Корогуши Криксы-Вараксы Курент


Корогуши (коловерши)

в восточнославянской мифологии помощники домового; видом похожи на кошек, чаще всего черной масти, отсюда такая нелюбовь и страх при виде черной кошки. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме все вверх дном.
Существа мелкого размера, служащие на посылках у ведьм, домовых либо дворовых. В качестве самостоятельных персонажей почти не встречаются, в отличие от южнославянских злыдней. Люди видят их в основном в образе кошек, преимущественно чёрной масти. Коргоруши—помощники дворового приносят своему хозяину припасы или деньги, воруя их из-под носа соседского дворового. Соседские коргоруши, в свою очередь, могут поступать схожим образом, подстраивая якобы «случайное» битьё посуды или потери, которые нельзя ни предусмотреть, ни отвратить.

Криксы-Вараксы

мифическое существо, олицетворение детского крика. Если ребенок кричит, надо нести его в курник и, качая, приговаривать: «Криксы-вараксы! идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца такого-то». Крикса — плакса. Варакса — пустомеля. «Криксы-вараксы скакали из-за крутых гор, лезли к попу в огород, оттяпали хвост попову кобелю, затесались в малинник, там подпилили собачий хвост, играли с хвостом» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
в славянской мифологии ночные духи женского пола, враждебно настроенные по отношению к людям. Ночницы нападают на детей, готовящихся отойти ко сну, причиняя им беспокойство и вызывая бессонницу. Славяне верили, что причина детского плача, ночного крика и плохого сна является результатом деятельности ночниц.
Наименования
Термин «ночницы» известен всем славянам, наряду с другими названиями: в.-слав. плаксы, плачки, плаксивицы, криксы, криксы-вараксы, криксы-плаксы, полуночница и т. п., польск. płaczki, болг. горска майка, ношно, серб. шумска мајка: сенке, мора, мрак, бабице, хорв. mrake, vidine, словен. nočnine, mračnine и т. п.
Внешний облик
В восточной Сербии ночницы (сербохорв. ноћнице) представлялись в виде уродливых баб в чёрном. По хорватским поверьям ночницы (хорв. noćničine) — длинноволосые бабы с когтями на пальцах рук. По единичным польским данным, они могли быть похожими на птиц или летучих мышей. В западной Белоруссии (Слонимский повет) верили, что начніца могла принять вид чёрного мохнатого червяка.
Согласно общеславянским верованиям, от ночницы могут защитить обереги. Оберегом могут служить острые металлические предметы, такие как игла, нож, топор, или же ключ, положенные под подушку или в колыбель. Надёжную защиту от ночницы дают головки чеснока и другие растения, наделённые в народных представлениях свойством отпугивать нечистую силу. Особую группу оберегов против ночницы составляют предметы печной принадлежности (кочерга) и домашней утвари связанные с метением и вычёсыванием (веник, помело, прутья от метлы, щётка, гребень для чесания льна), предполагающие совершение с ними определённых ритуально-обрядовых действий.
Крикса, (крыкса, крикса-варакса, крикливец) — детская болезнь, сопровождающаяся раздражительностью и плаксивостью; фантастическое страшилище, бука, которым пугают детей. Это такж ночной демон, который главным образом нападает на детей и не давёт им спать. Крикса аналогична болгарской и сербско-хорватской вештице, схожа с восточнославянскими полуночником и полуночницей, плачкой, бабицей, морой, ночницей-переночницей,  которые являются персонификацией ночной бессонницы или болезни у детей.
Крикса об. о ребенке, плакса, рева,  крикуша.  Криксы  мн.  вор. болезненное сост. младенца, который много  кричит.
Толковый словарь живого великорусского языка. В.И.Даль.
Ср. диал. криксы — "плач младенца", крикса - "рева, плакса", а также Криксу и звезду Криксу, защищающую от бессонницы младенца (интересно, что и звезда-защитница, и существо, от которого она защищает носит одно имя.
Вряд ли кто-то может сказать, как они выглядели, потому что дневного света они не любили и прятались днем в самой глухой лесной чаще, под пнями, корягами, куда солнце никогда не заглядывает. Криксы существа, невидимые или похожие на летучих мышей, блуждающие огни, реже — женщины в черной одежде. Крикса представлялась в виде махонького зверька: "и не видать, как проскочит".
Считалось, что криксы проникают в дом, стоят у изголовья или забираются в колыбель; бьют, щиплют ребенка; дают младенцам грудь и отравляют их своим молоком или сами сосут грудь ребенка.
Особенно опасна она не в полночь, а на закате солнца, когда легко пристает к спящему в это время человеку, поэтому считалось вредным спать вечером. Поэтому с давних времен есть такое поверье, что нельзя спать на закате солнца не только детям, но и взрослым. К беспомощно лежащему, спящему человеку или ребенку легко могли пристать злые ночные духи. Матери старались, чтобы их дети не спали на закате солнца, но если крошка спал особенно сладко и безмятежно, и будить его не хотелось, то в колыбельку просто клали предметы, отгоняющие бессонницу: корочку хлеба, не острый нож, веточку чертополоха или полыни.
С наступлением сумерек ночные духи "набирали силу" и начинали кружить вокруг дома, где был младенец, чтобы, воспользовавшись любой оплошностью взрослых, пробраться к ребенку. Они могли пристать к детским вещам, пеленкам, которые сушились уже после захода солнца. Запрещалось вывешивать детские вещи после вечерней зорьки и тем более оставлять их на ночь. И ещё — не вешать детские вещи наизнанку, то есть стороной одежды, которая непосредственно соприкасается с телом ребенка.
Если это не помогало и ребёнок начинал кричать и плакать, то говорили: "Крыксы замаяли парнишонка: не знаю, што и делать" (Костр.); "На мальчика криксы напали" (Тульск.). Затем крикс "откликали", посылали их туда, откуда пришли:
Криксы- вараксы!
Идите вы за крутые горы,
За темные леса от младенца (имя).
Чтобы "вынуть" криксы, знахарки просили помощи и у солнечной зари. Если младенец очень часто кричал, его выносили на улицу три зари подряд и, обращаясь утром на восток, а вечером на запад, просили зарю забрать криксы:
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа,
Заря-заряница, заря, красная девица!
Возьми криксы и плаксы,
Денные и полуденные,
Ночные и полуночные, часовые, минутные,
полуминутные
От раба Божьего (имя).
Криксы можно было "отдать" и дереву, особенно такому, которое славилось своей жизненной силой и крепостью, или "посвататься" к дубу: поднеся к нему ребенка, сказать:
Дубочек-браточек,
Посватаемся, побратаемся!
Есть у тебя дубочки-браточки,
А у меня внучка (имя).
Твоим дубочкам листьями колыхать,
А моей внучке (имя) спать-отпочивать.
Если ребенок продолжал кричать, надо нести его в курник и, качая, приговаривать: Заря, заряница, красна девица, возьми свою криксу, отдай нам сон (говорят, купая младенца под насестью, чтобы он не плакал).
На Украине и в Белоруссии считали, что и ведьмы могут наслать на ребенка криксы и плаксы. Такие криксы проникaют в дом, стоят у изголовья или зaбирaются в колыбель; бьют, щиплют ребенкa; дaют млaденцaм грудь и отрaвляют их своим молоком или сaми сосут грудь ребенкa.
Из стрaхa перед ними мaтери остерегaлись после зaходa солнцa остaвлять нa дворе пеленки, выходить из домa с ребенком, применяли рaзличные обереги для колыбели, не купaли детей и не стирaли пеленок и белья в "ночной" (простоявшей ночь) воде.
Проявления насланной ведьмой порчи бывают разные. Порченый ребенок страдает бессонницей и "криксами" — беспрерывно и взахлеб плачет, особенно по ночам.
Чтобы избавить ребенка от ночного плача, вызванного "криксами", "ляком", три раза обносили под лавкой, где был покойный, воду в стакане и давали ее пить ребенку (Житомир., Червона Волока), просили столяра сделать колыбель из доски, хотя бы часть которой была использована для изготовления гроба (пол. добжин.).
Для изгнаяия болезни кричали через окно: чтобы вылечить "криксы" у ребенка, мать в каждое окно дома кричала отгонную формулу (в.укр.).
Изгоняли ночниц с помощью особых зaговоров:
Из дремучих дрем, от спящих лесов, идет Мaти Пресвятaя Бо городицa. Нaвстречу ей криксы-ночницы. Спрaшивaет Свя тa Мaтерь: "Кудa вы пошли, криксы-ночницы?" Отвечaют оне: "Мы пошли к дитю свет Вaрвaре". Говорит тaки словa Мaти Пресвятaя Богородицa: "А подите-ко вы мимо дрем дремучих, во вольную сторону, ко пням-мхaм, где ести-пити приготовлено вaм!"
Матери приносили детей, страдающих ночницей, или криксой, на заре к овину и умывали росой, приговаривая:
— Господи Владыко! Возьми с младенца крик и вопь, а дай ему тихого ангела!
В старые времена чаще призывали в таких случаях именно "батюшку овинника". У этого духа, как и у многих других, есть какие-то "старшие", которые могут им приказать. Иногда это колдун, а порою — и сам нечистый дух. И все-таки овинник возбуждал не столько страх, сколько уважение, — ведь это был хранитель главного крестьянского богатства — хлеба.
Упоминание о криксах имеется и в литературных проихведениях: "Криксы-вараксы скакали из-за крутых гор, лезли к попу в огород, оттяпали хвост попову кобелю, затесались в малинник, там подпилили собачий хвост, играли с хвостом" (А.М. Ремизов. "Сказки").

Курент-лукавый и веселый бес,

единственный из всех бесов, от которого есть хоть какая-то польза человеку. Игрою на своих гуслях и дудке он исцеляет болезни и заставляет всех плясать без отдыха.
Бесы (иногда их называют духи, демоны, элементарии, лярвы, гоблины, пишачи, бхуты, куренты) – это сущности, содержащие мыслеформы, которые в результате слияния сформировали алгоритмы воспроизводства собственных форм посредством демонстрации на подиуме Сознания головного мозга. Они нашли способ блокировать чувственные восприятия и подчинить деятельность Разума удовлетворению собственных потребностей. Бесы подобны глистам, паразитирующим в кишечнике. Но их областью паразитирования является Сознание головного мозга, и тело их состоит из вещества низших измерений.
Бес, овладевший Сознанием человека, неизбежно проявляет себя, поскольку вмешивается в чувственные восприятия и нарушает адекватность реакции человека. Такой человек воспринимается другими людьми как одержимый.
Однажды человек-исполин и Курент поспорили между собой, кому из них обладать белым светом. Долго боролись они, изрыли ногами всю землю и сделали ее такою, какова она теперь: где прежде были широкие равнины, там появились высокие горы и глубокие пропасти. Ни тот, ни другой не осилил противника. Тогда Курент взял виноградную лозу и стиснул так крепко, что из нее ударило вино; этим вином он упоил человека в то самое время, когда тот сидел на высокой горе за божьим столом (здесь заложено иносказание, указующее на способ лишения силы белого человека через употребление алкоголя и курение). Вскоре воротился Бог и увидел человека, дремлющего за столом; разгневался Бог и сбросил его сильною рукою с горы вниз, отчего много лет лежал он разбитый и полумертвый. Когда человек оздоровел, сила его пропала: не мог он ни скакать через море, ни спускаться в глубь земли, ни восходить к небесному столу. Так завладел Курент светом и человеком, и люди с той поры сделались слабы и малы (избавление человека от этих пороков вернет ему прежнюю силу и божественные способности).



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (13.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 33 | Теги: Корогуши Криксы-Вараксы Курент | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar