остаётся в пределах леса. Он может заглянуть и в деревню. Согласно поверьям, иногда таинственный высокий дед приходит в дома крестьян. Такого гостя всегда следует встретить со всей полагающейся почтительностью. Любимым угощением Зюзи, как говорили, была кутья. Белорусы даже сочинили поговорку: “Зюзя на дворе — кутья на стол”.
Персонаж белорусской мифологии, олицетворение холода. Первоначально известный в белорусском и украинском Полесье, позже — по всей Беларуси. В разговорах с детьми взрослые иногда называют холод «зюзя». Отсюда «зюзеть» — «мерзнуть», «зюзька» — «замерзший человек».​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
3юзю  представляли в виде коренастого человека с белой бородой, который в распахнутом кожухе, с непокрытой головой, босым ходил на снегу. По поверьям Зюзя  поднимал вьюгу, метель, вызывал стужу. Когда был сильный мороз, считали, что 3юзя  бил своей железной булавой (или дубиной) по деревьям и бревнам, которые по этой причине трещали. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Его дыхание — сильная стужа. Его слезы — сосульки. Иней — замерзшие слова. А волосы — снежные облака. Он очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец. ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
По некоторым поверьям Зюзя  лысый, поэтому суеверные люди верили, что если перечислить имена всех лысых дедов в деревне, мороз смягчится.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Под Новый год белорусы варили кутью, приговаривая «Зюзя  на дворе — Кутья на столе». Чтобы мороз не был лютым и не повредил озимые, первую ложку кутьи хозяин кидал Зюзе в окно со словами: «Мароз, хадзі куццю есці!» ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌

​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
 ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Персонаж белорусской мифологии, олицетворение холода. Первоначально известный в белорусском и украинском Полесье, позже — по всей Беларуси. В разговорах с детьми взрослые иногда называют холод «зюзя». Отсюда «зюзеть» — «мерзнуть», «зюзька» — «замерзший человек».​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

3юзю  представляли в виде коренастого человека с белой бородой, который в распахнутом кожухе, с непокрытой головой, босым ходил на снегу. По поверьям Зюзя  поднимал вьюгу, метель, вызывал стужу. Когда был сильный мороз, считали, что 3юзя  бил своей железной булавой (или дубиной) по деревьям и бревнам, которые по этой причине трещали (1035: с.216) . От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Его дыхание — сильная стужа. Его слезы — сосульки. Иней — замерзшие слова. А волосы — снежные облака. Он очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец. ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

По некоторым поверьям Зюзя  лысый, поэтому суеверные люди верили, что если перечислить имена всех лысых дедов в деревне, мороз смягчится (1035: с.216) .​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Под Новый год белорусы варили кутью, приговаривая «Зюзя  на дворе — Кутья на столе». Чтобы мороз не был лютым и не повредил озимые, первую ложку кутьи хозяин кидал Зюзе в окно со словами: «Мароз, хадзі куццю есці!» ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

 

Оригинал статьи: http://bestiary.us/zjuzja/ru ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (16.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 23 | Теги: Злыдни Зюзя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar