Каженник Караконджал Клобук Кладовик Клетник Коловертыш

Каженник

человек, которого можно назвать скаженным, то есть немножко не от мира сего. Считалось, что его обвеял вихрем леший, из-за чего случается потеря памяти, помешательство, безумный бред, столбняк. Это очень добрый, незлобивый, но несчастливый и неудачливый человек, который никому не причинит никакого зла. И тот человек, да не тот. Все видит и слышит, но делает не то, что видит, говорит не то, что слышит. Станет что-то делать — начинает вроде бы как надо, а выйдет все наоборот. И свет белый ему не мил, и жизнь не мила. Жить или не жить — ему все равно. Есть ли какое добро, имущество — а хоть бы ничего не водилось. И кручины нет никакой, а он все о чем-то горюет, тужит, как сирота горемычная. Как обошли его лешие, так и стал он одержимым сам в себе. Все время о чем-то думает, печалится, а о чем — и сам не знает. Вот он каженник и есть.
 

Караконджал (караконджулы, караконджо)

у южных славян водяные демоны. Выходят из воды или из пещер и нечистых мест на период Рождества. Выступают в облике коней с человеческой головой и двумя руками или крыльями; голых людей, покрытых колючками; лохматых красных или черных бесов с хвостами и рогами; маленьких человечков, приманивающих людей ко льду; в облике собаки, овцы, теленка или косматого, рогатого и хвостатого человека. «Считалось, что они после полуночи нападают на людей, ездят на них верхом до первых петухов или первого крика осла, гоняют людей вокруг села, полей, по берегу реки. Они боятся огня, железа, пепла от бадняка, хлеба, соли и т.п.» (Н.И. Толстой).
Караконджул (болг. караконджул, макед. караконџол, серб. караконџула, греч. καλλικάντζαρος) — сверхъестественное существо, поверья о котором известны туркам и грекам, а также сербам, македонцам и болгарам, находившимся в контакте с ними. Считается преимущественно сезонным, святочным демоном. Восточнославянскими аналогами караконджулов являются шуликуны и кикимора.
Существует несколько версий происхождения слова «караконджул/калликанзарос». Согласно первой версии, слово является турецким заимствованием и происходит от тур. karakoncol — «чёрный оборотень/упырь». Согласно второй, происходит от греческого kalos-kentauros, что означает «красивый кентавр». Согласно же третей версии, название имеет южнославянское происхождение: святки, называвшиеся у восточных славян словом «Карачун/Корочюн», у болгар носили название «Каракончо». По мнению автора, название злого духа происходит от этого слова, и в таком значении его заимствовали греки.
Считается, что они выходят из воды или из пещер и нечистых мест на период от Рождества (иногда от Игнатьева дня, 20 декабря (2 января)) до Крещения (или Бабина дня, 8 (21) января).
Сербы полагают, что караконджул появляется осенью. На северо-востоке Болгарии его уподобляют святому Тодору и временем его вредоносных действий считают первую неделю Великого поста. Повсеместно караконджул — ночной дух, исчезающий с первым криком петухов. Нередко отмечается связь с водой, особенно у сербов и черногорцев. По внешним признакам и функциям уподобляется другим мифологическим персонажам: вампиру, волколаку, оборотню, которые вместе со всей нечистой силой активизируются в святки. Видеть его могут только люди, рождённые в субботу.
Существует поверье, что караконджулы  живут под землёй и пилят Мировое древо, чтобы в конце концов оно пало вместе со всей Землёй. Однако, когда они приступают к отпиливанию последней части, наступает Рождество, и у них появляется шанс выйти наружу. Они забывают про Древо и выбираются на землю, чтобы устраивать бесчинства и донимать людей.
В конце концов на Богоявление (6 января) они спускаются обратно под землю, чтобы продолжать пилить, но обнаруживают, что Мировое древо зажило, и им приходится заново браться за работу. Так повторяется каждый год.

Клобук (польск. kłobuk, kołbuk)


дух-обогатитель в народных представлениях поляков (дух хозяйственного благополучия и достатка). Считалось что он «заводится» у тех хозяев, кто решается на обогащение с помощью нечистой силы. Клобук состоит в услужении у одного из домочадцев, обогащая его на условиях определенного договора с человеком; в случае же нарушения условий содержания духа и обхождения с ним, он не только прекращал заботиться о хозяине дома, но и насылал несчастья, бедствия, поджигал дом, а затем исчезал.
Считалось, что духа-обогатителя можно вывести из особого яйца (чёрной курицы или из «петушиного»), либо просто найти случайно после сильного ливня в виде мокрого цыплёнка, птенца (либо даже купить у «знающих» людей); с другой стороны, чтобы заполучить такого «помощника», люди специально погребали под своим домом выкидыш или мертворожденного ребёнка, веря, что через какое-то время его душа превратится в «домовика». Польское население Вармии и Мазур считало, что именно таким образом можно «вырастить» для своего хозяйства духа-обогатителя клобука: когда в семье рождался мертворожденный младенец, родители закапывали его под порогом дома и ждали, что через 7 дней (либо 7 месяцев, 7 лет) появится его душа и будет просить её окрестить, — тогда следовало сказать: «Будешь клобуком!»; после этого в доме появится мифический «помощник».

Кладовик

дух, который охраняет зарытые в землю сокровища и ценности. На севере его зовут «кладовым» и признают, что есть два сторожа: «лаюн», прозванный так за то, что обращается в собачку-лайку, при первом покушении на похищение клада; другой — «щекотун», оберегающий клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи.
Кладовик или кладовой. Обычно именно так называют духов, сторожащих зарытые клады. Деньги, являющиеся желанным объектом для любого человека, приманивают к себе силы враждебные людям. Ну а оставленные в земле, забытые и заброшенные на многие годы, они обзаводятся действительно могущественным охранником. Само по себе создание кладов расценивалось предками как серьезный проступок, грех. Ещё великий князь Владимир Мономах завещал в двенадцатом веке своим детям: "Не зарывайте ничего из сокровищ в землю – это большой грех". Так что, нет ничего удивительного в том, что закопанные в землю сокровища тут же привлекали внимание нечистой силы. Обычно чем старше клад, чем больше злата и серебра он таит, тем более опасен кладовик, хранящий его. Они могут принимать самый разный облик: ящерица, змея, черная кошка, филин. Встречаются также медведи и существа, похожие на людей, только с огромными глазами и неправильными чертами лица. Существует мнение, что хранителем клада или кладовиком является мелкий бес, главной задачей которого является причинение вреда человеку. В этом случае он готов сделать всё, чтобы клад как можно скорее нашли. Он зажигает поблизости мрачные огни, которые не греют и лишь едва рассеивают вокруг себя тьму, и даже разверзает курганы, чтобы привлечь внимание честных людей. Вот только богатство, обретенное с помощью такого кладовика, никогда не приносит радости и счастья – напротив, приводит к разорению, несчастью, а порой и смерти. По другим сказаниям в кладовика превращается разбойник, который зарыл нечестно нажитые деньги в укромном месте, но погиб, не успев воспользоваться этим богатством. В результате бывший хозяин попадает в весьма сложную ситуацию. С одной стороны он не хочет расставаться с серебром и золотом, готов напугать или навредить любому, кто позарится на его казну. С другой – пока клад остается зарыт в земле, дух не может обрести покой, чего страстно желает. Получить клад, тем самым освободив кладового, может только человек знающий, способный провести необходимый ритуал, прочитать заговор. По сей день эти суеверия не забыты окончательно. Неслучайно многие кладоискатели, выезжая на поля с современнейшими металлоискателями, не забывают оставить на поле сигарету, да несколько монет – небольшой откуп за тот клад, который мечтают найти.


Клетник

дух, живущий в клети, кладовке, помощник домового. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место, шумит.
Днём обычно клетник спит, а вот ночью выходит, и ночью он часто устраивает осмотр вещам, может перекладывать их с места на место и шуметь.
Если клетник начинал злиться на хозяина, то он мог порвать мешки с мукой, разбросать зерно, отворить дверь в морозную ночь или прохудить крышу во время летнего дождя. Мог клетник и попраказничать просто так, из-за шалости, а не из-за того, что злится.
Изображался в образе небольшого человечка с длинными волосами и бородой.
В Белоруссии его называют хранителя домовых клетей и кладовых. Это одно из прозвищ домового-дворового, в котором ясно указывается пространство, в пределах которого чтится власть домового и приносятся ему жертвы. Всем домовым-доможилам приданы в помощь домовые-дворовые. Их работа, в одних местах, не считается за самостоятельную, и все целиком приписывается одному «хозяину». В других же местах догадливо различают труды каждого домашнего духа в отдельности

Коловертыш

помощник ведьмы. «Коловертый» означает «быстрый», «верткий».  В поверьях Тамбовщины коловертыш похож на зайца, но спереди у него большой мешкообразный зоб. В этот «мешок» коловертыш забирает добытые ведьмой молоко, масло, а дома изрыгает их в посуду, которую приготовила ведьма.
В поверьях Тамбовщины коловертыш похож на зайца, но спереди у него большой мешкообразный зоб. В этот «мешок» коловертыш забирает добытые ведьмой молоко, масло, а дома изрыгает их в посуду, которую приготовила ведьма. Коловертыша может иметь и облик черной кошки (тоже с зобом-мешком), обитать под полом или под печкой у наделенных колдовскими уменьями людей (Тамб.).
Это существа, накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом. «У Морозова Леньки ребятишки, коловерши, все домой тащат»
«На крыше сидела серая сова — чертова птица, а у курьей ноги, у дверей, пригорюнясь, сидел Коловертыш: трусик не трусик, кургузый и пестрый, с обвислым, пустым, вялым зобом... Это зоб, туда он все собирает, что ведьма достанет: масло, сливки — и молоко, всю добычу. Наберет полон зоб и тащит за ведьмой, а дома все вынет из зоба, как из мешка, ведьма и ест: масло, сливки и молоко... — Из собаки сделала, мудрено меня сделала ведьма: ощенилась наша собака Шумка — Шумку волки съели! — взяла ведьма место — там, где щенята у Шумки лежали, пошептала, перетащила в избу в задний угол под печку, а через семь дней я на белый свет и вышел. Я — Коловертыш, вроде собачьего сына...» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
Практически во всех сказаниях европейских народов, повествующих о ведьмах и колдунах, у них имеются собственные помощники. Не является исключением и славянская мифология. Более того, у существ, помогающих колдунам, даже есть собственное название – коловерши или коловертыши. Их назначение различается в зависимости от географии, а также времени, когда были сложены истории. Одни рассказывают, что коловерши просто помогают колдунам, храня полезные предметы, которые могут понадобиться хозяевам. Другие утверждают, что они являются вместилищем силы – своеобразным живым волшебным артефактом, в котором хранится запас энергии на случай, если колдуну понадобится сотворить сильное волшебство. Кстати, в этом мифы перекликаются с суевериями других европейских народов. Ведь довольно часто в них говорится, что черные кошки, живущие у ведьм, являются на самом деле бесами, которые помогают им колдовать, обеспечивают силой. КоловершиВнешность коловершей заметно различается. Например, в Тамбовских деревнях и по сей день можно услышать истории о помощнике ведьм. Больше всего он напоминает зайца, но его выделяет огромный мешкообразный зоб спереди. Именно в него коловертыш и прячет все добро, добытое нечестным образом колдуном – масло, молоко и прочие. Ведь всем известно, что ведьмы часто крадут молоко у коров добрых соседей. Придя домой, коловертыш изрыгает все молоко в посуду, специально приготовленную хозяином. Чуть иначе выглядит он по сказаниям Поволжья. Здесь коловертыш является классической европейской кошкой, сопровождающей колдуна. Впрочем, нередко встречаются истории о том, что эта кошка может превращаться в различных существ, чтобы помочь ведьме достичь своей цели. Встречается он в сказаниях, собранных в Самарской и Саратовской областях. Здесь коловерш похож на маленького человечка. Причем он не столько вредит другим людям, сколько просто помогает своему хозяину, чаще всего владеющему сокрытыми знаниями. Обитает он чаще всего под печкой или же под полом. Это, в сумме с тем, что коловертыш помогает хозяину вести дела, роднит его с домовым. Но все-таки стоит четко различать этих двух представителей славянской нечистой силы. О домовом, его мотивах, а также происхождении известно значительно больше, а вот информации о коловертыше значительно меньше



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (13.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 34 | Теги: Каженник Караконджал Клобук Кладови | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar