Авет Заложные покойники

А́вет (серб. Авет), А́ветинья (серб. Аветиња), Ха́ветинья (серб. Хаветиња), букв.
  — «призрак» — мифологический персонаж сербов и некоторых других южнославянских народов, ночное пугало, дух.
Этимология
Предполагается, что имя произошло от арабского, турецкого или праславянского языка.
Происхождение
В поверьях южнославянских народов аветы приравниваются к умершим молодым людям, самоубийцам и грешникам. Также предполагается, что аветы — духи людей, которые жили не своей, чужой жизнью.
Занятие
Поверья об аветах существуют в Сербии, Хорватии, Черногории, Македонии и Боснии и Герцеговине. По легенде аветы появляются, как правило, в ночное время. Они проникают в дома, крадут женскую одежду, носят её, а затем возвращают. Обычно аветы делают это так, чтобы никто не заметил пропажу. Люди стали прятать свою одежду и хранить в труднодоступных местах. Для защиты от аветов используют чеснок (метод применения не ясен). Аветы появляются в виде страшных пугал либо в облике летучих мышей.

Зало́жные поко́йники

  (рус. нечистые покойники, мертвяки, нави, навь; белор. наўцы, наўкі; укр. мавки, нявки; болг. навье, навлянци, навои, навяци; в.-серб. навjе; словен. navje, mavje; польск. nawie) — по славянским верованиям, умершие неестественной смертью люди, не получившие после смерти успокоения. Считалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифических существ.
Термин «заложные покойники» введён в научный оборот в начале XX века этнографом Дмитрием Зелениным, так как «нечистые» покойники не имели единого для всех славянских традиций названия.Перейти к разделу «#Этимология»
Верили, что душа так называемого «заложного» покойника не может перейти в загробный мир и поэтому «блудит» по земле. По славянским поверьям, такие покойники могли стать нечистой силой.
Этимология
«Заложные» или «нечистые» покойники не имеют единого для всех славянских традиций названия. Термин заложный покойник был введён в научный оборот в начале XX века этнографом Дмитрием Зелениным, который заимствовал его из вятской диалектной лексики для обозначения «нечистого», «ходячего» покойника; в других русских диалектах данное выражение не зафиксировано. Возникновение слова «заложный» он связывал с самим способом захоронения; тело в гробу укладывали лицом вниз, яму закладывали (отсюда и название «заложные») камнями и ветками. К «заложным покойникам» обычно причисляли умерших насильственной смертью, самоубийц, умерших от пьянства, утопленников, некрещёных детей, колдунов и ведьм.
Особенности захоронения
В отличие от «обычных» покойников, т. н. «родителей», — «нечистых» не закапывали в землю и хоронили не на кладбище, а на перекрёстках дорог (ср. Удельница), границах полей, в лесу, в болотах, в оврагах, то есть за пределами церковной ограды, так как считалось, что они «прокляты родителями и земля их не принимает».
У восточных славян таких покойников было принято хоронить на обочинах дорог, особенно на перекрёстках, а также на меже. В Древней Руси существовал дохристианский обычай после сожжения собирать прах умерших в сосуд и оставлять «на столпе, на путехъ».
Несмотря на противодействие таким обычаям со стороны церкви (практику отпевания «нечистых» покойников установил Иосиф Волоцкий, основавший монастырь, при котором их погребали), данные поверья были настолько сильны, что в результате появляются отдельные кладбища (скудельницы) — «убогие дома», в просторечии называемые «божедомы» или «божедомки», представляющие собой простые участки, загороженные досками или кольями.
Народные поверья
В Симбирской губернии существовало поверье, что во время засухи «надо непременно найти опойца, которого не принимает земля, поэтому его надо вырыть из земли и кинуть в болото, чтобы пошёл дождь». Аналогичные рассказы есть и о других местах, кроме тех, где засухи не бывает.
Помимо засухи, «заложные покойники» могли причинить и другой вред. Известна, например, легенда о Батурке, который по поверью был очень жадным, поэтому, чтобы утолить его алчность, проходящие мимо люди должны были сделать подношение, иначе он мог нагнать на них и их скот болезнь. Сохранилось много сказаний о том, как «нечистые» мертвецы пугали скот и людей.
В Белоруссии места насильственной смерти считались нечистыми, и проходящие мимо люди на такие места бросали камни, ветки деревьев, клок соломы или горсть земли («иначе умерший будет за ними долго гнаться»). Кроме Белоруссии, обычай бросать что-либо на могилу заложного покойника зафиксирован также в Виленской, Псковской, Олонецкой, Саратовской, Волынской, Черниговской, Полтавской, Харьковской губерниях. В Харьковской губернии считали, что кидающий на могилу «заложного покойника» тем самым как бы участвует в погребении, оказывает покойнику погребальные почести.



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (15.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 29 | Теги: Авет Заложные покойники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar