Чур Шатаны Шерстнатый Шиш


Чур

в мифологии: сверхъестественное существо, наделённое волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся (почти) всегда недоступным для восприятия. Духам часто приписывают невидимость, разум, ясновидение, способность к полёту, исчезновению и появлению.
Чур как славянский Бог, созданный Родом, Творцом Мира, чтобы оберегать людей. По поверьям Чур следит за родом людей, находится к человеку ближе, чем другие Боги, поэтому всегда может вовремя заметить опасность и рассказать о ней другим Богам. Так благодаря вмешательству Чура и Велеса, Бога Трех Миров, появились славянские Резы Рода – система гадания, которая помогает заглянуть в будущее, чтобы уберечься от беды.
Иногда славянского Бога Чура связывают с духами Предков. Слово «чур» слышится и в слове «пращур» – так мы называем предков. Кроме того, иногда фигуру-изображение духа Предков на славянском алтаре называют Чуром. Предки, как и Бог Чур, хранят славянские роды. Однако, Бог Чур всё же не является одним из наших предков, а был создан Родом в числе первых славянских Богов.
Нам известно довольно мало о том, каково место Чура в пантеоне славянских Богов. Знаем, что создан он Родом, Творцом всего Сущего, чтобы оберегать людей. Более всего Чур общается с духами, которые обитают рядом с людьми: с домовыми, лешими, водяными. От них узнает Чур о том, что происходит у людей. Из Богов чаще всего встречается он с Велесом, который любит бродить по миру Яви. В мудрому Велесу обращается Бог Чур и за помощью, когда нужно придумать, как уберечь людей от опасности.
О Боге Чуре часто рассказывают в северных быличках. Пусть в больших битвах славянских Богов Чур не участвует, а люди часто встречаются с ним и знают его более, чем других Богов. Говорят, Чур, Хранитель Людей, может менять свой облик. Чаще всего предстает он белобородым стариком, но может показаться и юношей, а то вовсе обращается в белого волка. Отличить Чура всегда можно по его ярким голубым глазам.
Традиция обращения к Богу Чуру для защиты семьи и имущества
В опасной ситуации Чура-Хранителя первым зовут на помощь. Традиция обращения к нему жива в русском языке, пусть даже многие люди не знают её истоков. «Чур меня!» – так говорим, желая избежать опасности. Эти слова служат лучшей защитой от злых духов, которых славяне называют навьи. Ведь именно Бог Чур был создан, чтобы оберегать людей от них.
Другие слова: «Чур, моё!» – произносим, когда хотим показать, что какая-то вещь наша, заявить свои права на неё. Здесь уже вспоминают Чура, как Бога, хранителя не только жизни, а ещё имущества человека.
Возможно, знакомо вам и слово «чураться». «Я его чураюсь», – так говорят про человека, с которым не хотят иметь дела. Есть и другое слово «зачураться», значит, защититься от зла охранным заговором.
Оберег Бога Чура называется Сторож. Он похож на фигурку человека, поставившего руки на поясницу. Крепко стоит Чур, не сдвинуть с места. Такой оберег – символ всего, что принадлежит человеку, что хранят Родные Боги. Таким оберегом хорошо защитить жилье. Тогда Бог Чур будет оберегать дом от краж, недоброжелателей, сплетен и зависти.
Чура чествуют в дни поминовения Предков. Особенно выделяется летний праздник Предков:
27 июля, Чуров День – этот день проводят непременно вместе, всей семьей. По традиции в Чуров день хозяева земли осматривают свои владения, ставят новые межевые столбики, приносят требы Чуру, а позже возвращаются в дом для совместного ужина с родными.
Чур (цур) — междометие в восточнославянских языках.
По мнению исследователей XIX века, слово восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений. Такое понимание было популярно среди учёных XIX века (см. Кабинетная мифология). В. О. Ключевский писал: «Обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур… Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ». Такое же объяснение есть в малом словаре Брокгауза и Ефрона: «Чур, славянск. мифол. божество пограничн. знаков, покровительствовало приобретению и наживе. Символ — чурки и чурбаны, то есть межевые знаки».
Тем не менее, уже ко времени Макса Фасмера накопились значительные сомнения в существовании такого божества. Сам он отвергает связь слова «чурка» и семантики границы с выражением «чур меня!» Как недостоверные этимолог приводит версии происхождения междометия от русского «чёрт», заимствования из греческого или чувашского.По мнению Д. К. Зеленина и А. Б. Страхова, слово восходит к греч. κύρ (ιος) «господь, господин» и изначально значило «Господи!», «Боже, упаси!»
Н. И. Толстой впервые связал возникновение междометия «чур» с фаллической символикой. Эта гипотеза впоследствии пополнилась новыми данными и является актуальной до сих пор.

Шатаны (белор. Шатаны)

белорусские мифологические персонажи, описанные Николаем Никифоровским в работе «Нечистики. Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе». В академическом пятитомнике «Славянские древности» эти персонажи не упоминаются. В «Мифологическом словаре» слово «шатана» приведено как синоним сатаны.
Шатаны, по мнению Н. Никифоровского, — нейтральные персонажи, которые не несут зла, но и не славятся добрыми делами. Они выступают как символы безделья (белор. гультайства), чёрствости и назойливости. В белорусской мифологии Шатаны известны как существа, ведущие совершенно бестолковый и бесполезный образ жизни. Пользы от этих существ никакой. Шатаны могут целыми днями бесцельно бродить по дорогам, полям, лесам, не делая ничего полезного.
Эти существа очень приставучие и постоянно отвлекают других от работы. Шатаны могут прицепиться к человеку и склонять его к такому же бессмысленному шатанию.
В белорусском фольклоре говорится, что злые мифологические персонажи (например, Ведьма) дразнят Шатанов. Так как Шатаны ещё и трусливые существа - они прячутся или убегают от своих обидчиков. Случается, что Шатаны гибнут от шалостей и нападений злых духов и существ.
Когда Шатаны устают от постоянного хождения, они иногда плетут лапти и делают себе трости. Лапти быстро стираются, а трости ломаются от постоянно бесполезного шатания.
Характеры у Шатанов скверные. Между собой Шатаны не общаются и в случае беды не приходят друг другу на помощь.

Шерстнатый

ночной демон,  давящий спящего человека.Чаще он давит шутя, а сердить его нельзя — может всерьез задушить! Можно предположить, что шерстнатым называют домового. В народе верят, что домовой весь оброс густой шерстью и мягким пушком; даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа — голое. Однако, имеет хвост.
Ладонью Шерстнатый гладит по ночам сонных, и те чувствуют, как
шерстит его рука. Если он гладит мягкою и теплою рукою — это предвещает счастье, а если холодною и щетинистою — быть худу.
Иной раз может и показаться. Тогда успей и спросить: к худу или к добру?   Ответит.Но не словом, а звуком. А там уж понимай, как можешь. Но можно и отогнать, молясь гсподу Иисусу Христу: Господи помилуй-Господи благослови-Господи, спаси и сохрани.

Шиш

домовой, бес,нечистая сила, поселяющаяся у нерадивых, ленивых хозяев. Обосноваться для житья может где угодно: и в доме и во дворе, и в овине и в амбаре, и в хлеву и в кладовке. Ну, а уж где Шиш поселится, там двери остаются настежь, двор пустеет, запирать его не надо — скота нет, припасы все исчезают. В овине — одна мякина. По всем углам, по амбарам и клетям хоть шаром покати. Только ветерок пыль поднимает, с места на место ее перегоняет да паутину по углам качает. Это Шиш Шиша погоняет. А иначе-то его и не увидишь. Ни на нем, ни у него ведь нет ни шиша. И сам он, как пустой и голый пузырь, и голова пустая, маленькая. Только нос длинный, и все вертится — выискивает, не осталось ли еще где-то что-то, что будет мешать Шишу шаром кататься. Так и остаются в хозяйстве шиш да ничевушка.
"Шиш  отроду голой, у его двор полой, скота не было, и запирать некого. Изба большая, — на первом венце пирог, на втором — потолок, окна и двери буравчиком провёрнуты. Сидеть в избе нельзя, да глядеть на ей гоже! Шиш  в эдако окошечко глаз впялит и любуется.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
По славянской мифологии "нечистая сила, живущая обычно на обочинах и играющая свадьбы свои, когда на проезжих дорогах вихри поднимаются столбом. К "шишам " посылают в гневе докучных или неприятных людей. "Хмельные шиши " бывают у допившихся до белой горячки: до чертиков . Голова шиша  с кулачок, нос длинный и вертлявый — в точности шиш  — или кукиш."   "...что очень удачно подмечено людьми — трудно найти человека, который ни разу в жизни не изображал или не "поймал шиша" от других."  ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌
​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Многим знакомо выражение: «Шиш – тебе!», соответствующее недоброму пожеланию. Играет Шиш свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднимают пыль столбом. Это те самые Шиши, которые смущают православных. К Шишам посылают в гневе докучных и неприятных людей. Наконец, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чертиков). Имя Шиша пристегивается также ко всякому переносчику вестей и наушнику в старинном смысле слова, когда «шиши» были лазутчиками и соглядатаями, и когда «для шишиморства» (как писали в актах) давались, сверх окладов, поместья за услуги, оказанные шпионством. «Шиш отроду голой, у его двор полой, скота не было, и запирать некого... Именья у Шиша — штей (щей) деревянный горшок, да с табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла» (Б.Шергин. «Шишовы напасти»).



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (12.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 32 | Теги: Чур Шатаны Шерстнатый Шиш | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar