Дед Мороз


Дед Мороз (Морозко)

могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.
Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя ( Морозко). Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же Мороза просили не приходить летом и не портить урожай.

Нет никаких сомнений в том, что образ Деда Мороза пришёл к нам и глубокой древности, из языческих воззрений праславян на природу.
Совершенно очевидно, что Дед Мороз был героем древнеславянских языческих легенд и мифов, его возраст более 2000 лет. В славянской мифологии Хозяина снежных полей и лесов Деда Мороза, восточнославянского духа Зимней стужи и холода называли Студенец, Трескун, Морозко, Снежный Дед, Карачун, Зимник но чаще его называли с уважением Мороз Иванович или Мороз Васильевич.
Дед Мороз — сложный мифологический персонаж, созданный  конгломератом древних языческих культур, поэтому у него много эволюционирующих точек происхождения.
Подумайте, что Дед Мороз мог значить для наших ранних предков. Он символизировал столкновение человека с зимними трудностями, с надеждой на защиту, изобилие, щедрость и радость возрождения нового Солнца.
Вплоть до 18 века слово «Дед» означало «умерший предок», а старшего мужчину в семье называли «дедушка», «дедко».
Языческий обряд жертвоприношения ПЕРВОМУ покровителю рода — ПРАДЕДУ, патриарху, представлял собой связь с предками и обращение к их благосклонности и покровительству над всем родом.

В Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине его называют «Deda Mraz»,
в Белоруссии —«Дзед Мароз», «Святы Мікалай», «Зюзя»,
в Болгарии — «Дядо Коледа» или «Дядо Мраз»,
в Литве — «Kalėdų senelis» (Каледу сянялис — рождественский дедушка) или «Senelis Šaltis» (Сянялис Шальтис — дедушка мороз),
в Латвии — «Ziemassvētku vecītis» (=Зима-праздничный Отец) или «Salavecis»
в Румынии и Молдавии — «Moş Crăciun» (Moş — праотец, Крэчун — Карачун). Он очень похож на русского Деда Мороза.
на Украине — «Дід Мороз» или «Святий Миколай»,
в Польше —«Dziadek Mróz» или «Święty Mikołaj»,
в Ирландии — «Daidí na Nollaig»,
в Шотландии — «Daidaín na Nollaig».

В древности не Дед Мороз раздавал подарки, а наоборот, ему должны были оставлять подарки и задабривать, чтобы он не унёс в мешке малых детишек — этот сюжет есть во многих традициях, рассказывающих о встрече детей с Дедом Морозом. Хозяин дома тоже чувствовал себя малым ребёнком, по отношению к своему предку, поэтому он всячески задабривал и приглашал патриарха Деда Мороза в дом на трапезу, и угощал его ритуальной пищей — блинами, кутьёй и овсяным киселём, и призывал души умерших предков для покровительства дома и семьи.
«Кликанье мороза» – обряд зазывания мороза на трапезу и угощение его ритуальной пищей. На Святки мороз кликали в канун Рождества, в Васильев вечер, в Крещенский сочельник.
Обряд «кликанье мороза» исполнял хозяин или хозяйка, вынося для Деда Мороза «угощение» — овсяный кисель, кутья, блины, и произнося «заклички». «Кликали мороз» в полночь, перед трапезами в Сочельник и в Святки, утром, после пасхального разговления; после приготовления обрядовой пищи в Чистый четверг или днём, во время праздничного обеда в Пасху. Хозяин или хозяйка в «кликали» мороз в открытое окно или выходили на порог, крыльцо или в огород:
«Дед‑Мороз, Дед‑Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, Росу не убивай и ребятишек не гоняй»
Если обряд совершался до трапезы, то морозу отдавали первую ложку кутьи или киселя; если же по окончании – то выносили остатки обрядового блюда. Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплескивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда кликанья мороза в «задабривании» деда Мороза:
«Мороз, мороз, Ступай к нам кисель есть; Не бей рожь и житарь (пшеницу), А на посконь воля твоя».
Великолепное описание характера и облика Деда Мороза, как древнерусского былинного богатыря, дал русский поэт Николай Некрасов в стихотворении «Мороз-воевода», представляющее небольшой отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»,  написанной в 1863 году.
Некрасовское стихотворение можно сравнить с былиной, воспевающей подвиги легендарного героя и его славное непобедимое войско. Мороз-воевода, подобно легендарным героям былин, мужественно стоит на страже границ своего царства: «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.» Часто мифические герои былин вооружены палицей, древнейшим оружием не только славянского героического эпоса, но и древнегреческих мифов. Известно, что палица — это оружие легендарного героя Геракла. Герои мифов могут волшебным образом летать по воздуху, так и герой Некрасова Мороз-воевода «забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт, «идёт — по деревьям шагает«, осматривая все свои владения сверху.
В поэтических строчках Некрасова Мороз-воевода не только могучий, храбрый и удалой воин, вооружённый палицей, но он и воевода («ведущий войско») — предводитель своего морозного войска, состоящего из метелей, снегов, льда, заботливо украшающего пышным снегом и сияющим хрусталём льда всё сказочное царство Зимы.
Некрасовский Мороз-воевода даже «хвастливую песню поёт», похваляясь красотой и богатством своего сияющего на солнце Царства и гордится особо строгим порядком в своих владениях.
Мороз-воевода рачительный и щедрый хозяин, он строит «дворцы изо льда» и у него ещё много планов: «построю мосты ледяные, каких не построит народ».  Мифический герой поэзии не только необычайно щедр, но и сказочно богат и добр к людям, и чем больше он раздаёт даров, тем больше богатств прибавляется в его сказочном царстве:

«Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро

Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»
Начиная с самой длинной ночи, после которой день прибавляется «на воробьиный скок» и «Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз» — время зимнего солнцестояния и рождение нового Солнца, т.е. это был праздник «возрождения» умирающего солнца.

Праздники — это времена, когда традиции наших многочисленных предков сводятся к нашим современникам в смешанных формах, возникающих от того, что люди, живущие рядом друг с другом, видят сходство в различных религиях, культурах и идеологиях, и вместо того, чтобы обращать внимание на различия, в конечном итоге смешиваются и объединяются.
Формирование образа
В литературную традицию Дед Мороз вошёл в 1840 году — с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.
Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь:
… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.
Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. Однако народные представления о св. Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа Деда Мороза. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу XX века уже складывается знакомый образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз».
Образ Деда Мороза использовался в антинацистской пропаганде во время Великой Отечественной войны
После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений.
В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года с новогодней ёлкой (однако Постышев не предлагал вернуть Деда Мороза), после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) 30 декабря 1935 года прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов.
В формировании нового образа Деда Мороза важную роль сыграл и советский кинематограф.
Дед Мороз и православие
Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным. Ведь в своих истоках это языческая персонификация сил природы (зимы и мороза) и волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.
На эту тему высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий: «… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции».
В России
В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 1980-х годов, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 1991 г. были созданы ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза», зарегистрированы соответствующие товарные знаки. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы.
Ситуацию с несколькими общероссийскими Дедами Морозами, в том числе Лапландским и Великоустюгским, разрешили так: поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.
Московская усадьба Деда Мороза была создана в рамках межрегионального проекта «Великий Устюг — Родина Деда Мороза». В 2004 году мэр Москвы Ю. М. Лужков и префект Юго-Восточного округа столицы В. Б. Зотов приняли решение построить Почту Деда Мороза, торжественное открытие которой состоялось через год. В 2006 году в Усадьбе были открыты четыре новых объекта: терем Снегурочки, терем Творчества, ледовый каток, тропа сказок. 5 августа 2008 года распоряжением правительства Москвы Московской усадьбе Деда Мороза был присвоен статус государственного бюджетного учреждения. Учредителем Усадьбы является Комитет общественных связей г. Москвы. Усадьба работает круглый год, основная активность приходится на период с 18 ноября — дня рождения Деда Мороза, до середины января. В течение года в усадьбе проходят праздничные концерты, игровые программы, мастер-классы, экскурсии по Почте и теремам зимних волшебников, разнообразные мероприятия с общественными организациями. Ежегодно в усадьбу поступает более 20 тысяч писем.
В Белоруссии
В Белоруссии Дед Мороз (белор. Дзед Мароз) также имеет свою официальную резиденцию. 25 декабря 2003 года на территории национального парка «Беловежская пуща» приветствовал в своей усадьбе первых гостей белорусский Дед Мороз со Снегурочкой. С тех пор Дед Мороз круглый год, а не только под Новый год, встречает гостей. За первые пять лет работы Поместья здесь побывало более 340 тысяч туристов из 70 стран мира.
Белорусский Дед Мороз одет в длинную шубу до пят, опирается на волшебный посох, не носит очки, не курит трубку, ведёт здоровый образ жизни и не страдает заметной полнотой. Самым первым официальным Дедом Морозом в Беловежской пуще был Вячеслав Семаков, заместитель директора белорусского Национального парка «Беловежская пуща» по научно-исследовательской работе. О своей двухлетней карьере Деда Мороза он написал книги «Как я был Дедом Морозом» и «Дед Мороз и его родня» (совместно с генеральным директором национального парка Николаем Бамбизой).
С 2011 года Белорусская железная дорога организовала праздничный вагон в поместье Деда Мороза в Беловежскую пущу, который будет курсировать с 23 декабря. Также имеется «неофициальный» аналог Деда Мороза из белорусских сказок — Зюзя Поозёрский, который проживает в деревне Озерки, расположенной рядом с городом Поставы.
На Украине
На Украине Дед Мороз (укр. Дід Мороз) повсеместно известен. «Конкуренцию» Дед Мороз составляет Святому Николаю, который с 2004 года имеет резиденцию в селе Пистынь в Ивано-Франковской области, где принимает местных и зарубежных гостей.
Некоторые журналисты считают, что советизированный образ покровителя праздника Нового года подменил собой исконно почитаемого среди украинцев христианского заступника Святого Николая (укр. святий Миколай), который приносит в ночь с 18 на 19 декабря детям подарки (миколайчики) и кладёт их под подушку.
До Октябрьской революции в Российской империи Новый год приходился на древний праздник Меланьи (укр. Маланка) или Щедрый вечер и имел свою атрибутику и ритуалы.
С 2014 года проживает на территории ВДНХ Украины и на территории парка «Киевская Русь».



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (13.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 39 | Теги: Дед Мороз | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar