Бесици-трясовици Богинки Блуждающие огни Болотняник Болотница


Бесици-трясавици — духи болезней. Вначале так называли лихорадку, а затем и другие болезни.

В заговорах встречается 7, 10, 40, 77, но чаще всего 12 болезней.
Бесицы-трясавицы — серьезные заболевания, они считались «дщерями Ирода царя» и изображались в виде голых женщин дьявольского обличья с крыльями. Имена их соответствуют функциям:
Трясея (Трясавица) — от глагола «трясти».
Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», — то есть, она производит внутренний жар.
Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.
Гнетея — она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.
Грудица — ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.
Глухея — налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.
Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину».
Пухнея — пускает по всему телу отек (опухоль).
Желтея — эта желтит человека, «аки цвет в поле».
Коркуша, или Корчея — ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.
Глядея — не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.
Невея (мертвящая) — всем лихорадкам сестра старейшая, она всех проклятее, и если вселится в человека, — он уже не избегнет смерти.
Известно также несколько народных быличек, повествующих о встрече человека с сестрами Трясовицами с целью уговорить их прекратить вредить людям.
Подобный же мотив встречается в заговорах, причем к Трясовицам в них обращаются в подчеркнуто вежливой и даже ласкательной форме, называют "сестрицами", "тетками", "гостюшками", "кумохами".
Вероятно, вера в трясовиц поддерживалась частыми эпидемиями инфекционных болезней, что нашло свое отражение в былинах о ходящей по свету чуме. Несмотря на то, что имя Чумы редко встречается в заговорах, ее образ практически полностью совпадает с образами Трясовиц.
Чтобы избавиться от сестер-лихоманок, использовали самые разнообразные средства. Например, очень действенным считалось передать лихорадку кому-то другому с какою-нибудь вещью. Например, остатки пищи и питья больного отдавали собакам, чтобы болезнь ушла от него. Некоторые, придя от недужного, сами прикидывались больными лихорадкой, чтобы злобные сестры, увидев, что делать им тут нечего, пошли дальше.
Больных накрывали медвежьей шкурой, потому что всякая нечисть боится медведя. Полезно было вообще провести медведя трижды над лежащим на земле больным, а тому следовало приговаривать: «Батюшка, брат мой старший! Выгони проклятую из головы, из ног, из рук, из могучей груди, из добра живота, из спины и ребер и из черной печени».
Неожиданно стреляли над ухом у захворавшего человека, чтобы напугать болезнь; надевали на шею хомут, который вообще часто употреблялся как в исцелении болезней, так и в наведении порчи и т. п.
Полезно было сжечь лихорадку. Для этого надо было взять освященную вербу, сделать на ней столько зарубок, сколько было также приступов у человека, и спалить эту ветку, произнося полученный к случаю заговор. Потом пепел больному следовало съесть. Когда у больного начинался приступ, следовало выйти на крыльцо и крикнуть: «Приходи вчера!» Лихорадка запутается и отстанет от страдальца, а потом, глядишь, и вовсе не станет приходить.


Богинки — женские мифологические персонажи западных славян. В период распространения христианства добрые функции богинок были подменены «христианскими добродетелями», а самим им приданы функции злых или негативных духов. Главной функцией богинок стало — похищение и подмена детей. Изображаются в образе старых безобразных женщин с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, черными клыкастыми зубами (реже в облике бледных молодых девушек). Нередко им приписывается хромота (свойство нечистой силы). Они могут появляться также в виде животных — лягушек, собак, кошек, быть невидимыми, показываться как тень. Ими могли стать роженицы, умершие до совершения над ними обряда ввода в костел; похищенные богинками дети, женщины; души погибших женщин, девушек, избавившихся от плода или убивших своих детей, женщин-самоубийц, клятвопреступниц, умерших при родах. Места обитания их — пруды, реки, ручьи, болота, реже — овраги, норы, лес, поле, горы. Они появляются ночью, вечером, в полдень, во время ненастья. Характерные их действия — стирка белья, детских пеленок с громкими ударами вальков; помешавшего им человека гонят и бьют; танцуют, купаются, манят и топят прохожих, затанцовывают их, сбивают с пути; прядут пряжу; расчесывают волосы; приходят к роженицам, манят их, зовут с собой, очаровывают их голосом, взглядом; похищают рожениц, беременных женщин. Они подменяют детей, подбрасывая на их место своих уродцев; похищенных детей превращают в нечистых духов; мучают людей по ночам, давят, душат их, сосут грудь у детей, мужчин, насылают порчу на детей. Они опасны также для скота: пугают и губят скот на пастбищах, гоняют лошадей, заплетают им гривы.

Блуждающие огни (огоньки) в славянской мифологии — существа в виде огоньков, воплощение душ грешников. Представления о них распространены в основном у западных славян, но изредка встречаются и у восточных славян. Названия описывают либо их внешний облик — чеш. světýlka, světlík, světlíčka, světlonoši, мор. ohnivý muž, польск. świetlik, świeczka, świecznik, рус. фонарик; либо указывают на то, что они заставляют людей блуждать — рус. блудячий огонь, чеш. bludički, н.-луж. bludička, польск. błędnik, biedny ognik; либо на время их появления — польск. nocna boginka, nocnicy; и др. К ним близки также у восточных славян огоньки над зарытым кладом, а у поляков — лятавцы (души некрещёных детей). По мнению К. Мошинского, представления о блуждающих огнях заимствованы славянами из Западной Европы.
Вид блуждающих огней могут принимать души некрещёных детей, выкидышей, умерших в статусе невесты девушек, заложных покойников. У поляков было распространено представление, что огоньками становятся души умерших землемеров, производивших нечестный обмер участков, их так и называли — mernik, после смерти они обречены перемерять эти земли. Также встречались представления об огоньках как о чаровнице, едущей на колесе (у поляков), как о чёрте (у южных русских), как о чудовище с огненными волосами (у поляков), как о душах праведных людей, которым разрешено посещать свои могилы (в Подолье, в Полесье, на Русском Севере) и др.
В основном считалось, что огоньки — единственные внешние признаки блуждающих душ, но встречались представления и о том, что их носители имеют видимый облик, а огоньки лишь самые заметные его части: блестящие рубашки, светящиеся головы, свечки в руках, фонари на грудях или в руках, горящие мётла. Иногда упоминают что было видно только руку, держащую свечу. Форма и цвет огня также описываются различно: синие огоньки, огарки свечки, большие свечи с человеческими лицами и др.. Поляки считали, что у более грешных людей души-огоньки темнее. Появляются как поодиночке, так и нечётными группами. Их сопровождают стуки и стоны. Могут летать, прыгать, появляться и исчезать, мерцать.
Появляются они чаще на кладбище, болоте, дорогах, лугах, полях, межах, над водой. По времени: ночью, особенно в полночь, с весны по осень, а также в ночь перед Рождеством, в адвент, в поминальные дни.
Обычно они заставляют человека блуждать, сбивают с дороги, заманивают в труднопроходимые места. Чехи считали, что они могут одурманить и даже задушить человека. Встреча с огоньком, особенно в ночь Святого Сильвестра, могла предвещать скорую смерть. Поляки считали, что о встрече с ними нельзя рассказывать, чтобы не попасть после смерти в ад. При них нельзя смеяться и свистеть, это их обижает.
Защититься от них можно при помощи крестного знамения и приговоров (у поляков), при помощи святой воды (у чехов), бросания им детали своей одежды (в украинских Карпатах). Были распространены представления, что огоньки безвредны, если обращаться с ними вежливо: спросить, что им нужно, помолиться за их души, дать им кусок хлеба. Если их попросить, то они могут указать дорогу, после чего их нужно обязательно поблагодарить.


Болотняник (болотяник, багник) — дух болота. Тождествен водяному. Народная фантазия находит болото совершенно подходящим местом для поселения нечистой силы, о чем свидетельствуют многие пословицы и поговорки, например, «Где болота, туды-й черт», «Черт без болота не будет, а болото без черта», «В тихом омуте черти водятся» и др. «Это шутит над вами болото. Это манит вас темная сила» (А.А Блок. «Болото — глубокая впадина...»)

Болотница — в славянской мифологии дух утопшей в болоте девы, хозяйка болота и тундры, сродни русалкам. По некоторым поверьям, является женой болотника. Считалось, что болотницами становятся девы, утонувшие в болоте, либо девы, похищенные нечистой силой.
Болотницы выглядят как молодые красивые девы, которые даже красивее русалок: у них бледно-белая, белоснежная кожа, блестящая на солнце, тёмные, распущенные коричневые или чёрные волосы, убранные осокой и незабудками, голубые или зелёные глаза. Портят болотницу только гусиные лапы вместо ног, начинающиеся от бедёр; чтобы спрятать их, болотница сидит в громадной кувшинке, поджав под себя ноги.
Считается, что болотница заманивает в болото человека, где тот погибает.
По поверьям, в ясную летнюю ночь она подни­мается из трясины и садится в свою, ростом в несколько аршин, кувшинку. Увидев чело­века, она начинает звать его нежным голосом, умоляет вывести её из болота и показать ей солнце, жалобно плачет, заки­дывая назад голову, манит к себе человека, разводит руками, обещает дар за спасение. Но если человек, очарованный её чудесным видом, ступит на чарусу — ковёр из трав, болотница мгновенно ока­жется рядом с ним, обовьёт его руками и утащит к себе в трясину.
Болотницы также создают на поверхности болот огоньки, которые заманивают своим светом; люди издалека думают, что это свет из окон домов и идут в их сторону.
Болотницам, вообще, приписывалась особая зловредность: по ночам они похищают у женщин нити, холсты, полотна, пищу.
В качестве места обитания болотницы предпочитают болота, глубокие озёра и омуты.
Прячется и живёт болотница в чарусах.
Болотницы способны управлять погодой: они могут насылать опустошающий дождь, разрушительный град, сильнейшие бури. Могут они и без труда заставить свой омут разлиться, затопив ближайшие окрестности.
Как и русалки, болотницы боятся железа и серебра. Их также можно отпугнуть чесноком или полынью.




Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (13.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 38 | Теги: Бесици-трясовици Богинки Блуждающие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar