Ведогони Верлиока Витряник Вихрь Волчий пастырь


Ведогонь — атмосферный дух в южнославянской мифологии, дух-охранитель спящего человека.

По верованиям черногорцев и сербов, живущий в человеке дух, который во время крепкого сна может покидать на время тело и странствовать по свету; то, что ведогонь в это время видит, после пробуждения ото сна кажется человеку сновидением.
Согласно поверьям, Ведогони дружны с дрёмой, насылающей на человека сон. Во время сна они помогают человеку творить, сочинять. Но они драчливы, могут даже драться друг с другом, и если чей-нибудь ведогонь в драке погибнет, тогда и человек уже более не просыпается и умирает.
Польские крестьяне говорили, что душа покидает человека, на время — во сне или навсегда — при смерти, в виде мыши. Когда мышь возвращается назад к спящему человеку, тот её глотает и только тогда просыпается.
На берегах Адриатического моря существовало подобное же поверье; здесь ведогонь представлялся домовым гением, оберегающим родовое имущество и жилище. Не всякий человек имеет своего ведогоня, но только тот, который рождается в сорочке.
Считалось, что во время сна ведогонь исходит из человека и охраняет его имущество от воров, а жизнь — от неприятелей или других, недобрых, ведогоней.
В некоторых местностях Сербии ведогонем называется кровожадное мифическое существо, тождественное с вампиром. Стихийный первоначально характер ведогоней виден из того, что, по сербскому поверью, когда поднимается буря, это значит, что ведогони дерутся.
«Счастливый, – тот, кто родился в сорочке, у того тоже есть свой Ведогонь-охранитель, как у зверя. Вот, ты, счастливый, заснул, а твой Ведогонь вышел мышью, бродит по свету. И куда-куда не заходит, на какие на горы, на какие на звезды! Погуляет, всего наглядится, вернется к тебе. И ты встанешь утром счастливый после тонкого сна: сказочник сказку сложит, песенник песню споет. Это все Ведогонь тебе насказал и напел – и сказку и песню.
Счастливый, ты родился в сорочке, берегись, коли дрема крепко уводит, – твои дни сочтены. Ведогони драчливы – встретятся, заденут друг друга, и пойдет потасовка, а после, смотришь, и нет одного, какой-нибудь кончил свой век. А ты не проснешься, ты счастливый, ты сказочник, песенник кончишь во сне свои дни. Так немало счастливых гибнет в осеннюю пору неслышно.» — Алексей Михайлович Ремизов. "К Морю-Окияну"

Верлио́ка (укр. Вирлоок) — восточнославянская народная сказка об одноглазом существе, предположительно мифологического происхождения.

По типичному сюжету сказки Верлиока (иногда его заменяют на медведя) убивает старуху и двух её внучек, а старик, селезень, рак, веревочка и жёлудь наказывают его за убийство.
Характерная особенность сюжета: борьба против Верлиоки идет не через силу, а благодаря хитрости.
Варианты сюжета
Согласно примечанию А. Н. Афанасьева, сказка была записана Николаем Тихорским в «южной России». Русских вариантов — 3, украинских — 7, белорусских — 1. По мнению составителей примечаний Л. Г. Барага и Н. В. Новикова, типичная для украинских сказок концовка «Вот вам сказка, а мне бубликов вязка» и украинская форма обращения деда к селезню — «А вы, добродею, знаете Верлиоку?», вероятно, связаны с тем обстоятельством, что сказка записана на Украине или в недалекой от нее местности.
Интерпретации образа Верлиоки
Верлиока, согласно описанию, «ростом высокий, об одном глазе, нос крючком, борода клочком, усы в пол-аршина, на голове щетина, на одной ноге — в деревянном сапоге, костылем подпирается, сам страшно ухмыляется». Выступает в качестве разрушителя и убийцы.
Филолог О. А. Черепанова интерпретирует Верлиоку как сохранившийся в сказочном сюжете древний образ мирового зла.
Этимология имени
На украинском есть слово «вирлоокий, пучеглазый» — так это слово записал Н. В. Гоголь в свой «Лексикон Малороссийский». Имя персонажа имеет соответствия в других языках: в сербском слове врљоока «тот, кто с поврежденным глазом», в белорусском вірлавокi — «пучеглазый, у кого глаза навыкате», в русском диалектном смоленском верлиока «сказочное одноглазое существо. Борода космачком, зубы торчком», верлиокий — «косой, „поворачивающий во все стороны глазами“». Было сделано предположение, что речь идет о праславянском сложении *vьrl- «вертеть» + *oko «глаз».

Витряник (босоркун, горный) - у славянских народов, демонический персонаж, злой дух ветра и гор.

Южные славяне называли так горного духа, который вздымает сильный ветер и летает с ним незримо. Кто его пытается поймать, того он убивает силою ветра. В поверьях славянских народов, витряник вызывает засуху, приносит метель, навевает на людей и скотину порчу и болезни — поветрия. Часто после его налетов молоко у коровы оказывается смешанным с кровью или вовсе исчезает.
Особенно вредят босоркуны людям ночью на Ивана Купалу (23 июня/7 июля), в день Луки (13/26 декабря) и святого Георгия, покровителя скота (23 апреля/6 мая).

Вихрь (рус. вихорный, вихравый, вихрик, ви́хо́р, ветер, вихровой атаман, ветряной царь, ви́хорь, ви́хорный, вихрово́й, ви́хрик; белор. подвей; укр. вихор; польск. wietrznica)

в славянской мифологии нечистый, опасный для людей ветер, производимый нечистой силой или являющийся её воплощением. По мифологическим свойствам близок к ветру (в отличие от него воспринимался только отрицательно), буре и метели. Представления о вихре близки у разных славян, обособляется разве что карпатская поветруля, отчасти близкая к польской богинке (например, подменой детей)..
Считалось, что вихрь — это крутящиеся, дерущиеся, играющие свадьбу черти, ведьмы, чаровницы, алы, самовилы, караконджулы, полудницы, лешие, шишиги и др. Также вихрь возникает в результате смерти человека, особенно «неправильной». Кроме того у восточных и западных славян существовали представления о вихре, как об отдельном персонаже. Вихрь возникает в полдень или полночь, чаще летом, в засушливое время или перед дождём или грозой, в Преображение. Он образуется на дороге, в поле или в лесу, иногда в печной трубе, а также на месте «неправильной» смерти.
Согласно народным представлениям, вихрь выглядел как столб пыли, в котором крутятся солома, листья и всякая мелочь. Он мог видеться чёрным или огненным, с большими руками. В нём можно увидеть демонов разного вида, для этого нужно нагнуться и посмотреть между ног, посмотреть через левую руку, через рукав или вывернутую рубаху.
Вихрю приписывали способность валить деревья, срывать крыши домов, разбрасывать сено, раскручивать холсты. Он мог подхватить человека и унести вдаль, или ударить о землю. Считалось, что вихрь может вызвать у человека слабость, физические (моровая язва, паралич, искривление лица, помешательство, онемение, глухота, колтун, выкидыш) и психические (падучая, слабоумие, «бесноватость») болезни, смерть, навести на него порчу, вызвать несчастливый брак, принести прочие несчастья или сделать ясновидящим. Вылечиться же от принесённых вихрем болезней считалось невозможным, по другим представлениям, могли помочь специальные заговоры и различные «магические» предметы и действия.
Чтобы избежать болезни от вихря, использовали обереги (у болгар — зашитые в одежду пижма, донник, полынь, чеснок) и отгонные средства (креститься и читать молитву или браниться). Вихревые болезни предотвращали купание на Благовещение (в Подолье), празднование дня святого Варфоломея (у сербов). Прогнать вихрь можно плевком, киданием в него пуговицы, палки или камня. Считалось, что нельзя показывать вихрю кукиш и лицо, разговаривать при нём, бросать в него нож. Нельзя ругать детей, говоря «носи тебя вихрь», ничего шить из полотна, закрученного вихрем, носить одежду, в которой попал в вихрь (пока не выстираешь или не обкуришь). Вихрь передаёт свои магические свойства предметам и явлениям, на которые он, по народным поверьям, воздействовал: выворотню, колтуну, омеле, закрученному ветром сену и полотну. По болгарским поверьям, человек побывавший в вихре приносит другим неудачи и несчастье.
В русских заговорах вихрь назывался помощником совершавшего его, или он уносил болезни прочь. Вихрь упоминается в ругательствах. В русских сказках и болгарских легендах вихрь похищал царевну. В болгарской песне он приходит на помощь самодиве.
Считалось, что вихрь снился к заботам и хлопотам. В народной метеорологии вихрь после полудня предвещал дождь в течение девяти дней (у лужичан), в день святого Павла — высокую стоимость свиней весь год (у гурали в Венгрии).

Волчий пастырь — владыка бурных гроз, которому подвластны небесные волки-пожиратели солнца,

следующие за ним большими стаями и в дикой охоте заменяющие собою гончих псов. По преданиям, волчий пастырь выезжает верхом на волке, имея в руках длинный бич, или шествует впереди многочисленной стаи волков и усмиряет их дубинкою. Он то показывается в виде старого деда, то сам превращается в волка, рыщет по лесам хищным зверем и нападает на деревенские стада. Этот оборотень, останавливаясь под тенистым деревом, превращается из зверя в старца, собирает вокруг себя волков, кормит их и каждому назначает его добычу: одному волку приказывает зарезать корову, другому заесть овцу, свинью или жеребенка, третьему растерзать человека. Кого назначит он в жертву волку, тот, несмотря на все предосторожности, уже не избегнет своей судьбы.
Древнейшие наши предки видели в нем прежде всего повелителя небесных волков, которые, словно гончие псы, участвуют вместе с Волчьим пастырем в дикой охоте и носятся по небесам. Спускаясь на землю, Волчий пастырь выезжает верхом на волке, щелкая бичом, гонит перед собою волчьи стаи и грозит им дубинкой.
Считалось, что волки уничтожают свои жертвы не поголовно, а выбирают только тех, кто обречен на погибель Егорием Храбрым, волчьим пастырем, то есть пастухом. Собственно говоря, этот образ слился с Егорием Храбрым уже в позднейшие, христианские времена
У белорусов Волчий пастырь — это козлоногий и мохнатый Полисун. Сказания гласят, что Полисун гонит плетью стада голодных волков на прокорм туда, где враждующие народы губят друг друга в ожесточенной войне. Удары этой кровавой плети далеко разносятся по окрестным странам.
Иногда он подходит к деревням в образе седого старика, но иногда сам оборачивается диким зверем — и тогда ни один пастух не может уберечь от него свои стада. В лесу он созывает к себе волков и каждому определяет его добычу. Кто бы это ни был — овца, корова, свинья, жеребенок или человек, — он не избегнет своей участи, как бы ни был осторожен, потому что Волчий пастырь неумолим, как сама Судьба.
Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение. Недаром существовало в древности личное имя — Волк (до сих пор на Балканах мальчиков называют Бук, а у немцев — Вольф).
Об этом говорят и пословицы: «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «Ловит волк роковую овцу», «Обреченная скотинка — уже не животинка». Именно поэтому давленина — задавленное волком животное — никогда не употреблялось в пищу: ведь оно было предназначено хищнику самим Волчьим пастырем.
С зимнего Николы, говорит народ, начинают волки рыскать стадами по лесам, полям и лугам, осмеливаясь нападать даже на целые обозы. С этого дня вплоть до Крещенья — волчьи праздники. Только после крещенского водосвятия и пропадает их смелость.
Верящие в силу колдовства люди рассказывают, что если навстречу свадебному поезду бросить высушенное волчье сердце, то молодые будут жить несчастливо. Волчья шерсть считалась в старину одною из злых сил в руках чародеев.
По рассказам ямщиков, волки боятся колокольного звона и огня. Поддужный колокольчик отгоняет их от проезжего: «Чует нечистая сила, что крещеные едут!» — говорит бывалый люд. Во многих деревнях для предохранения скота от волков, в зимнее время подбирающихся по ночам к задворкам, в старину было в обычае обегать околицу с колокольчиком в руках, причитая под звон: «Около двора железный тын, чтоб через этот тын не попал ни лютый зверь, ни гад, ни злой человек!»



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (13.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 49 | Теги: Ведогони Верлиока Витряник Вихрь Во | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar