Доля Додола Дух-обогатитель Жевжик Житень

До́ля (др.-рус. устръча; сербохорв. срећа)

в славянской мифологии олицетворение счастливой судьбы, удачи. Считалось, что она была даром богов, силой, данной ими человеку для преодоления жизненных трудностей. Установление доли происходило в момент рождения и она сопровождала человека до смерти, в значительной степени влияя на его жизнь и личность. Доля даётся человеку прежде всего матерью, обусловлена родом, предками и определяется рожаницами. Синонимы — участь, судьба в разных значениях.
Первоначальное значение слова «доля» (судьба) — часть. Образовано с помощью суффикса -j- от той же основы, но с переогласовкой, что и делить.
Первоначально само слово бог имело значение «доля». Наряду с доброй долей, как персонификацией счастья в мифологических и фольклорных текстах выступают злая (несчастная, лихая) доля, недоля, лихо, горе, злосчастие, беда, нуж(д)а, бесталаница, кручина, бессчастье, злыдни, как воплощения дурной доли.
Поверья о Доле связаны с осмыслением индивидуальной судьбы как части (ср. рус. участь), некоторого количества блага, счастья (ср. рус. часть), которым свыше наделяется человек при рождении и которое ему выдаётся из общего, принадлежащего всему социуму, объёма счастья.
Другое персонифицированное воплощение счастья — встреча (др.-рус. устръча), противопоставляемая невстрече (серб. Срећа и Несрећа в сербской народной поэзии). Сречу представляли в виде красивой девушки-пряхи, которая прядёт золотую нить человеческой судьбы. Она помогает людям в сельскохозяйственных делах, в удалых забавах. Антитезой Срече является Несреча — седая старуха с потухшим взглядом. Несреча тоже пряха, но прядёт она слишком тонкую, обрывающуюся нить.
Поговорки
Всякую долю Бог посылает.
Слава Богу, не без доли: хлеба нету, так дети есть!
Воля, неволя — такая наша доля!.
И была бы доля, да нет воли.
Не в воле счастье, а в доле.
Своя волюшка доводит до горькой долюшки.

Додола, Пеперуда


в балканской традиции весенне-летний обряд вызывания дождя, а также центральный персонаж или участник этого обряда. Название додола (и близкие ему дудула, додулица, додолаш, гойголе, вајдодуле и т. п.) характерно для сербских, западно-болгарских и ряда македонских областей, тогда как в Хорватии (Далмация, Приморье, Жумберак, Крижевцы) название обряда и его участников — prporusee, preperuse, barbarusa, pepeluše. На большей части болгарской территории, а также в македонских и восточно-сербских регионах распространено название пеперуда (пеперуна, пеперуга, пемперуга, перперуна, преперуна и т. п.), в Румынии — paparuda, păpăluga. Обряд известен также в Греции и Албании.
Название обряда Додола связано с южнославянскими песенными зачинами и рефренами исполняемых во время обряда (серб. «Oj додо, oj додоле»; з.-болг. «Ой, додуле, дай Боже, дож!»); а болг. пеперуда «бабочка» — к песне, связанной с полетом бабочки, просящей Бога дождь («Пеперуда лятала / как са й Бога молила / Дай ми, Боже, дребен дъжд...»).
Древний смысл названий додола/пеперуда/прпоруши связывает их с именами бога-громовержца Перуна, его действиями или эпитетами (ср. лит. dundulis — раскаты грома, латыш. dūdina Pērkuonins — громыхает громом).
Обряд
Центральный персонаж обряда — обычно увитая зеленью девочка-сирота, девушка, ребёнок, родившийся после смерти отца, последний ребёнок-девочка у матери (если мать впоследствии родит ещё одного ребёнка, в селе ожидаются большие несчастья), реже — мальчик. Участники обряда обходят сельские дома. После исполнения обрядовой песни и танца перед домом хозяева окатывают основную участницу водой. Имитируя дождь, иногда обливали через решето или сито, при этом «Додола» вертится, чтобы разбрызгать вокруг себя побольше воды.
Затем хозяева одаривают исполнителей. Собранные подарки и продукты участники процессии делят между собой (большую долю получает ребёнок-сирота); обычно устраивается совместная трапеза.
Обряд исполняется во время засухи, в основном в период от Юрия до Петрова дня (Сербия), между Пасхой и Троицей (Румыния, Болгария), в Ильин день (Греция). В селах северо-восточной Болгарии обычай может сочетаться с обрядом Германа. В некоторых областях он приурочен к определенному празднику, например, — «Рани-поле», следующему дню после дня св. Георгия. В западных областях юго-славянского ареала участники обряда — преимущественно неженатые парни; в восточных — девушки и девочки.
В сербских и западно-болгарских областях в обряде зафиксировано ношение, волочение креста, что сближает Додолу с другим обрядом вызывания дождя: серб. крестоноше, литије, болг. кръсти. В северо-хорватских областях элементы ритуала (обливание водой украшенного зеленью участника) обнаруживаются в обряде Зелёный Юрий, на Косово процессия дојдолице включает черты известного у южных славян обхода краљице: выделяются два персонажа — «невеста» и «парень», который несёт «знамя» из красной ткани с яблоком и полотенцем на конце древка.
Сравнительный анализ до-дольских песен и ритуалов позволяет предположить, что Додола первоначально изображала жену громовержца, а окружение главной героини — её жриц.

Дух-обогати́тель у славя́н (словацк. škriatok «шкря́ток», чеш. skřítek «скрши́тек», во множественном числе skřítci — «скршитцы», чеш. kristek «кристек» у моравов)


дух-обогатитель в славянской мифологии, который обитает в доме, находится в услужении у одного из членов семьи и приносит своему хозяину богатство, отобранное у других людей. Дух-обогатитель служит только тем людям, которые занимаются колдовством. Общение с таким духом считается нечистым делом.
В словацкой и чешской мифологии шкряток или скршитек — дух, подобный русскому домовому, который живёт в доме. Если хозяин ладит со шкрятком, шкряток помогает ему в домашних делах. Днём шкряток выглядит как чёрная курица, ночью летает в виде огненного змея и спускается в дом вниз по трубе. Иногда слово «шкряток» имеет и более широкое значение. К ним относятся различные духи, являющиеся в виде небольших человечков — лесовик (разновидность лешего), полевик, различные «пядимужики» (от слов «пядь» и «мужик»). Этимологически чешское skřítek родственно русскому слову скрытность.
У моравов известен демон-обогатитель кристек, скритек, или рарасек (чеш. kristek, skrítek, sotek, rarásek). Рарасек выглядит как дракон, длиной около двух сажень, с чёрной плоской головой и округлым огненным телом. Считалось, что его можно было вывести из яйца чёрной курицы, если носить его под мышкой 7 или 9 недель, не умываясь, не переодеваясь, не молясь. Кормить его надо было только молоком от абсолютно чёрной коровы. За это демон приносит хозяину богатство, открывает клады, помогает лечить людей.
В польской и западноукраинской (Закарпатье) мифологии аналогом является хованец, или годованец (польск. chowaniec; укр. хованец, годованец) — дух, обогащающий хозяина. Хованца можно было вывести из яйца, снесённого петухом или чёрной курицей. Это яйцо нужно было носить под левой подмышкой 9 дней, в течение которых нельзя умываться, стричь ногти, молиться, креститься. Слово «хованец» образовано от укр. ховати «прятать», а укр. годованец переводится как «воспитанник, выкормыш».
Лужицкий клобук (в.-луж. и н.-луж. klobuk) сам хитростью навязывается человеку в услужение, попадаясь на глаза человеку в виде красивой бабочки или какой-либо занятной вещицы. Принеся эту бабочку в дом, человек, сам того не желая, получает духа-обогатителя.
Два синих шкрятка с 2013 года являются талисманами соревнований по биатлону, проходящих в чешском городе Нове-Место-на-Мораве.
Именно шкряток фигурирует в чехословацком кукольном мультфильме 1980 года, в советском прокате ошибочно названном «Король и гном» (в оригинале — «Král a skřítek»)

Же́вжик (белор. Жэ́ўжык)


один из персонажей белорусской мифологии. Как древнебелорусский покровитель рек или водяное божество описан (и, вероятно, придуман) фольклористом Павлом Шпилевским (Древлянским).
Внешне Жевжик описывается как худой старичок небольшого роста, с длинной рыжей бородой, длинной шеей, маленькой головой, с длинными, но маленькими руками, длинными пальцами и тонкими ногами. При этом Жевжик невероятно силён и проворен. Такое описание Жевжика связано с тем, что по понятию белорусов, все длинношеие и рыжебородые необыкновенно сильны.
Образ жизни
Жевжик плавает как под водой, так и на поверхности, разгоняя перед собой волны длинной палкой. Согласно преданиям белорусского фольклора, Жевжик может одной рукой вытащить тонущую лодку и спасти людей, оказавшихся в опасности на воде. Для людей Жевжик остаётся невидимым, так как плавает по глади рек и озёр на челноке-невидимке. Жевжик может не только спасти тонущего человека, он в силах укротить ветер и даже бурю.
Жевжику подчиняются все водяные духи, в том числе Водяной и Лозави́к (болотник, живущий у лозы).
В Беларуси есть известные поговорки, связанные с образом Жевжика:
«Яки́ Же́вжик» — какой проворный, ловкий!
«Бы Же́вжик ныра́е» — словно Жевжик плавает;
«Же́вжик-ты — руда́я барада́…» — ах, Жевжик — рыжая борода...
Жевжик — иногда значит карлик или даже просто — мальчишка.

 

Жи́тень (житный дед, белор. жыцень, жытні дзед)

в работах Павла Шпилевского дух-хозяин поля у белорусов. Его женская параллель — житная баба. Как древнебелорусский бог плодородия и осени описан (и, вероятно, придуман)
фольклористом Павлом Шпилевским (Древлянским).

Описание
В работах Павла Шпилевского Житень представлен в виде маленького старичка («житний дед») с длинной бородой. Он якобы обеспечивал урожай ржи — «давал жито», собирал колосья на ржаной ниве небрежной хозяйки и переносил их на поле прилежной жнеи, способствовал хорошему вызреванию зерновых культур и овощей. Его уважали также как духа богатства и благополучия.
Особенностью Житеня является третий глаз на затылке, который нужен для лучшего выполнения задач этого мифологического персонажа.
Образ жизни
Житень ходит по полям и следит за тем, чтобы урожай на нивах был хорошо убран. По мнению П. Шпилевского в белорусском фольклоре говорится, что, если Житень находил кинутые плохо обмолоченные колосья, собирал их в снопы и переносил на участки более аккуратных хозяев. Позже народные верования про Житеня слились с представлением про бога как изготовителя урожая. Религиозное представление про него исчезло в конце XIX — начале XX вв. С образом Житеня связан земледельческий обряд «завивание бороды».




 

Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (16.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 36 | Теги: Доля Додола Дух-обогатитель Жевжик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar