Переплут Перхта Подвей Пунник

Переплу́т

мифологический персонаж у восточных славян. Его функция остаётся неясной. Некоторые исследователи считают Переплута демоном.
Н. М. Гальковский приводит высказывание М. Соколова, что «Переплут то же, что Ярило», однако считает это утверждение голословным. Г. А. Ильинский в 1927 году предположил, что возможно Переплут лишь эпитет Святовита. М. Фасмер называет его «богом-покровитель мореходов» и выводит этимологию от пере- и праслав. «плыть». По гипотезе В. Пизани — восточнославянское соответствие Вакха-Диониса.
В интерпретации современных родноверов — славянский бог, дух земли, пашни, поля или луга.
Переплут — славянский Бог дорог и путей,  соответственно, и путешественников и  мереходов,  ну и самого мореходства.
Имя Переплут  — рус. церковнослав. Переплуть, от рус. «плут», «плутать» или «переплыть», так как Переплут имел отношение к мореходству
Переплут относится к стихии  воды.
Относится к Богам-покровителям транспорта. В свою очередь ему подчиняются водяные.
Переплут — славянский Бог моря и мореходства,  но  иногда его же считали и  богом изобилия, семян и всходов. И это не случайно, ведь корни растений тоже «плутают»,  переплетаются и ищут себе правильный путь.  И дело Переплута — поставить их на этот  путь истинный, помочь им.
А еще Переплут на короткой ноге с морскими ветрами. Нельзя сказать, что они ему подчиняются, но  — к слову его прислушиваются, это уж точно.
Есть такая  интересная запись в «Слове Иоанна Златоуста», что почитая Переплута,  люди пили «вертячеся в розех» — причем никто точно не знает, что значит «В розех». Поэтому остановимся на вертящихся — танец — хоровод — движение.  Переплута почитают движением, а движение — это жизнь.
В восточнославянской мифологии божество, которое упоминается в «Словах против язычества» вместе с берегинями. По гипотезе Пизани, это божество подобно Вакху-Дионису. Исследователи не исключают связь этого древнего божества с солнечными богами балтийских славян Поренутом и Поревитом.
По представлению славян, Переплут – чудесный крылатый пес – хозяин всего подземного царства: растений, корней, семян и прочего; божество достатка и богатства. Хвост и крылья Переплута на изображениях переходят в плетение растений. Он охраняет Мировое Дерево. В XII–XIII вв. Переплут сменяет Симаргла и перенимает его функции.
Переплут – славянский Бог плодородия, изобилия, дорог и путей, водной стихии. Также часто его называли Богом семян и всходов, так как все корни обычно «плутаются», переплетаются в поиске правильного пути. И только Переплут может помочь им найти его.
Наши предки-славяне Переплута представляли в виде доброго и немногословного толстяка, который постоянно что-то уплетает за две щеки.
Он трудолюбивый и непоседливый: то ему нужно заморозки отвести от полей, то дождь позвать, то птиц отогнать от посевов, то клубни прикрыть землей. Только летом ему бывает скучно, мается Бог Переплут вокруг садов и огородов, чтобы дождаться урожая, а потом заняться своей любимой работой.
Но не только за плодородие отвечал Переплут. Ему были подвластны и моря, и дороги. Ведь не зря же существует легенда, что этот Бог появился только после того, как люди стали совершать поездки по морю.
Род – Отец Всего Сущего – создал Переплута для охраны моряков от бед, которые могли произойти с ними на море. Он уберегал от погибели, действуя быстро и без объяснений.
Моряки ценили помощь Переплута и уважали его, веря, что он повелевает не только водами, но и водяными духами, которые могут проказничать и вредить. Поэтому часто к своему покровителю обращались с просьбой утихомирить жителей водных, накрывая Богу пышные столы с угощением, пивом и вином, ведь Переплут любил не только плотно поесть, но и вкусно выпить.
Ритуалы для обращения к Богу Переплуту
К Переплуту обращались за помощью, как моряки, так и земледельцы, проводя специальные ритуалы.
Так, если озимые еще не были покрыты снегом, но вдруг ударил мороз, то люди, боясь, что все померзнет, выходили на поле, разжигали вокруг него костры и говорили такие слова: «Теплом согреваем, огнем призываем, Переплут, приди, да землю от холода защити».
После этого шли домой и накрывали богатый стол, во главе которого всегда был большой пирог, говоря: «Ты нам, Переплут, помог, съешь свой пирог». Пирог нужно было разрезать, оставив один кусок, который несли на поле.
Символ Переплута напоминает изображение водоворота, и подходит он всем взрослым, защищая их от метаний, долгих раздумий и ударов судьбы. Его часто вышивали на свадебных рушниках, так как этот оберег помогал наладить семейные отношения.
Также символ Переплута приходил на помощь к тем, кто потерял веру в удачу и счастье. С ним они снова возвращались в жизнь разочаровавшегося человека.
Упоминания в источниках
Переплут среди других языческих богов упоминается в «Слове святаго Григорья изобретено в толъцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали, то и ныне творят», цитируемом по Софийскому списку, где сообщается лишь, что в честь Переплута пили, «вертячеся в розех». Смысл этого оборота остаётся неясным: это может означать, что пили из рогов или что пили во время вождения хороводов. За неимением фактических данных, сказать что-либо определённое о Переплуте нет возможности.

Перхта

Баба-яга Пехтра, чеш. Perechta, морав. Sperechta, словен. Pehtra baba — мифическое существо и изображающий его ряженый персонаж рождественского и масленичного периодов. Известна славянам, преимущественно чехам и словенцам.
Перхта связана с соблюдением запретов, особенно на прядение в пост.
Перхта считалась женским духом в белой одежде. Её день — Двенадцатая ночь  или Крещенский вечер. В старых описаниях она имела большую «гусиную» ногу. В этот вечер готовили кашу или пельмени и рыбу.
В фольклоре  сохранилось поверье, что на Святки (особенно в Двенадцатую ночь) Перхта бродит по домам и хочет узнать, были ли в уходящем году дети усердными и трудолюбивыми. Если они были такими, то утром в обуви или ведре они могли найти серебряную монету.  6 января - Двенадцатая ночь - была когда-то известна как ее праздничный день, хотя позднее была заменена Крещением-Епифанией в христианстве, когда Церковь приняла григорианский календарь, тем самым переместив праздник с 19-го на 6-е. Фестиваль включал угощение традиционными продуктами питания из каши или пельменей и рыбы.
Первоначально Перхта был сторонником культурных табу, таких как запрет на прядение в праздничные дни. Она была очень популярной богиней, и поэтому пост-христианство она была демонизирована Церковью как Королева Ведьм. Людям было сказано крестить своих детей, потому что иначе они окажутся в царстве Перхты, а не на Небесах. Она входит в число предводителей Дикой Охоты, обычно возглавляя парад некрещеных младенцев. Она превратилась в призрака, которого все еще вызывали, чтобы заставить детей вести себя хорошо до Рождества. Она якобы наказывает «плохих детей», но дает подарки хорошим. Ведьма Перхта защищает: Некрещеных младенцев, Предохраняет от выкидыша, От аборта Тех, кто покончил жизнь самоубийством, с разбитым сердцем или от отчаяния Мертвые души, которым не хватает людей, которые их помнят. Мертвые души, которые не получили надлежащего, почтительного захоронения.  Мертвые души, сопровождающие Перхту, имеют тенденцию беспокоить живых, проявляясь как разрушительные призраки. Если вы будете побеспокоены таким призраком, попросите Перхту успокоить и удалить его, сопроводив его к своему царству, где он будет намного счастливее.
Ведьма Перхта Красивая женщина с жемчугом, вплетенным в ее золотые волосы. Белая вуаль скрывает ее лицо, и она носит длинное белое шелковое платье. У нее тоже есть другой облик: старая ведьма с длинными, седыми волосами и в рваной одежде, яркими живыми глазами и длинным крючковатым носом; ее волосы растрепаны, ее одежда разорвана или в заплатках. Когда она молода и красива, она несет ключи к счастью в одной руке и букет цветов в другой; как ведьма, она носит прялку.
Живет ведьма Перхта в  Подземном дворце со сказочным садом, где она приветствует души детей, которые умерли в младенчестве. У нее есть и другие дома в глухих горах.  Перхта путешествует со свитой духов, называемых Перхтен. Христианская легенда гласит, что дьявол едет среди них, но это может указывать на присутствие языческого мужского божества, которое сопровождает ее.
Подношения для Перхты. Оставьте предложения для нее на день святой Епифании, но не молоко и печенье. Перхта любит основательную трапезу: ее любимые блюда — сельдь и пельмени. 

Подве́й (поветрик, пушица; белор. падвей)

белорусские представления о Вихре — персонаже славянской мифологии в виде опасного для людей ветра (вихря), который является результатом действия и воплощение зловредных духов. По мнению белорусов, «ветровое лихо» может наслать и насылающий болезнь, называемую также «подвей».
Образ подвея в мифологии
В белорусской природе это ― сильный зимний ветер, который гонит, навевает снег.
Образ подвея встречается в белорусских сказках и заговорах. В заговорах подвей называется «нечистиком» и поганцем. Бывает самородным или насланным: «Подвейно, враже человечий, с чего ж ты вознёсся: из ветра, из песка, из воды, из огня, или насланный?». Напав на человека, он в силах свернуть ему голову, вывихнуть руку или ногу, отнять речь. Подвей могут рассеять по полю три брата и три сестры, совсем выгнать ― Матерь Божия или сам Христос. В заговоре о подвее говорится о 12 ветрах. Чтобы уберечься от подвея, нужно показать ему кукиш, и подвей промчится мимо.

Пунник

в белорусской мифологии дух-хранитель пуни (помещения для сушки и хранения сена).
Пунникъ не загрязненъ такъ, какъ ёвникъ, по крайней мѣрѣ, на немъ нѣтъ копотнаго наслоенія, хотя и есть вдоволь пыли и мусора отъ сѣна и трухи: такжё онъ покрытъ запыленными нитями паутины. Все это затрудняетъ подробное разсмотрѣніе пунника, когда тоть принимаетъ вещественный образъ: видится человѣкоподобной формы масса, въ которой скорѣе можно признать охапку мелкаго, загрязненнаго сѣна, чѣмъ живое существо. Какъ и ёвнікъ, онъ принимаетъ матеріальный обликъ весьма рѣдко, пока въ пунѣ есть сѣно; обыкновенно же онъ
незримо торчитъ на стропильныхъ перекладинахъ, надзирая за приходящими въ пуню, споритъ или изводитъ сѣно, любуется сценами игръ и столкновеній собирающейся сюда людской молодежи, тѣшится кошачьими взвизгами, вознею ихъ, ловлею мышей, и терпѣть не можетъ гнѣздъ и выводковъ вольныхъ птичекъ. Ребятишекъ и одиночныхъ посѣтителей пунникъ обыкновенио пугаетъ неестсственньмъ аханьемъ, храпомъ и свистомъ, или жалобнымъ воемъ чрезъ щели и многочисленныя отверстія пуни, — что, въ свою очередь, доставляетъ ему немалое удовольствіе.
Пунникъ ютится не только въ усадебной, но и въ отдаленной луговой или лѣсной пунѣ, лишь бы она имѣла крышу и стропильныя перекладины: всякая мокрота, въ томъ числѣ и отъ дождя сквозь крышу, дѣйствуетъ на пунника разрушительно — онъ медленно хирѣетъ, хотя и не доходитъ до окончательной гибели; послѣдняя возможна только при громовомъ ударѣ да при неосторожныхъ движеніяхъ пунника во время выхода изъ пуни, когда послѣдняя зажжена молніей. Подобно ёвнику, онъ обращается тогда въ безслѣдный прахъ.
Итак, пунник — это усадебный нечистик, который, как следует из его названия, живет в пуне.
Вообще пуня — это строение, предназначенное для сушки и хранения сена. В разных регионах Беларуси она может называться по-разному: сяньніца (сенница), сельніца (сельница), адрына (одрина) и шопа. Само слово "пуня" заимствовано от литовского «pune». В тоже время, например, на Могилевщине пуней называли также и помещение для крупного рогатого скота (*). А на Минщине зачастую в пуне сушили и зерно. Обыкновенно пуня строилась на пригуменье (то есть, около гумна — места или строения для сушки и обмолота зерновых), что роднит Пунника с Гуменником, Овинником и Евником.
Вот и живет там Пунник. Чистюлей его не назовешь, однако он не такой грязный как Евник, в частности на нем нет слоя сажи, хотя достаточно хватает пыли и мусора от сена и трухи; он также покрыт пыльными нитями паутины. Когда Пунник приобретает зримый образ, то видится человекообразным существом, в котором все же скорее можно узнать охапку мелкого грязного сена, чем живое существо. Материальное обличье Пунник принимает только пока в пуне есть сено. Обычно же он невидимым сидит на стропилах, балках, наблюдая за теми, кто входит в пуню, привозит или забирает сено, тешится сценами игр и столкновений молодежи, наслаждается кувырками и визгом котов, когда они ловят мышей, и терпеть не может, когда в гнездах выводятся птенцы. Детей и одиночных прохожих Пунник обычно пугает ненатуральными аханьем, хрипом и свистом или жалостным скулежом через щели и многочисленные отдушины в пуне, что в свою очередь приносит ему немалое наслаждение.
Интересно, что Пунник не сугубо "придомовой" дух. Его наличие отмечают не только в усадебной пуне, но и в луговой, и в лесной пуне, лишь бы только она имела кровлю и стропила: любая сырость в том числе и от дождя сквозь кровлю, действует на Пунника разрушительно. Он медленно увядает, хоть и не доходит до гибели, какая возможна от удара грома при неосторожных движениях Пунника во врем выхода из пуни, когда она зажжена молнией. Как и Евник, он превращается тогда в пыль.



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (12.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 23 | Теги: Переплут Перхта Подвей Пунник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar