Лесник Лизун Кладенец Красный призрак Лихо Лихорадка

Лесни́к (серб. лесник)

персонаж сербской кабинетной мифологии, рассматривающийся как аналог лешего у сербов.
Священник Д. М. Джорджевич в 1958 году в своей монографии «Жизнь и народные обычаи Лесковацкой Моравы» сообщил, что колядников в селе Брза около Лесковаца называют лесниками «от древнего славянского слова лес, то есть леший, лесной дух». Он указал, что ряженые эти одеты в вывороченные овечьи шкуры, на лицах у них рогатые маски, вокруг пояса и на ногах — колокольчики, в руках держат саблю и булаву. В книге «Народная жизнь и обычаи в Лесковацкой области» 1985 года Джорджевич вновь описывает колядников, но лесников уже не упоминает.
В 1965 году сотрудник Этнографического музея в Белграде С. Зечевич в региональном журнале «Лесковацкий сборник» разместил статью «Лесники — лесковацкие лесные духи», в которой повторяет описание Джорджевича. Затем он заключает, не приводя никаких дополнительных источников, что «в народных представлениях этого края лесник — это лесной дух и защитник скота». Он отождествляет колядников с мифологическими существами по аналогии с античными представлениями, в которых маски изображали различных богов, в том числе лесных: Пана, Сатира, Силена Сильвана, Фавна, которые также «одеты в шкуры, они рогаты, похотливы, они лесные защитники скота». Затем он проводит сравнение с лешим и европейские аналогии. Из чего делает вывод: «После приведённых параллелей становится ясно, что и лесковацкий лесник, как и сходные существа народных верований всех европейских народов, относится к весьма распространённому типу европейских лесных духов в козлином облике. Он подобен греческому Пану, но и русскому лешему и другим сходным существам, однако в нём надо видеть не греческое наследие, а элемент общего индоевропейского прасостояния и одну из его важнейших манифестаций».
Окончательно миф о леснике в сербской мифологии был закреплён с изданием в 1970 году книги «Сербский мифологический словарь» Ш. Кулишича, П. Ж. Петровича и Н. Пантелича — одного из первых словарей славянской мифологии вообще, в котором П. Ж. Петрович разместил статью «Лесник», где без каких-либо новых данных повторил слова Зечевича о том, что «по поверьям, лесники — это лесные демоны, защитники скота».
Зечевич разместил статью о леснике и в собственной монографии 1981 года «Мифологические существа сербских преданий», где повторил то же самое, что и в предыдущей работе. Лесник появился и в известной работе М. Недельковича «Календарные обычаи сербов» 1990 года, а также в македонской книге «Словарь южнославянской мифологии» Г. Стойковской 2004 года.
Представления о леснике проникли и в русскую научную литературу. Э. В. Померанцева в своей известной книге «Мифологические персонажи в русском фольклоре» 1975 года использовала их как доказательство общеславянского происхождения лесного духа. Е. Е. Левкиевская в капитальной книге «Славянские древности: Этнолингвистический словарь» так говорит о леснике: «лесник — дух, живущий в лесу, способный к оборотничеству. Он имеет вид человека с рогами, одетого в шкуры, и покровительствует животным. Если человек попадёт на след этого духа, то заболеет».
«Кабинетность» лесника обнаружил Л. Раденкович в 2011 году. Он отметил, что слово лесник в значении духа не зафиксировано не только в лесковацком говоре, но и вообще у сербов и в целом у южных славян. Персонаж, называющийся лесником (лесени дух), известен только по одному источнику из северо-западной Словении, близ Сеножече, рассказывающем о духе, живущем в дереве грецкого ореха, в других районах Словении его называют шкрат (гном).

Лизун


одно из табуистических наименований домового духа, который, по поверьям, лижет, зализывает по ночам волосы людей, шерсть скота, вылизывает оставленную где попало посуду. Лизун может напоминать мохнатого зверька: «А то раз начал он [лизун] лизать меня по голове таким жестки» языком. Что, думаю, за притчи? Схватил я его за шерсть. Кошка да и только! А кошки у нас в дому, надо сказать, давно не бывало. Вижу, дело неладно. Давай молитву читать да креститься. Благо руки не отнялись, насилу открестился» (Волог.). 
Таинственным мохнатым лизуном крестьяне стращали детей: «Лизун под печкой живет, там на кухне, в чулане. Не плачь, лизун тебя там съест. Лизун-то в подполье и живет» (Волог.). 
Лизуном, который обитает под печкой и выходит оттуда, когда никого нет (может появляться и в банях), пугали ребятишек на Смоленщине, а также в Ярославской, Тверской, Костромской губерниях, ср.: «Еще лизуны бывало. Говорят нам: „Не ходите поздно!" — Кто-то желтенький глядит в окошко в бане! Зверюшка такой, четыре ноги, желтенький. Ти нам просто давалось, так на самом деле было» (Смол.). 
На Смоленщине лизун — «детское пугало», но лизун — это и «сноп огня пламени».


Кладенец (укр. скарбник, белор. дзедка)

злой дух в славянской мифологии, стерегущий клады и сокровища (часто в горах),
кладенец, кладовик, лаюн, щекотун, копша, кладовой бес; укр. скарбник; польск. skarbnik, bazyliszek; белор. дзедка; чеш. červený mužik; болг. стопан, сайбия
Считалось, что Дедка появляется там, где закопан клад. Самого Дедку люди не видят, а лишь замечают его красные как огни глаза. Если кто заметит такие огни, может смело идти на них, так как там закопан клад или лежит мешочек с деньгами. На огонёк нужно кинуть шляпу или пук волос, тогда клад окажется у самой поверхности земли. Если кинуть ботинки или лапти, то клад опустится так глубоко в землю, что придётся всю жизнь его откапывать.

 

Красный призрак из замка Гродзец (польск. Czerwony upiór z Grodźca)

призрак или дух в польской мифологии, появляющийся в замке Гродзец в горах Судетах. Об этой истории известно не многое.
Замок расположен на вершине горного базальта, на 389 метрах над уровнем моря. Был основан несколько веков назад. Много богатых и знатных людей населяли этот замок. По легенде лишь один из них остался навсегда в стенах замка. Его называют красным призраком или красным фантомом. Считается призрачным рыцарем, блуждающим во дворе и самом замке в ночное время суток.Призрак представляется скелетом-рыцарем, облаченным в боевые доспехи и багряницу. Красным призрака называют из-за цвета некоторых элементов одежды. Из исторических записей XIX века стало известно о том, что фантом появился ещё во времена правления Пястов. Огромная династия Пястов не позволяет даже примерно определить, кем являлся этот самый красный призрак. В замке также жили раубриттеры, потому иногда призрака называют рыцарем-разбойником или бароном-разбойником, полагая, чтопривидение произошло от кого-то из них.
В XX веке замок Гродзец пытались восстановить после его повреждений во время Тридцатилетней войны. Предполагается, что красный призрак напугал рабочих, которые впоследствии отказались от дальнейших строительных работ над замком. А последствия войны привели к тому, что в 1945 году замок Гродзец сгорел. Вынужденные переселенцы, проходя мимо, видели призрака на самой высокой башне замка.

Лихо (одноглазое)


в восточнославянской мифологии персонифицированное воплощение злой доли (лихой, несчастливой судьбы).
Лихо в русском языке — «беда», «зло», «нечет», в первоначальном значении остаточный, лишний. Произошло от праслав. *leik* — «оставлять».
Является однокоренным слову «лишения», и изображается с различными физическими недостатками (ср. сербохорв. лихорук — «однорукий»), и словом «лишний» о людях имеющих аномалии — шесть пальцев, лишние зубы и т. п. Такие люди в народе считаются приносящими неудачу. В народных сказках образ Лиха часто связан с образом Горя. Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья.
В русской народной сказке «Лихо-одноглазое» предстаёт в образе худой одноглазой великанши-людоедки. По одному из предположений, образ пришёл из мирового фольклора из мифа о циклопе Полифеме и Одиссее.
Переносное значение слова «лихо»
Разг. То же, что и зло, горе, беда. Напр., Поминать лихом (вспоминать плохо о ком-либо), хлебнуть лиха (узнать горе, беду), узнать почем фунт лиха (узнать сполна горе, трудности). Связанные слова: лихоимец (взяточник), лиходей (злодей), лихорадка (болезнь), лихолетье (смутное время), лихач (недисциплинированный водитель, сознательно нарушающий Правила дорожного движения и создающий проблемы и аварийные ситуации на дороге) и т. п.
Разг. То же, что и удаль, смелость, решительность. Напр., лихой наездник, лихо проскакать.
Разг. Залихватский. Задорный, разухабистый, бесшабашный, безбашенный.
Пословицы и поговорки
Не буди лихо, пока оно тихо.
Не поминай лихом.
Лихое споро: не умрёт скоро.
Лиха беда — начало.
Лиха беда хлеба нажить, а с хлебом можно жить.
Лихой конь: всех встречных обгоняет.

Лихора́дка, лихоманка, трясавица


в славянской мифологии персонифицированная в образе женщины болезнь, вселяющаяся в человека и вызывающая то озноб, то жар.
Отличительная особенность лихорадки — множественность (7, 9, 12, 77 женщин, сестёр, мух, струй воздуха) и изменчивость образа. В заговорах лихорадки могли называться «Дщерьми Иродовыми».
Этимология
Слово «лихорадка» древнерусского происхождения. Образовано с помощью суффикса -ка от лихорадить — «желать зла», полученного от лихо — «зло» и радить — «желать». В русском языке XI—XVII веков слово известно в значении «гнойный нарыв, короста», «озноб и жар».
В названиях лихорадок отражены симптомы, причины болезни, время появления, цвет. Главные симптомы (озноб, жар) порождают названия с внутренней формой «горячая», «холодная»: рус. горячка, леде(не)я, ледиха (архангел.), студенка (казан.), укр. жарка, огневиця, зімова, зима, зимница, з.-сил. и кашубск. zima, польск. zimno, chlodn(ic)a ograszka, zimná, zimnica, серб. врућица, хорв. lednica, болг. огненица (один из основных признаков «горячка» отражён в лат. febris от и.-е. *dheuh «жечь», ср.польск. febra, frybra — из лат. febris); «дрожь» (и ассоциативные названия): рус. дрожалка, дрожуха, знобуха, кумоха (ср. кумошить «терзать, мучить»), маяльница (ср. маяться), трепалка, трясуха; укр. трясця, корчій, знобія, белор. асинавая, рус. горькуша (признак болезни ассоциируется со свойством осины постоянно дрожать, как больной дрожит от лихорадки), трасачка, чухянка, серб. чамалица (от чам «тоска», лихорадка без сна), болг. треска, тресавица, макед. треска, трескавица. Эти же симптомы лихорадки выражаются глаголами: трясёт, треплет, колотит, трусит, лихорадит, распаляет, леденит, ломает, мучает. Ряд названий указывает на цвет: рус. желтыня, желтуха, зелена(я), синя, укр. желтія, чеш. žluta zimnice «жёлтая лихорадка». Персонификация состояний, вызываемых лихорадкой, отразилась в названиях: Тресея, Огнея, Ледея, Гнетея, Гинуша, Глухея, Ломея, Похнея, Желтея, Каркуша, Гледея.
Русские имена лихорадок по Афанасьеву:
Трясея (тресучка, трясуница, потресуха, трясучка, трясца).
Огнея или огненная.
Ледея (ледиха) или озноба (знобея, забуха).
Гнетея (гнетница, гнетуха, гнетучка).
Грынуша или грудица (грудея).
Глухея (глохня).
Ломея (ломеня, ломовая) или костоломка.
Пухнея (пухлея, пухлая), отекная.
Желтея (желтуха, желтуница).
Коркуша или корчея (скорчея).
Глядея.
Огнеястра и неве.

Образ
Ты бы шторку опустила…
Дай-ка книгу… Не хочу…
Ты намедни говорила,
Лихорадка… я шучу…
— Что за шутки спозаранок!
Уж поверь моим словам:
Сестры, девять лихоманок,
Часто ходят по ночам.
Вишь, нелёгкая их носит
Сонных в губы целовать!
Всякой болести напросит
И пойдет тебя трепать.
— Верю, няня!.. Нет ли шубы?
Хоть всего не помню сна,
Целовала крепко в губы —
Лихорадка ли она?
Афанасий Фет
Само число 12 и резко отрицательная семантика «сестёр-трясавиц» связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода. Девы-Иродиады в славянской мифологии — простоволосые женщины дьявольского обличия (крылья летучей мыши, различные уродства). В некоторых заговорах их семь, десять, сорок, семьдесят семь.
Также в народных преданиях лихорадка может ходить и в одиночку. При этом из табуистических соображений её зовут ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка и др. Славянские заговоры зачастую предполагают изгнание лихорадки в леса, пустыни, болота, тартарары. В работе Афанасьева указывается наличие заговоров против лихорадки также у немцев, индусов, финнов.
Иногда среди лихорадок выделяют «старшую», якобы сидящую прикованную на железном стуле двенадцатью цепями. По поверью, если она порвет цепи, то поражённый ею человек умрёт. В некоторых заговорах упоминается Жупела — мать и царица лихорадок.
Б. А. Рыбаков в книге «Язычество древней Руси» предполагает, что образ лихорадок произошёл в народном сознании из представления о русалках-берегинях. Разновидностью русалок лихорадки называются и в научно-популярной «Энциклопедии сверхъестественных существ». Связь лихорадок с водоёмами прослеживает по русским заговорам М. Забылин.
В статье А. К. Байбурина со ссылкой на работу Д. К. Зеленина приводится традиционный «метод борьбы» с лихорадкой глотанием бумажки с определённой надписью. Д. К. Зеленин приводит также следующие способы лечения лихорадки:
Спину лихорадочного больного мнут мялкой, которую предварительно ставят на куриную нашесть (насест).
Пьют куриный помёт или кладут под подушку дохлую курицу.
По некоторым поверьям, 2 (15) января в Селиверстов день лихорадки выходили из своих подземелий, прячась от мороза. В этот день притолоки кропили наговорённой водой. Считалось, что лихорадки пугались также петушиного крика, лая собак и колокольного звона.
Образ лихорадки, в отличие от образа чумы, в славянской традиции слабо выражен и поэтому не отражён в быличках, обрядах и поверьях.
Считалось, что лихорадки — это: заложные покойники, 12 сестёр, проклятых своими родителями;
12 дочерей, проклятых царём Соломоном, они мучаются от проклятия и поэтому мучают других (нижегород.);
дочери ада, сатаны, они прокляты Богом, осуждены ходить по земле до конца света и мучить грешников (рус. Воронеж.);
потопленные в море своим отцом двенадцать дочерей египетского царя Фараона (рус. Владимир., Новгород.);
наиболее распространённое представление книжного происхождения — дочери царя Ирода, проклятые Богом за смерть Иоанна Крестителя и заживо «пожранные землёй», то есть провалившиеся под землю
.



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (15.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 27 | Теги: Лесник Лизун Кладенец Красный призр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar