Ржаница Росомаха Рижник Овинник


Полу́дницы (ржаница)

в славянской мифологии полевые духи, в частности воплощение солнечного удара. Полудницы представлялись в виде девушек в белом платье, с длинными волосами, или как косматые старухи, появляющиеся в поле (обычно ржаном, откуда такие ее наименования как "ржица", "ржаница").Дух, живущий на полосах ржи. Все растительное царство представлялось древнему человеку воплощением стихийных духов, которые, соединяя свое бытие с деревьями, кустарниками и травами (облекаясь в их зеленые одежды), чрез то самое получали характер лесных, полевых или житных гениев. Ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи в небольшой вершок шириной, по которым все колосья срезаны.Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти такое поле может только человек, сведущий в этом деле. Несведущему это может стоить жизни. Еще ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи в небольшой вершок шириной, которые проходят из одного края загона до другого и по которым все колосья срезаны.Ржаница любит бродить по колосящемуся полю, любуясь колосьями и шевеля их прозрачной рукой, помогая наливаться зерну силой и спелостью. Её можно узнать по венку из колосьев на голове или по букетику колосьев в руках. Если злой и жадный человек пожалеет эти колоски и закричит на неё, желая прогнать, чтобы она не ходила среди посевов – он обязательно пожалеет об этом: сами собой появятся в посевах множество троп, начнут ходить по ним лесные звери, а само зерно либо обсыпится, либо птицы его поклюю.

Росомаха (расамаха)

дух в обличии женщины (обычно с длинными пальцами), появляющейся в поле или в лесу; фантастическое существо («зверь-женщина»), обитающее в ржаном поле или в коноплях.
В белорусских и севернорусских поверьях росомаха предстает женским демоническим существом. Её образ подобен образу русалки и часто смешивается с ним. Так, в одной из белорусских былин росомаха описывается как обнаженная женщина с распущенной косой. Она сидит вместе с плачущим ребёнком и расчесывает свои волосы щучьим гребнем. При приближении же людей ныряет в воду. Схожие черты приписываются росомахе и в северорусской мифологии.
Взяв этот образ за основу, П. Древлянский сформировал свой собственный образ росомахи. Он описал её страшным чудовищем, покрытым длинной шерстью. Верхняя половина тела человеческая, а нижняя представляет собой тело льва. По преданию чудовище ходит на задних лапах и обитает в коноплях. На охоту выходит только ночью. Если встретит нескольких людей нападает на самого молодого из них, старых же не трогает. Атакуя душит свою жертву, прогрызает череп и высасывает из него мозг. Получившийся образ переходит из одного исследования славянской мифологии в другое более полутора сотен лет.
Как и другие женские мифологические образы (русалка , полудница , удельница , кикимора ), росомаха  в белорусской и севернорусской традициях часто выступает как персонаж-устрашитель, которым пугают детей, чтобы они не ходили к водоему или в поле. На северо-западе Белоруссии в окрестностях Будслава (район Вилейки, современная Минская область) детей пугали сидящей во ржи русалкой  или расамакой , чтобы они не бегали по ржаному полю (Sielicki, 1986, s.213-214). В Карелии детям говорили: "Россомахи  во ржы. Штоб рож не топтали, детей пугали: "Такая, с длинными волосами, схватит и утащит". Рож качаецца, так и кажэцца, што росомаха  бежыт. Тёмно-каштановая, цвета ржы спелой, и как будто руками она машэт" (кондоп. карел., Черепанова 1996, с. 56-57). "Говорили, маленьки как ребята купаюца вецером, поздно уже, а купаюца: "Ты вон докупаеся вецерами, росомаха  тебя утащит" (Тихманьга Каргопольского р-на Архангельской обл., ЭРС).​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​​‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
На основе внешнего вида реального животного росомахи, имеющего лохматую длинную шерсть, а также облика мифологической росомахи -русалки  как женщины с длинными, распущенными волосами, в русском и белорусском языках развилось вторичное значение слова росомаха  как неприбранной, неряшливой женщины и вообще неаккуратного человека. В Житковичском районе Гомельской области росомахой  называют женщину с распущенными, неприбранными волосами (с.Запесочье, Тураўскi 4, с.316). "Кажем: роспейсаласа, як росомаха , а ека та росомаха, то не ведаем" (с.Погост, Тураўскi 4, с.316). То же значение известно на северо-западе России (в регионе, где преимущественно локализуется мифологический образ росомахи ): "А если женщина с распущенными волосами, так мы звали ее росомахой " (Лодейнопольский район Ленинградской области). Носович (с.569) приводит лексему русумaка  со значением "немытый, замараха, неряха", с примером: "С самого рання русумакой  ходзиць". Для русского языка В.И.Даль фиксирует, в частности, бранное значение этого слова: "разиня, неряха" с пометами "новгородское, тверское, рязанское, курское, симбирское, тамбовское" и с примером "Ходишь росомахой " — распустив одежду, нараспашку (Даль, 4, с.104). На основе характерного признака лохматости, растрепанности в севернорусских говорах росомахами называют незавившиеся кочаны капусты: "Капуста не завилась — одни росомахи  выросли"
Образ росомахи, отличный от всего вышесказанного, выводит немалоизвестный фольклорист-мистификатор П.Древлянский. Он берет реально существующее в народной культуре мифологическое имя и на него "навешивает" не свойственные этому образу мотивы, характеристики и функции. В итоге имеем фантастический образ росомахи , который вот уже более полутора столетий кочует по страницам весьма солидных исследований в области славянской мифологии:​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​​‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Расама́ха  — какой-то грозный дух. Белорусцы представляют его страшным чудовищем, состоящим из половины человека и половины льва, т.е. задние ноги его и другие части до груди — человеческие, остальные же — львиные; весь он покрыт длинною, самою белою шерстью; ходит на задних ногах. Верят, будто Расамаха  всегда живет в коноплях (куда девается зимою — неизвестно) и выходит только ночью для приискания корма; верят так же, будто она, увидев нескольких людей, нападает на самого молодого из них (старых не трогает); напавши на свою жертву, она не душит его, но, прогрызя у живого череп, высасывает мозг; высосавши же мозг, тело бросает. Поговорка: Каб цябе́ Расама́ха  задрала. Не то ли же это, что у Славян — Чернобог?..​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​​‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌ ​​​‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
"Pѡccaмaxa  звѣрь степны подобны яко песъ а усы и хвостъ подобенъ листу."​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​​‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
"Россомакъ , то же, что россомаха . Россомакъ  ѕвѣрь драпежной паче волка в сибирскихъ убѡ странахъ найпаче множатся, легок собою, тѣм же на древа часто скачетъ, и ѿтуду бросается на прочїя ѕвѣри. Аще кто на кожи его спитъ, страшныя сны присно грѣзятся, тѣм же на одеждѣ его, а найпаче на головѣ неповелѣваютъ носити..."​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​​‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌ ​​​‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Медведица... егда обрящет человека спяща, подъемлет едину ногу свою и полагает ю прямо носа человеческаго и творит его не чувствовати вящии отнюдь, и та копает ров созади главы его, и он не чует, и тогда усты своими глотает кровь бедного оного человека и дает ему нечувственную и злую смерть​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​​‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​​‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Скитание по этнографическим исследованиям образа, описанного Древлянским под именем росомахи , продолжается по сей день. Этому немало поспособствовал В.И.Даль, включив в статью "Росомаха " в своем словаре среди других, вполне достоверных сведений, краткую выдержку из Древлянского с пометой "белорусское": "Злобный дух, человек со звериной головой и лапами, живет в коноплях" (Даль, 4, 104). А из словаря Даля, авторитет которого в русской научной традиции не привыкли подвергать сомнению, фантом, созданный Древлянским, стал автоматически перекочевывать в другие исследования, в частности, в словарь русской мифологии М.И.Власовой (Власова, 1998, с.448), которая уже выдает его за русский материал, явно не заметив у Даля географическую помету. А.В.Гура заимствовал сведения о росомахе  непосредственно у Древлянского и с присущей ему старательностью пунктуально воспроизвел все фантазии первоисточника (Гура 1997, с.61,89,98,207), заново актуализировав фантомные черты этого персонажа в современной научной традиции и даже не дав себе труда задуматься о том, что сведения Древлянского явно не согласуются с остальным материалом об этом персонаже"

Ови́нник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, овинный дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, рижник, царь овинный)

в традиционных народных верованиях восточных славян дух места, живущий в овине (на гумне), оберегающий его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти, часто даёт хороший примолот.
Согласно славянским поверьям, овинник имеет вид громадного чёрного кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как уголья, глазами. Однако он может иметь и другие обличья, в зависимости от географического местоположения: например, в Смоленской области овинник показывается в обличии барана, а в Костромской может принимать вид покойника.
Место обитания
Место обитания овинника — овин (гумно). Впрочем, он может совершать «вылазки», например, в баню: в гости к баннику или в любое другое место двора. В дом овинник никогда не заходит: не может, так как дом является «зоной ответственности» домового, который сильнее овинника.
На Севере России, в Белоруссии, Вологодчине и т. д. подходы к определению характера овинника и возможности его ублажить несколько отличаются. Но в целом взгляды сходятся: овинник имеет очень сложный характер, его непросто задобрить, и в целом он достаточно враждебен по отношению к человеку. Впрочем, это вполне объясняется тем, что овины, в которых для сушки зерна применялся открытый огонь, часто сгорали, лишая крестьянские семьи пропитания, а, порой, и всего имущества вместе с домом: ведь от горящего овина часто начинали полыхать и соседние строения. Овинник очень любит бороться, может меряться силами с банником, а может и с человеком, только подобная борьба часто заканчивается не в пользу последнего.
Овинник — тем не менее один из «домовых» духов, хотя и самый свирепый, и главной его функцией является хозяйствование на «зоне ответственности», то есть на гумне. Он смотрит за порядками кладки снопов, за тем, как и когда затоплять овин. Следит, чтобы хлеба не сушили во время сильных ветров. Не позволяет гуменник топить овины и в заветные дни — большие праздники, особенно на Воздвиженьев день и Покров: по старинным деревенским традициям в эти дни овины должны отдыхать. В случае, если крестьянином-крестьянкой будут нарушены эти, веками сложившиеся законы, последствия могут быть самыми печальными: вплоть до смерти «виновника». Впрочем, овинник любит пакостить и без причины. Если ему удаётся навредить мужикам, он хохочет, хлопает в ладоши или лает по-собачьи.
Крестьяне старались не ссориться с овинником, умилостивить его всевозможными способами: более опытные начинают топить, только после того, как попросят у «хозяина гумна» позволения, благодарят по окончании сезона. В именинные дни гуменника ему приносят пироги и петуха. Петуху на пороге отрубают голову, кровью окропляют все углы овина, а пирог оставляют в подлазе. Правда, такой метод ублажения встречался и встречается не так часто.
Гадания и поверья
В ночь на Васильев день (в канун Нового года) девушки гадали на то, когда начнётся и какой будет семейная жизнь. К окну сушила они подставляли оголённые ягодицы и ждали: если погладит мохнатой рукой — семейная жизнь будет в достатке, гладкой — в бедности, если же гуменник и вовсе не дотронется до гадающей, то это значило, что и в этом году ей не суждено выйти замуж. Существовал и более презентабельный вариант данного гадания — в сушило подставляли руку, а не ягодицы. Овинника можно увидеть во время светлой заутрени Христова дня.



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (12.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 38 | Теги: Ржаница Росомаха Рижник Овинник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar