Хапун Хлевник Ховало Худой Чертов конь


Хапун (хлоптун, хватун, похититель)

неведомое и невидимое существо, персонаж мифологии западных славян Беларуси, Польши и Украины, похищающее маленьких непослушных детей и тех детей, которые слишком далеко ушли от дома, а также евреев независимо от возраста. ​​‌‌​‌
По описанию выглядит как страшный дед, который хватал и запихивал детей в большие мешки, уносил и заточал в своём жилище, превращая добычу в некую нечисть. ​​‌​‌​ ​​​‌​‌Летал над землею с огромным мехом, в который сажал непослушных детей. Если ребенок попадал в сумку к Хапуну, его крики о помощи уже невозможно было услышать. Затем он относил детишек в свой дом, и, когда они вырастали, то превращались в таких же ужасных хапунов. Упоминается у А. В. Лукши.
Маленьких детей нередко страшили Хапуном . Хапун  — небольшой, скрюченный старичок с длинной седою бородою и с огромным мешком — больше, чем он сам. Хапун  летает по воздуху, присматриваясь, где какой ребенок не слушается старших, капризничает. Тогда как подстережет, чтобы ребенок этот отошел подальше от дома, хватает его и сажает в свой мешок. И уж если посадит ребенка в мешок и завяжет его, то тут уж кричи не кричи — никто не услышит. А если бы вдруг кто и услышал, то Хапуна  уже и след простыл, ведь носится он очень быстро. Увидеть Хапуна  заранее, чтобы спрятаться или убежать от него, тоже невозможно, ведь он невидим, и показывается тогда, как развяжет мешок, а делает он это только у себя дома.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
— Не иди далеко от дома — Хапун  схватит, посадит в мешок и понесет за темный лес. А за темным лесом — болото, посреди болота — старый вывернутый пень, под ним — нора. Там и живет Хапун . Он носит в свою нору непослушных детей, всячески над ними издевается, даже сечёт крапивой. И никто уже этих детей не найдет: ни мама, ни папа, ведь никакой человек еще никогда не доходил до жилища Хапуна . И ни один ребенок не убежит от Хапуна . А когда эти дети вырастают, то и сами становятся Хапунами . И девочки тоже. У них вырастает длинная седая борода по колено. ​‌‌​‌‌Такое предостережение обычно сдерживало даже очень непоседливых и дурашливых детей.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌​​‌‌Записал А.У.Лукша, Вилейский район Минской области​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌​​‌​​​ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Обязательно в течении года хапун уносит одного человека. Куда уносит и что он с ним делает — никто не знает. Человек этот никак не мечен, а потому бояться хапуна должны все.​​‌​‌‌ Если пропадает где-нибудь человек — то это дело невидимого похитителя.
Предполагается, что может он являться в виде бродяги, нищего, солдата; «Лейка, не нашед своего мужа в шинке, и не докликавшись его по двору, всплеснула руками, взвыла и закричала, что унес его Хапун, явившийся в виде солдата» (О.М. Сомов. «Сказки о кладах»).

Хлевник

дворовый дух, живущий в хлеву. Называется так по месту обитания. В хлеву он хозяйствует и проказит. Является также помощником домового, как и другие дворовые духи: Сарайник, Банник, Овинник.
Жизнь скотины и крепость хозяйства зависит от расположения к ней дворового. Если дворовой любит семью и скотину, во дворе и хозяйстве царит благополучие, если он рассердится за что-либо на хозяев дома, то он приносит вред и убытки. Чтобы не рассердить дворового, нужно соблюдать ряд запретов и предписаний: он любит мир и лад в семье, поэтому нельзя ругаться, особенно в хлеву и на дворе (рус.), стоять на мусорной куче (рус), женщине нельзя выходить из дому с распущенными волосами (восточная Украина), нельзя ночью работать (укр. чернигов.).
Дворовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если дворовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Дворовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчёсывает гриву лошади, заплетает её в косички, привязывает красные ленточки (рус., в.-укр., бел.). Отношение дворового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, считается, что она пришлась «хозяину» «не по двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину дворовой мучит, гоняет по двору, загоняет под ясли, у лошади в гриве сбивает колтуны, отбирает у неё корм, а в кормушку кладет навоз (в.-слав.). Такую скотину продавали, поскольку считалось, что дворовой всё равно её изведёт.
У русских во дворе совершались ритуалы задабривания дворового. Дары ему подносят на железных вилах в ясли. В иных местах просили домового за скотиной присматривать и оставляли ему ужин в хлеву.
По восточно-славянским поверьям, от дворового зависело благополучие скота и домашней птицы; выбор животных при купле-продаже связывали с предполагаемым «вкусом» дворового. В Костромском крае, чтобы защитить от него купленную скотину, брали хлеб с солью и шли на двор, где, кланяясь, приговаривали: «Батюшка, домовой, настоятель дорогой, люби нашу скотину». Ср. русские диалектные фразеологизмы, относящиеся к разведению скота: ко двору, по двору, что значит — скот хорошо ведется в хозяйстве, и не ко двору, не по двору, т. е. «скот не ведётся, болеет, дохнет».
Русские называли 8 (21) ноября днём дворового.

Ховала (ховало)

божество со многими очами, не дремлют вовсе никогда. Глаза его, когда он идет по деревне, освещают ее подобно зареву пожара. Олицетворение многоочитой молнии, которой дано имя Ховалы (от «ховать» — прятать, хоронить), потому что она прячется в темной туче; припомним, что тождественный этому духу Вий носит на своих всё пожигающих очах повязку. Ховала любит жить там, где зарыт клад с сокровищами.
Ховала является древнейшим полубогом, и о происхождении его никакой точной конкретной информации у нас нет. Очевидно, что Ховало значительно старше, чем даже Мидгард-Земля и пришел он к нам с некоторой целью, и о цели этой смертные могут всего лишь догадываться. Интересно, что Ховала никогда и ни с кем ни о чем не разговаривает, он всего лишь тихо и многозначительно улыбается.
Ховало – это странное божественное существо видимо пришло к нам из тех неизведанных пределов, в которых нет никакого деления на понятия добра и зла, на пространство и время. Ховало пришел  из мира, где первоначальные тьма и свет, добро и зло, жизнь и смерть все еще неразделимы.
Говорят, что Ховала обычно живёт там, где спрятаны великие сокровища, где клад зарыты богатые, и ежели кто слишком уж настырно пытается нечестным путём клады те взять — Ховала его и ослепить может.  А  в засуху, когда солнце светит безжалостно и выжигает всё на полях и огородах – говорят, мол  это Ховала сильно сердится.
Когда же Ховала идет ночью по деревне, по дороге ли какой, то освещает он путь свой светом ярким, сравнимым с заревом пожарищ. А одежду его украшают древние знаки и руны: солнца на них и луны, знаки там света и тьмы, ночи звездной и дня ясного, великие знаки жизни и смерти. В узоре том они сплетаются в нечто целое и неделимое, и сам день земной сливается с ночью земною там, где путь проходит этого человека странного.
Рядом с Ховалой всем всегда тепло, ибо его энергия мягко «выжигает» из людей гнев и злобу, отчаянье и бессилие. Поэтому там, где прошелся Ховала, жизнь людская  налаживается. Темной ночью этот  старец несет радость, жизнь, свет, избавление от горечи и зла.
А днем  светятся его глаза все тем же ярким незримым пламенем, однако вместо того, чтобы даровать свет, они его словно бы поглощают. И коль Ховала остановил взор свой на каком-то конкретном объекте, будь то растение, человек, зверь или камень, то этот предмет очень быстро теряет всю свою силу жизненную. Но знайте, Ховала никогда не придет просто так, ведь  если он появился где-то, то стоит воспринимать его приход как своеобразную странную кару за лживое, злобное или порочное существование людское.
В каждом  движении Ховалы, в каждой его спокойной улыбке и во взгляде чистых, светлых и ясных его глаз, на самом их дне, спит такой древний, многовековой покой, такая неспешность и такое умиротворение вечности, когда все уже так знакомо, так полностью принято и так же любимо. И поэтому все люди, что случайно увидели Ховалу, не пугаются его глаз, а успокоенные, умиротворенные, опускают глаза свои и тихо и неспешно уходят по своей дороге к своих делам, к своим вершинам, к своей судьбе.
Вполне возможно, что Ховало — один из Ангелов Смерти.
В южных диалектах есть такое словечко — ховать — прятать. Видимо так пр
ятать, чтоб даже Ховало не увидел.«Поднялся Ховала из теплой риги, поднял тяжелые веки и, ныряя в тяжелых склоненных колосьях, засветил свои двенадцать каменных глаз, и полыхал. И полыхал Ховала, раскаляя душное небо. Казалось, там — пожар, там разломится небо на части и покончится белый свет» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).

Худой


злой бес; худо - беда. Тощее, едва различимое, почти прозрачное создание, обитает по углам домов, в запыленных местах. Любит сплетничать, ворчать и злословить, понуждает к этому и обитателей дома. И уж если обитатели дома поддаются его желаниям и неветам, заслушивается дух, да еще и подкидывает новые и новые темы, а так же имена тех, о ком можно поговорить. И некогда уже следить за домом свим, за семьей, остается один интерес: выйти к такому же, и ... Как следствие, хозяин, злословя и сплетничая, отгоняет от себя и своего дома то добро, которое могло бы быть в его доме, а так же и в душе. Постепенно дом приходит в запустение, душа покрывается толстым слоаем ненависти, зависти, нелюбви... И тут уж сама Беда завладевает и хозяином и домом его.

Чертов конь

сом, на котором обыкновенно ездит водяник; в некоторых местностях рыбу эту не советуют употреблять в пищу. Пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водяной и не вздумал отомстить за него.
"В низшей мифологии водяной дух, обитающий во многих реках в озёрах.большей частью враждебны людям. Являются в облике пасущегося у воды коня, подставляющего путнику свою спину и затем увлекающего его в воду".  ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Это оборотень , способный превращаться в животных и в человека. У него дурная привычка пугать путников — он то выскакивает из-за спины, то неожиданно прыгает на плечи. Перед штормом многие слышат, как он  воет.  Принимает обличье лошади, чаще всего черного цвета, однако иногда упоминается и белая шерсть; бывает, у него на лбу вырастают два длинных рога, и тогда он смахивает на помесь коня с быком. Иногда говорят, что у него светятся глаза, либо они полны слез, и взгляд его вызывает озноб или притягивает как магнит.
Всем своим видом он  как бы приглашает прохожего сесть на себя, а когда тот поддается на уловку — прыгает вместе с седоком в реку. Человек мгновенно вымокает до нитки, а конь исчезает, причем его исчезновение сопровождается грохотом и ослепительной вспышкой.  ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Следы Чертова коня  легко узнать, копыта у него поставлены задом наперед. Он  способен растягиваться в длину на сколько угодно, а человек к его телу как будто прилипает. ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
С помощью волшебной уздечки его  можно на какое-то время приручить, но когда действие чар закончится, он станет еще опаснее. ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌

​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (12.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 23 | Теги: Хапун Хлевник Ховало Худой Чертов к | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar