Ворогуша Вритра Вытарашка Гарцуки Герман


Ворогуша (ворогуха, ворожея) — одна из сестер-лихорадок, она садится в виде белого ночного мотылька на губы сонного и приносит ему болезнь.

В Орловской губернии больного купают в отваре липового цвета. Снятую с него рубаху больной должен ранним утром отнести к речке, бросить ее в воду и промолвить: «Матушка-ворогуша! на тебе рубашку, а ты от меня откачнись прочь!» Затем больной возвращается домой молча, не оглядываясь. «Вышла из бора старая Ворогуша, пошла с костылем по полю» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
Ворогуша  — ворожея, злоумышленница, злодейка. В Орловской губернии В. называется лихорадка, лихоманка. По народному поверью, это одна из 40 Иродовых сестер, посланных на муку человеку. В виде белого мотылька она садится сонному на губы и приносит лихорадку.

Вритра характеризуется в «Ригведе» как дикий, хитрый зверь, растущий в темноте, «не-человек» и «не-бог». В его распоряжении находились гром, молния, град, туман. Также ему принадлежали 99 крепостей, разрушенных Индрой, который убил и их хозяина. Победа Индры над Вритрой рассматривается как космогонический акт перехода от хаоса к космосу.
Вритра в индийской мифологии демон, противник Индры, преградивший течение рек; олицетворение хаоса и тьмы. Вритра рождён матерью демонов-данавов Дану, дочерью Дакши. Вритра в ведических текстах - самый известный из демонов, "перворожденный" как повествуется в "Ригведе". Индра рожден и вырос именно для того, чтобы убить Вритру. В "Ригведе" обозначен наиболее характерный эпитет Индры Вритрахан, то есть "убийца Вритры".
Демон Вритра змееобразен: без рук и ног, бесплечий, издает шипение; упоминаются его голова, челюсти, затылок, пораженные ваджрой; он - дикий, хитрый зверь, растет во тьме, "не-человек" и "не-бог". В его распоряжении гром, молния, град, туман. Вритра скрыт в воде, лежит в водах, сдерживает воды. В ряде текстов Вритра покоится на горе. У него 99 крепостей, разрушенных Индрой. Иногда упоминается 99 вритр, детей демона-змея.
Поединок Индры с Вритрой описывается в ряде текстов, наиболее авторитетна версия "Ригведы". В пьяном задоре Вритра вызывает на бой Индру; ваджрой, изготовленной Тваштаром, Индра сокрушает Вритру; "холощеный, хотевший стать быком, Вритра лежал, разбросанный по разным местам", через его члены текут воды, омывая его тайное место; Вритра погружается в мрак; жены Дасы, олицетворяющие воды и стоявшие скованными, теперь приходят в движение. Победа над Вритрой приравнивается к космогоническому акту перехода от хаоса к космосу, от бесплодия к процветанию и плодородию.

 

Вытарашка

олицетворение любовной страсти, лишающей человека рассудка: ее ничем не возьмешь и в черную печь не угонишь, как выражается один заговор на присуху.
«И восхикала лебедью алая Вытарашка, раскинула крылья эарей, — не угнать ее в черную печь,— знобит неугасимая горячую кровь, ретивое сердце, истомленное купальским огнем» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
Наибольшую силу имеет в пору влюбленности. Бывает такой силы, что лишает человека рассудка:
К Вытарашке обращаются, когда заговор на присуху творят. Ведь если придет Вытарашка к человеку, то никак ее не выгнать:  ничем ее не возьмешь и в черную печь не угонишь.

Гарцуки — в Белоруссии это духи, обитающие в горах, которые своим полетом производят ветры и непогоду.

С виду похожи на маленьких детей; когда они, играя, устремляются взапуски, то от быстрого их бега подымается вихрь и начинает крутить песок, а когда несутся по воздуху, то полет их производит бурю и непогоду.
Слово «Гарцук» происходит от гарцова́ць — играть, бегать взапуски (собственно, по горам), отсюда — Гарцук значит играющий, бегающий по горам взапуски.
По древнему белорусскому поверию, это духи, обитающие в горах и подвластные Перуну. Они обращаются в хищных птиц и быстрыми размахами крыльев порождают бури и ураганы.
Иногда их представляют маленькими детьми со свирепыми лицами. Но их бестолковая беготня вызывает те же разрушительные последствия, что и стремительный полет.
Гарцуки́ — горные духи. Белорусы верят, что в больших горах живут духи, подчиненные Перуну. По их понятию, духи эти при восходе и закате солнца играют на горах, как дети; в полдень стрелой носятся они на лошадях по полям и лесам, а ночью в виде разных хищных птиц летают в воздухе по поручению Перуна. Гарцуков, говорят, бесчисленное множество: все они поочередно находятся на службе у Перуна; эти самые Гарцуки́ возят на небе громовой жернов, на котором разъезжает Перун с огненным луком. В Белоруссии есть поверье, будто Гарцуки́ производят ветры, бури, вихри и другие разрушительные явления Природы. Так ветер, говорят, происходит от того, что Гарцуки в виде птиц, разыгравшись в воздухе, своими крыльями производят необыкновенное колебание в воздухе; чем сильнее они машут крыльями, тем сильнее бывает ветер, так что поднимается буря. Вихри, говорят, происходят от того, что Гарцуки в виде детей, разыгравшись, начинают бегать взапуски один за другим круговращательно, от чего песок столбом поднимается вверх.
С точки зрения современных исследователей, Гарцуки относятся к образам, так называемой, "кабинетной мифологии". Иными словами, это не аутентичный фольклор, не то живое биение народной фантазии, которое создало домового, эльфов, циклопов и прочих бхутов с ацанами. Фактически, гарцуки были придуманы как хоббиты, гноллы или драйдеры.
Своим появлением на страницах фольклорных сборников гарцуки обязаны П.Древлянскому (Павлу Михайловичу Шпиле́вскому, 1827-1861). Однако настоящую путевку в жизнь им дал А.Н.Афанасьев, передавший текст Древлянского в своих знаменитых "Поэтических воззрениях славян на природу". Уже отсюда гарцуки разлетелись по научной и художественной литературе. Сегодня же их можно встретить почти в любой энциклопедии белорусской и даже славянской мифологии.
Согласно мифологии, Гарцуки способны вызывать бури и ураганы.

Герман-мифологический персонаж, божество плодородия у южных славян. Во время обряда вызывания дождя у болгар представлялся глиняной куклой с подчёркнутыми мужскими признаками.
Мифический персонаж северных славян, который связан с обрядами вызывания или прекращения дождя, града.
Юноши вместе с девушками во время засухи лепили из глины подобие человека, иногда делали соломенное чучело – Германа (Джермана). Клали его на берегу речки, оплакивали, а потом закапывали в землю или бросали в речку. Во время ритуальных поминок просили дождя или, наоборот, солнечной погоды.
Глиняного человечка делали ростом 30–50 см со скрещенными на груди руками, что означало: Герман умер от засухи; большой детородный орган был символом плодородия. Хоронили Германа, придерживаясь похоронного ритуала, выкрикивая заклинания о дожде. Через один, девять, сорок дней (разные варианты) Германа выкапывали, разбивали и бросали в речку, ожидая после этого дождь. Исполняли обряд девушки, часто те, что и обряд «Пеперуды». В поминках принимали участие взрослые. Иногда весь обряд исполняли женщины, старухи. Поминальную трапезу накрывали под открытым небом, чтобы каждый прохожий мог к ней присоединиться.
Корни этого обряда с жертвоприношением теряются в языческих временах. Некоторые ученые (М. Арнаудов) считают, что Герман – воплощение враждебных человеку стихий, мешающих развиваться растениям. Х. Варельский предлагает гипотезу, что в образе Германа народ показывает богам последствия засухи, чтобы их умилостивить.
Можно предположить, что Герман – символическая жертва богам. Возможно, это – своеобразная модификация культа умирающего и воскресающего бога (захоронение Германа и воскресение его в всходах растений). Похожий персонаж есть у румын – Калоян.
Ге́рман — ритуальная кукла и название обряда вызывания дождя (реже исполняется в целях приостановления дождей). Обряд распространен преимущественно в северной Болгарии, в восточной Сербии и в Румынии. Представляет собой символические похороны куклы (реже — животного) по имени Герман или Гёрманчо, Георги, Герман-Гошо, Иван, Иванчо, Кабаиван (Странджа), (С)калоян (Добруджа), Кольо Лападчо (Ямбол). Вариантность наименований обусловлена разной временной приуроченностью обряда, совершавшегося начиная с первой недели Великого поста (р-н Тетевена) вплоть до дня св. Афанасия 5 (18) июля (сев. Добруджа): у бессарабских болгар обряд исполняется 1 мая — в день св. Еремии и кукла именуется Ерменчо, Иримия; если же вызывание дождя приурочено к 9 мая, дню Николы вешнего, используется имя этого святого — Никола, Кольо.
Герман нередко исполняется вслед за обрядом «пеперуда» (Додола). Участвуют преимущественно женщины, мужчинам доверяется лишь копать могилу и нести гроб к месту захоронения.
Кукла
Материалом для фигурки служат глина, земля или ил, а также ткань, тряпки, листья, тесто и палец самоубийцы (Бургаско). Если обряд направлен на прекращение дождей, «Герман» изготавливается из метлы, украденной из дома впервые забеременевшей женщины или женщины, состоящей во втором браке. На лице куклы обозначаются глаза (из фасоли) и нос (из перца); руки сложены на груди, как у покойника, или воздеты к небу — в ожидании дождя. Герман может быть обнаженным или иметь какую-нибудь одежду (шапку — из скорлупы первого крашеного пасхального яйца и т. п.). Обязательный элемент куклы — несоразмерно большой фаллос: «Надо, чтобы показывал, откуда появятся тучи: они придут оттуда, куда смотрит его шапка, и будут двигаться туда, куда смотрит его член» (Михайловградско).
Оплакивание Германа
Тексты варьируются от коротких «Умер мамин Герман, умер мамин красавец, умер от засухи» (Сливенско), иногда в диалогической форме: «Кого оплакиваете? — Оплакиваем Германа, умер Герман от засухи, чтобы пошел дождь» (Болевац), — до более пространных плачей, где описывается его трудовая жизнь (пахаря, пастуха или виноградаря). В плачах Герман предстает мальчиком - сиротой или холостым парнем, в единичных случаях — женатым мужчиной. В случае проливных дождей текст оплакивания изменяется: «Умер Герман от ливней, чтобы наступила засуха».
Похороны
Основной эпизод обряда — символические похороны. Фигурку кладут на черепицу или в специально сколоченный гроб, убирают цветами, зажигают свечи. Иногда «покойника» оставляют на ночь в доме, где его оплакивают женщины, но, как правило, его хоронят в день изготовления. Похоронная процессия состоит из носильщиков, «попа » в пародийном костюме с кастрюлей на голове вместо камилавки и с лошадиными путами вместо кадила, а также «кумы», «крестной», «матери» и «сестры» Германа, реже — его «вдовы». В некоторых местах над гробом читает священник; под колокольный звон процессия обходит поля и угодья, останавливается у всех источников воды. Прохожие снимают шапки и крестятся. Закапывают Германа преимущественно у водоема (на берегу реки, озера или у колодца), реже — на перекрестке или на кладбище возле могил нечистых покойников. В придунайских р-нах куклу бросают в реку. Если обряд призван остановить ливни, куклу закапывают на сухом месте (Враца). Гроб, прежде чем предать его земле, кадят ладаном, поливают водой и красным вином, чтобы и Герман «пустил воду». Чем сильнее плачут присутствующие на похоронах, тем больше надежд пробудить небесную влагу (поэтому женщины заставляют плакать маленьких детей). После погребения участницы обряда купаются или обливаются водой. Возвращаясь в село, женщины переходят от надрывного плача к смеху: «Досюда плач, отсюда веселье».
Поминки
Похороны завершаются поминальной трапезой (принос или помана) у могилы Германа, на улице или в доме, где изготавливали куклу. Обед состоит из колива (или кучи) и ритуального хлеба, замешиваемого кормящей женщиной, который носит название за Германова душица (Добруджа), ту рта или блюдо (с.-зап.Болгария), квасник (Странджа). В скоромный день варят кур, закалывают ягненка, купленного в складчину (болгары Молдавии). Снова одна из участниц кадит кадилом, кропит водой и затем разламывает хлеб за помин души Германа. Ритуал завершается общим танцем. Прохожие должны принимать участие в поминальной трапезе, а в случае отказа их обливают водой.
У гагаузов
Обрядовые действия с Германчу совершались в один день с обрядом “пипируда”. Девочки (8-10 лет) лепили глиняную антропоморфную фигурку ростом 40-50 см и ставили сушить на солнце. Накануне совершения обряда “пипируда” глиняного человечка одевали в тряпичные одежки, помещали в маленький гробик (коробку), вокруг укладывали цветы, зажигали свечи и всю ночь оплакивали, как настоящего покойника. Верили, чем больше слез, тем обильнее пойдут дожди. Для этого детям мазали глаза перченым перцем. Фигурку украшали шелухой крашеных яиц и закапывали в землю. Каждый день дети поливали могилу. На 40-й день (время от Пасхи до Атанасова дня) каливанчу откапывали, отпевали согласно традициям погребального ритуала и после исполнения обряда “Пипируда” бросали в озеро.



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (13.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 35 | Теги: Ворогуша Вритра Вытарашка Гарцуки Г | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar