Боли-бошка Букавец Вазила


Боли-Бошка — лесной дух. Живет в ягодных местах. Дух лукавый и хитрый.

Появляется перед человеком в виде старичка бедного, немощного, просит помочь отыскать ему сумку утерянную. Поддаваться на его просьбы нельзя — начнешь о потере думать, разболится голова, будешь долго по лесу блуждать. «Тише! Вот и сам Боли-бошка! — Почуял, подходит: набедит, рожон! Весь измозделый, карла, квелый, как палый лист, птичья губа — Боли-бошка, — востренький носик, сам рукастый, а глаза будто печальные, хитрые-хитрые» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
Лукавец с глубоким вздохом сообщает встречному, что потерял свою суму и просит-умоляет помочь в ее отыскании. У того, кто посочувствует жалостному виду Боли-Бошки и примет его горестное заявление за чистую монету, тотчас разболится голова (вот что означает имечко-то!). Кроме того, человек теряет способность ориентироваться на местности. А все оттого, что как только сердобольный посетитель леса откликнется на мольбу и начнет искать пропажу, Боли-бошка вскакивает ему на шею, стягивает голову петлей и катается верхом в свое удовольствие.

Бу́кавац или Водени бик, воденбика (сербохорв. Букавац, Bukavac «шумящий») — демоническое существо мифологии, похожее на оборотня (вампира). Верования в него зафиксированы в Среме (Сербия, Хорватия). Букавац иногда описывается, как шестиногий монстр с оленьими рогами. По народным представлениям живёт в больших водоемах (озерах, болотах); выйдя из воды в ночное время наводит много шума (отсюда и название: серб. бука — «шум»), прыгает на людей, животных и душит их.
Бу́кавац  или Водени бик  — демоническое существо сербско-хорватской мифологии, похожее на вампира -вукодлака . Верования в него зафиксированы в Среме — регионе Среднедунайской низменности между реками Дунай и Сава, разделенный между Хорватией (Вуковарско-Сремская жупания) и Сербией (Сремский округ). ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Букавац  описывается, как шестиногий монстр, покрытый слизистой кожей, с больим ртом, длинным хвостом и огромными многократно изогнутыми и скрученными оленьими рогами. По народным представлениям живёт в больших водоемах (озерах, болотах); выйдя из воды в ночное время наводит много шума (отсюда и название: Бу́кавац  — буквально, "шумящий", от сербского "бука" — "шум"), прыгает на заплутавших людей и животных, душит их.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
В сербском языке словами Букавац , Буковац , Букало  называют человека, производящего много шума, а также большую выпь (по аналогии с ее украинским и белорусским названием — "бугай", и русским, также родственным словам "выть" и "вопить"), так как громкий голос этой птицы в брачный период напоминает рёв быка.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Букавац, Буковац, Букало — иносказательно: человек производящий много шума.
сербохорв. Букаваци, Bukavaci — «Выпи» (лат. Botaurus) — род птиц семейство Аистообразные.


Вазила (конюшник, табунник) — дух-покровитель лошадей, его представляют в человеческом образе, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имеет собственного вазилу, который живет в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табун — удаляет от них хищного зверя.
Вазила (или Канькач, или Хле́вник, или Табу́нник, или Ви́сусник) — персонаж, описанный П. М. Шпилевским в статье «Белорусские народные предания» (опубликована под псевдонимом П. Древлянский) наряду с другими, вымышленными как самим автором, так и народными, мифологическими персонажами. Домашний дух, покровительствующий лошадям.
Описание
Согласно П. М. Шпилевскому, Вазила обладает человеческим обликом с зооморфными признаками — лошадиными ушами и копытами, носит человеческую одежду, живёт в хлеву, где заботится о размножении лошадей, предохраняет их от болезней и припадков, приносит им особенную траву от которой лошади крепнут и делаются сильными и рослыми, оберегает ночью на выпасе большие табуны от нападения хищных зверей, противостоит другому духу — Кумельгану, вредящему лошадям. По свидетельству П. М. Шпилевского, у белорусских пастухов существует традиция для защиты конского табуна от опасностей ставить на месте ночлега шест с надетым на него костяком лошадиной головы, будто бы являющимся символическим изображением Вази́лы.
Вазила в литературе
Данное П. И. Шпилевским описание Вазилы было заимствовано А. Н. Афанасьевым (использовано им в работе «Поэтические воззрения славян на природу»)) и другими исследователями фольклора XIX века.
Современные исследователи обоснованно считают описание Вазилы — «кабинетной мифологией» — авторским вымыслом П. М. Шпилевского. Тем не менее, это не мешает упоминаниям Вазилы в качестве духа в различных непрофессиональных и любительских публикациях. Также Вазила упоминается или выступает в качестве персонажа некоторых современных литературных произведений (Головачев В. В. «Логово Зверя» и др.)



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (13.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 21 | Теги: Боли-бошка Букавец Вазила | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar