Шумска майка Юда Ярила


Шу́мска ма́йка

сербский и болгарский лесной мифологический персонаж. Существуют следующие варианты названия, происходящие от слов шум и гора — лес, планина — гора, мајка/майка — мать: серб. шумска мајка/šumska majka (в Сербии), болг. горска майка (в Тимокской Краине и Болгарии), серб. планинска мајка (в Банате), шуминка (у сербов в румынской Свинице и в Нижнем Дунае).
Когда время описываемой встречи с шумской майкой выпадало на ночь, то она описывалась как страшная, уродливая женщина с растрёпанными волосами, выпавшими зубами и злым характером, а когда на день — то как добрая к людям красавица. В окрестностях Бора её представляли женщиной с огромными грудями, распущенными волосами, длинными ногтями, нагой или в белой одежде. В Верхнем Дунае считали, что она может представать свиньёй, собакой, лошадью, козой, копной сена. В других местностях указывали, что она может оборачиваться также коровой, индейкой и деревянной чуркой. Считалось, что она хорошо поёт. Когда она в виде старухи, то у неё есть волшебная палочка. Появляется обычно около полуночи.
Поведение описывается противоречиво. Шумска майка охраняет беременных и новорождённых, но может и насылать на них плач и бессонницу. Может нападать на детей. В заговорах её просили забрать у младенца плач, а иногда обращались и с просьбой о лечении болезней. Может соблазнять мужчин, завлекая их в лесные чащи или к водяным мельницам. Может давать негрешным женщинам лекарственные травы от бесплодия.
Шумски майки подобны или тождественны общеславянским демонам ночницам, вызывающим плач у детей. Внешним видом, отношениями с мужчинами и вариативным по отношению к человеку поведением они также напоминают вил. Также есть сходство с болгарской родопской дива жена. Аналогом у румын является мума падури.

Юда (болг. юда, юда-самовила, макед. јуда)

в болгарской и македонской мифологии злое мифическое существо женского пола, которое живёт в горах, у озера и носится вихрем по воздуху. Худая видом, волоса-жесткие, черные, нечесаны. Одежка неопрятная, хотя и достаточно богата. Любит украшения, но не имеет их, потому злится и бросается на женщин особо. ногти, скорее-когтти, тверды, остры, и пускает Юда их в ход при малейшем раздражении. Исцарапает и руки и лицо, не пощадит и глаза. Впрочем, нередко метит именно в глаза, потому как ненавидит всех и вся, и не хочет встречаться глазами с людьми. Боится, что испепелит ее человеческий взгляд. Боится и солнца. На солнце она совсем пропадает. А ей  так хочется быть видимой, и желанной. Разновидность вил.
Первоначально слово «юда» имело различные значения: могучая, коварная, вертлявая, сварливая, злобная по отношению к виле. В дальнейшем юда стала синонимом слов вила, самодива, самовила. У болгар из-за созвучия происходило смешение юды с Иудой, что послужило поводом для выделения её в самостоятельную фигуру фольклора.
В отличие от вил юды относятся враждебно к людям и, завидев кого-нибудь купающимся, опутывают своими длинными волосами, как сетями; пойманных замучивают различными способами, причём с особенным удовольствием выдирают им глаза.

Яри́ла (Яри́ло)

персонификация одного из летних праздников в славянском народном календаре (преимущественно — Верхнее Поволжье, южнорусские губернии). Имя Ярилы, как и многие другие славянские слова с корнем -яр-, связано с представлением о весеннем плодородии (ср. рус. яровой, ярый; укр. ярь, болг. яра́ и польск. jаr, jarz — «весна», схожие слова с тем же корнем есть и у других южных и западных славян).
Образ Ярилы сходен с образами Костромы, Кострубоньки, чучела Масленицы. Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песнями по деревне. Так, в Костромской деревне такое чучело под названием Ярило клали в гроб и давали носить по деревне старику, которого одевали в лохмотья, а вместо песен было оплакивание. После этого Ярило зарывали в поле. Чучело Ярилы имело ярко выраженные признаки пола, а его оплакивание бабами и причитания нередко содержали эротические намёки и сопровождались скабрёзными шутками мужиков.
По мнению ряда исследователей, ритуальный образ Ярилы, как и сходных персонажей, представляет собой не до конца развившийся образ умирающего и воскресающего бога.
Земля и урожай является главной ценностью для земледельца. Поэтому понять, как-то воздействовать на этот процесс было одной из главных составляющих мышления человека. Сначала выделяется «дух зерна» — сила плодородия, та которая и ведёт к урожаю. Обычно он мыслился остающимся в последних несжатых колосьях, при помощи манипуляций с которыми («завивание бороды», «последний сноп») земледелец пытался сохранить и возродить плодородную силу земли.
«Дух зерна» с течением времени переходит в стадию Хозяина зерна, это уже́ не дух, но то, что им повелевает.
Персонификация (Ярило, Кострома, Кострубонька). Это ещё не боги — им не поклоняются, и культ их носит временный характер (почитание чучела в определённый праздник).
Обожествление — хотя аграрное происхождение его и не исчезло — празднование в честь них ещё сопряжено к земледелию, но уже и есть постоянное поклонение им.
Образ по П. Древлянскому
П. Древлянский описывал образ Ярилы (Ярила), как человека на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Если Ярилу изображал парень, зачастую он был голым. Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов, в его руках — колосья. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. Ярило в белорусских праздниках участвует в виде Яры-Ярилихи.
В его трудах, у белорусов в конце апреля (27 апреля) вечером собирались девушки, выбирали из своей среды одну, наряжали её в белое, на голову клали венок, в правую руку давали череп (толкование мифологов: «побеждённая зима или ночь»), в левую — ржаные колосья («плодородие земли»), сажали её на белого коня, а сами становились вокруг и пели песни в честь Ярило.
Часть исследователей считали большу́ю часть данных Древлянского — в том числе и о Яриле — фальсификацией. Иные же (например, Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров) считали их подлинными и использовали информацию Древлянского в своих реконструкциях. Согласно последним данным, белорусский «бог весны и плодоносия» П. Древлянского — романтическая мистификация.
В христианстве функции Ярилы переходят к святому Георгию (Юрию, Егорию Вешнему).
Вопрос о том, кем же являлся Ярило — божеством или всего лишь ритуальным персонажем — долгое время оставался открытым. Часть исследователей считает, что нет никаких данных, что Ярило был славянским божеством. Н. Гальковский пишет: «Древние памятники совершенно не упоминают о Яриле. Одно из первых упоминаний о Яриле содержится в увещеваниях Тихона Задонского жителей гор. Воронежа» (относится к 1763 году). Другие исследователи не разделяют этого скептицизма, и склоняются к тому, что Ярило был всё-таки божеством (его нередко, основываясь на сходстве имён, связывают с Яровитом балтийских славян). В энциклопедическом издании «Мифы народов мира» (1980) Ярила трактуется как «божество весеннего плодородия».
В энциклопедическом издании «Славянские древности: Этнолингвистический словарь» Института славяноведения Российской академии наук, вышедшем под редакцией Н. И. Толстого (2012), Ярила однозначно трактуется как «персонификация праздника».
Неоднократные попытки объяснить происхождение имени Ярило производились ещё в XIX веке. Производя его от санскритского корня अर् (ar), одни учёные находили соответствие между славянским Ярило и санскр. अर्वन् IAST: arvan — «конь» (в Ведах — эпитеты солнца: «быстрый, стремительный, бегущий»), сближая с др.-греч. Ἔρως («Эрот», бог любви); другие предпочитали санскр. ऋणोति IAST: ṛṇóti — «воздыматься», греч. αἴρω «подниматься»; третьи находили те же звуки в славянских словах «ярый», «яриться», «ярына», «ярица», «ярец», чеш. jar, словацк. jarice, польск. jarzyna и т. д., и видели в корне -яр- значение «стремительности, быстроты, силы, света, весеннего или восходящего солнца». Отсюда божество Ярило имело следующую характеристику: «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке». Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило со словом ярый «белый».
По мнению М. Фасмера, имя «Ярило» происходит от др.-рус. ꙗра «весна», родственного словам ярь «яровой хлеб», ярые пчёлы «первый рой в улье летом», яровой хлеб, яровик «животное или растение этого года», ярица, ярина «яровое». Слово восходит к праславянскому корню *jarъ, др.-греч. ὥρα «время года, пора», ὧρος «время, год», лат. hōrnus «этого года» (из *hōjōrō «в этом году»).
По мнению Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова, имя «Ярило» производится от корня «яр-» (*jar), с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая.
Берестяная грамота XII века из Старой Русы № 10 начинается со слов «Грамота от Ярилы к Онании» (др.-рус. «Сь грамота ѿ Ѧриль ко Онание…»).
Тихон Задонский в XVIII веке описал празднование Ярилы, которое совершалось жителями Воронежа за городом на открытой местности («на поле, близ московских ворот») в период между средой после Пятидесятницы и первым днём поста. Праздник сопровождался плясками, песнями и употреблением вина. Ярило характеризуется как «некий древний идол».

Начиная с XIX века, образ Ярилы нередко встречается в различных литературных произведениях, например:

Идёт удалый бог, Ярило-молодец,
И снежный саван рвёт по всей Руси широкой!
Идёт могучий бог, враг смерти тусклоокой,
Ярило, жизни царь и властелин сердец,
Из мака алого сплетён его венец,
В руках — зелёной ржи трепещет сноп высокий,
Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки,
Идёт весёлый бог, цветов и жатв отец!

— Пётр Бутурлин, «Ярило»
В современном массовом сознании чаще всего бытует не реальный образ Ярилы (чучело — символ плодородия), а романтический, являющийся плодом спекуляций и реконструкций. К примеру, во многих публикациях Ярилу называют «богом солнца», что, по мнению Института славяноведения РАН, в корне неверно, поскольку Ярило таковым не является. В наши дни подобные спекуляции продолжаются в среде неоязычников.



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (12.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 22 | Теги: Шумска майка Юда Ярила | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar