Пущевик Железный человек Жировик Змей Горы́ныч Зелёный Юрий Ичетчики

Пущевик

дух чащоб и буреломов; лесной дух, живущий в непроходимой пуще. У него руки, как сучья, которыми он цепляет зашедшего путника, срывает одежды, норовит выколоть глаза — не пускает в свои  владения. Сверкающие очи, зелёные волосы — то кустом колючим прикинется, то корягой, то веткой сухой. В чаще своей пущевик глушит и останавливает лесные пожары. В его владениях вечный мрак и постоянная влажная прохлада среди жаркого лета. Всякое движение замирает, всякий крик пугает до дрожи  — выйти редко удаётся.

Железный человек

персонаж белорусской мифологии, вера в которого существовала в Центральном Полесье (Житковичский район). Чаще всего использовался как «страшилище», которым пугали детей, чтобы те не ходили в лес.
Великан, который живёт в лесу или в болоте. Его тело полностью состоит из железа. Охраняет свои владения. Опасен для детей.
Представление о Железном человеке обусловлено наличием в белорусских болотах залежей самородков железа. Некоторые железные самородки могли быть визуально подобны человеческой фигуры. Поскольку добыча болотного железа существовала в Беларуси ещё до появления здесь славян, можно судить об очень древнем происхождении образа Железного человека.
В художественном романе В. Казько «Неруш» Железный человек представлен охранником богатства родной природы и противостоит нечестным мелиораторам, воплощая экологические принципы народа.

Жировик

одно из многочисленных прозваний домового-доможила. Жировиком называют его за то, что любит жить в тепле и холе. Еще зовут «лизень» или «лизун» за некоторые житейские привычки: возится по ночам с посудой, вылизывает ее, любит лизнуть горячие блины да оладьи. Жить предпочитает за печкой или в подполье, любит вертеться возле печки. Существо незримое. «Ой, бабушка, иди домой, лизун пришел, муку слизал овсяную, оржаную, пшеничную, лапшинную... А язык-от у лизуна как терка...» (Е.Честняков. «Бывальщина»).

 

Змей Горы́ныч

русский фольклорный змей, похищающий женщин.
В славянской мифологии встречаются аналоги: змок (словацк. и чеш. zmok) или смок (польск. smok, белор. цмок), змий (в.-луж. zmij, укр. змій), змай (словен. zmaj, с.-хорв. змаj), змей (белор. и болг. змей). Прозвище Горыныч происходит от слова «гореть» (ср. рус. горн), в сербской мифологии Змaj Огњени. Имеется альтернативная версия, в болгарском языке значения «гора» и «лес» не различаются, поэтому есть версия, что Горыныч — от слова «гора» в значении «лесной», однако данное значение есть только в болгарском языке и неизвестно русскому и другим славянским языкам. Также описывается под именами Горынич, Горынчат, Горынчище, Горынище.
Горыныч живёт обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Существует версия, что Змей Горыныч был собирательным образом половцев.
Многоголовость змея — непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 или 12, но также бывает 5 или 7. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Ещё одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живёт в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды. Также, в некоторых историях он является страшным помощником другого злодея — Кощея Бессмертного. По Далю, «Горыня — сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич м. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер».
Противники: Добрыня Никитич
, Иван Царевич, Феодор Тирон в «Сказании о подвигах Фёдора Тиринина», Иван — крестьянский сын в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»
Змей Горыныч в современной культуре
В 2000 году в Петрозаводске в парке Культуры и Отдыха была установлена скульптура Змея Горыныча (в честь Года дракона). Ориентировочно в 2002 году скульптура была перенесена в посёлок Вилга.
В Харькове на набережной реки Лопань в 2000-х годах установлена деревянная скульптура трёхголового Змея.
В Новосибирске в парке имени Кирова в 2013 году был установлен фонтан со скульптурной композицей, посвящённой героям русских сказок, основной фигурой в которой является Змей Горыныч.
Близ села Каменка Задонского района Липецкой области, в семейном парке «Кудыкина гора» установлена гигантская статуя Змея Горыныча.

Зелёный Юрий

главный персонаж одноимённого молодёжного обходного обряда, совершаемого накануне или в день св. Юрия у хорватов и словенцев.
Южнославянские обряды
Обряд распространён в северо-западной Хорватии и в части областей Словении (Бела краина, Доленьско, Халозе, Штирия, Каринтия) и чаще всего сводится к вождению (словен. Jurja vodit) главного обрядового персонажа (хорв. Zeleni Juraj, Juraj, Zeleni Dura, zelenjak, словен. Zeleni Jurij. sv, Šent jurja, Jurač, Jurek, vesnik и др.), для которого с песнями собирают по домам подарки.
Названия дружины, состоящей из двух-трёх, пяти или более человек, в основном связаны с названием самого праздника: хорв. zeleni Juraj, jurjaši, jurjevčani, đurđari, словен. šentajurjaši и т. п. В её состав обязательно входит сборщик продуктов (хорв. sluga или košarac), несущий корзину. Участники обхода — мальчики или юноши, реже — девушки. Обряд имеет продуцирующий и охранительный характер, что связано с магической силой, приписываемой зелени, веткам, которые составляют убранство ряженого. В северо-хорватских областях элементы ритуала (обливание водой украшенного зеленью участника) сближают его с обрядом Додола.
Словенцы Помурья во время обряда пели:

Зелёного Юрия водим,                       
Масло и яйца просим,
Бабу Ягу прогоняем,
Весну рассыпаем!

Zelenega Jurja vodimo,
Maslo in jajca prosimo,
Ježi-babo zganjamo,
Mladoletje trošimo!
У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали её сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причём некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии «Зелёного Юрия», а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника.
В сербских и западно-болгарских областях в обряде зафиксировано ношение, волочение креста, что сближает Додолу с другим обрядом вызывания дождя: серб. крестоноше, литије, болг. кръсти. В северо-хорватских областях элементы ритуала (обливание водой украшенного зеленью участника) обнаруживаются в обряде Зелёный Юрий, на Косово процессия дојдолице включает черты известного у южных славян обхода краљице: выделяются два персонажа — «невеста» и «парень», который несёт «знамя» из красной ткани с яблоком и полотенцем на конце древка.
Зеленый Юрий-персонаж куда более древний, чем, скажем, церковная архитектура. Он – дух леса и всего того, что растет. Он – тот, кто прячется в зелени и смотрит на нас из листвы. Он – воплощение границы между миром растений и миром людей, но в то же время и тот, кто соединяет эти миры воедино. Весной, когда природа просыпается, когда по стволам деревьев движется сок, когда лопаются почки, выстреливая молодыми листочками, - просыпается и Зелёный человек, воплощая в себе начало «зелёной» части года и всю силу растительного мира.
Праздники в честь Зелёного Человека в христианский период слились с праздниками Святого Георгия (23 апреля/6 мая), эти дни в народе стали называть Зелёным Егорием, Ежи,  Юрием), и появление «Зелёного Святого», несущего жизнь и здоровье, приветствовалось ветвями со свежими листьями – чаще всего ему посвящали ивовые побеги, а в других местах ежевику и вербу, из которых сплетали венки и гирлянды, чтобы украсить свою одежду, дома, сосуды для воды и молока, но связан он и с другими растениями – с плющом и виноградом, остролистом и тисом, дубом и терном. Считалось, что приходя, он наделяет людей и животных той же неудержимой силой, которая заставляет растения в это время бурно идти в рост, на некоторое время стирая границу между силами растений и силами существ из плоти и крови. В других местах он выступает как воин, ежегодно сражающийся и ежегодно же побеждающий зимнего персонажа.
Как одно из лесных существ, Зелёный Юрий – это оживший лес, все тени, мелькающие среди стволов, все лица, читающиеся в коре, взгляды из густой листвы, шорох и шаги за сплетением ветвей, все существа, таящиеся в чаще. Кроме Зелёного Человека существует и множество других, принадлежащих лесу, образов: наши лешие, лесные хозяева и другие лесные духи, греческие дриады, средневековый Дикий человек соединяющий мир людей с миром животных, так же как Зелёный соединяет людей с растительным миром. Еще один образ - Дикий Пастух, лесное божество, берегущее как свои, дикие стада, так и принадлежащие людям. Тут нет противоречия: у кельтов, например, стада свиней не были полностью одомашнены, и паслись в лесах, куда их и сопровождал пастух, проводящий в лесах вместе с животными все «зелёное» время, всю светлую половину года, добывая себе пропитание самостоятельно.

 

Ичетчики

по поверьям славян — водяные человечки, бесята, злые водные духи, которые так и стремятся утопить неосторожных людей у обрывистого берега.
Название «ичетик», возможно, произошло от коми «ичотик» — «маленький».
Так же как и водяной, ичетик живет в реках и других водоемах. По своим функциям он является помощником водяного (у водяного много помощников и кроме него — например, русалки и шишиги).
Всю мелкую работу выполняет ичетик — берега подмывает, мостики разрушает, посевы заливает. Обликом он похож на водяного, только ростиком не вышел.
Как и вся нежить, любит играть в карты, пить бражку. Спит с Никиты осеннего до Никиты вешнего.
İćętîk — написание названия Ичетика на коми-зырянском языке, буквально «маленький»
Kul'pijan — другое название Ичетика у народов коми
Ичöтик — написание кириллицей названия Ичетика на коми-зырянском языке, буквально «маленький»
Кульпиян — другое название Ичетика у народов коми, написанное кириллицей
«Злой дух из рода водяных и помощник их. Не обладает силою своего могучего сородича, да и сам помельче, хотя такой же зеленый, весь облепленный пиявками и водорослями, выплывает в сопровождении лягушек и водяных гадов. Любит играть в карты, пить бражку и пакостить по-мелкому: заливать посевы, смывать кладки, подмывать мосточки и крутые берега. Как и водяной, не упускает случая затянуть под воду ребенка или подвыпившего взрослого. Спит с Никиты осеннего (18 сентября) до Никиты вешнего (16 апреля)»
Название «Иче́тик», возможно, произошло от «ичöтик» («İćętîk») — на летском, печорском и присыктывкарском диалектах коми-зырянского языка «маленький». Другое название ичетика у народов коми — Кульпиян, то есть из рода Куля — темного демиурга, черта, водяного.
Пермяки, вместе и одинаково со всеми финскими народами, верят, что все умершие, забытые своими потомками, способны карать этих последних, насылая на них болезни, а также падеж на скотину. Но среди умерших имеются такие, «в деятельности которых зло составляет преобладающую черту. Это духи убитых, самоубийц и утопленных матерями младенцев. Дух самоубийцы или убитого остается на месте, где совершено убийство. Проезжая мимо таких мест, слышат свист и стоны. Духи таких усопших гоняются за людьми. Духи утопленных в воде младенцев обращаются во враждебных человеку духов ичетиков (в буквальном переводе — „маленькие“). Ичетики — это маленькие существа с длинными волосами. Живут они большею частью в глубоких реках. В представлениях современных пермяков ичетики сливаются с водяными»
«По поверьям Вологодчины, ичетики — маленькие водяные существа, духи утопленных матерями младенцев. В Вятской губернии считали, что ичетики небольшие, мохнатые. Они обитают в омутах на мельницах и предвещают несчастья. О грядущих несчастьях ичетики возвещают звуками — как будто по воде хлопают хлыстом»
«Ичетик — злобный болотный дух. При приближении человека Ичетик внезапно выскакивает из болота у человека за спиной и атакует. Нападают небольшими группами, часто стараются вынырнуть из болота таким образом, чтобы сразу же окружить жертву»
Всю мелкую работу выполняет ичетик — берега подмывает, мостики разрушает, посевы заливает. Обликом он похож на водяного, только ростиком не вышел. Как и вся нежить любит играть в карты, пить бражку. Спит с Никиты осеннего до Никиты вешнего.
Ичетчик — злой дух из рода водяных. Также как и водяной, ичетик живет в реках и других водоемах. По своим функциям он является помощником водяного (у водяного много помощников и кроме него — например, русалки и шишиги).



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (13.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 29 | Теги: Пущевик Железный человек Жировик Зм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar