Неделя Ослад Отеть Планетники

Неде́ля (св. Неделька, св. Анастасия, ст.‑слав. недѣля)

в народной традиции славян персонификация воскресенья, как дня недели. Соотносится со святой Анастасией (у болгар — и со святой Кириакией). С почитанием Недели связаны запреты на различные виды работ (ср. происхождение славянского неделя от не делать).
В древнерусских источниках

В древнерусских поучениях против язычества («Слово о твари и дни рекомом неделе» и «Слово св. Григория... како первое погани суще языци кланялися идолом»), говорится, что почитать следует не изображение Недели в виде «болвана», не день недели как таковой, а «Христово воскресение».
На формирование народного культа святой Недели оказал влияние также переводной апокриф «Епистолия Иисуса Христа о неделе». Согласно апокрифу, в Риме или в Иерусалиме с неба падает камень, в котором обнаруживается «свиток». В нём от имени Христа предписывается жить праведно и чтить воскресный день (неделю), так как в этот день свершилось много знаменательных событий: Благовещение, Крещение Христа и Его Воскресение, в этот же день совершится Страшный суд. В заключение говорится, что не поверивший «писанию» будет проклят и обречён на муки. При этом, польские и юго-западно-русские списки апокрифа, опирающиеся на западно-европейскую редакцию, содержат упоминание только о почитании Недели, в то время как великорусские списки апокрифа, восходящие к византийскому протографу, наряду с Неделей упоминают в качестве почитаемых дней также среду и пятницу как дни, «которыми земля стоит». Сюжет апокрифа отразился в украинском и белорусском фольклоре, в русских духовных стихах. Помимо апокрифических сочинений, на народное почитание Недели оказал влияние культ святой Анастасией (греч. άναστασία ― «воскресенье»).
Народное представление
Среди святых жён Параскева и Анастасия были на Руси особенно почитаемы. Их парные изображения наиболее часто встречаются в иконописи Новгорода. В культах мучениц много общего. Обе святые ассоциировались в народной традиции с образом Богородицы, евангельскими событиями (Анастасия — с "Рождеством Христовым", Параскева — "Распятием"), обе покровительствуют дням недели: Анастасия — воскресению, Параскева — пятнице. По народным поверьям считались покровительницами женского труда, почитались как целительницы. Иногда они наделялись одними и теми же иконографическими признаками. Обычно Параскева представлялась облаченной в красный мафорий, но изредка в красном изображалась и Анастасия. В почитании Анастасии её роль как целительницы акцентирована сильнее. Поэтому она чаще, чем Параскева, изображается держащей сосуд с лекарством. Ей молились женщины, ждущие появления ребенка.
Белорусы Гродненской губернии говорили, что день отдыха (белор. нядзеля) «был дан людям после того, как однажды человек спрятал святую Неделю от преследовавших её собак; до этого были одни будни». Украинцы Волынской губернии говорили, что «Бог подарил Неделе целый день, но велел ей самой следить, чтобы люди в этот день не работали». По хорватским представлениям, святая Неделя была без рук, поэтому работать в этот день грешно.
Считалось, что святая Неделя приходит к тем, кто не соблюдает запрет работать в воскресенье. Неделя появляется в виде женщины в белой, золотой или серебряной одежде, с израненным телом и жалуется, что её колют веретенами, прядут её волосы, рубят, режут и т. п. В западно-белорусской легенде Неделя является в паре с нарядной и красивой жидовской недзелькой (т. е. субботой — нерабочим днём у евреев) и жалуется, что евреи свою «неделю» почитают, а «вы всё работаете в воскресенье, и мне чистое тело пооборвали».
Неделя просит людей не забывать о почитании праздника или жестоко наказывает нарушителей запретов длительной или смертельной болезнью, забивает до смерти вальком для трепания льна, сдирает кожу с рук и тела ткачих, не окончивших вовремя работу, и развешивает её на ткацком станке (аналогичные сюжеты связаны у украинцев со Параскевой Пятницей), душит, подвергает жизнь человека опасности (например, переворачивает воз), грозит смертью, пугает (женщине, оправдывающейся, что прядёт она в воскресенье потому, что голодна, подбрасывает в хату конские головы и мертвые тела: «Ешь, если голодна»).
Почитание Недели тесно связано с почитанием других персонифицированных дней недели — среды и пятницы, которые в народных верованиях связаны родственными узами. Сербы считают, что Параскева Пятница — мать или сестра святой Недели (см. следующие друг за другом дни святой Параскевы Пятницы — 28 октября и святой Анастасии ― 29 октября).

Ослад (Услад)

славянский бог веселья и всяческого блаженства, пиров, гуляний и наслаждений, верный спутник Лады, богини любви.
Изображался он золоченой статуей в виде прекрасного юноши с радостью на челе, румянцем на щеках, в венке. Одет Ослад был весьма небрежно, ибо всегда был готов к удовлетворению своих чувственных прихотей.
При всяких пиршествах сие божество было призываемо в качестве самого почетного гостя, и первый глоток из всякого кубка жертвовался ему, так же, как и первый поцелуй, сорванный гулякою с уст своей красавицы. Со временем стали почитать его и как бога приятного сна и сновидений.
Небесный Бог-Покровитель различных искусств, трапезы, пиров, застольного веселья и праздников. Услад является Богом-Хранителем ульев и меда, а также покровителем всех Медоваров и Медогонов
Когда уже были созданы земля, леса, моря, горы, звери, рыбы и птицы, а затем и люди, начал великий Сварог распределять обязанности между богами. Все они покорно принимали волеизъявления своего небесного отца, и лишь один кудрявый божок смело выступил вперед и сказал, улыбаясь:— О Сварог, сделай меня властителем праздников и пиров.
Подивился такой смелости творец мира и сказал:
— Твое желание, возможно, и будет исполнено. Но не раньше, чем ты пройдешь испытание и задашь нам знатную пирушку на земле.
И вот однажды, в разгар лета, все боги под видом странников пришли в Полесье в Купальскую ночь на праздник Купалы — в честь громовержца Перуна и богини Лады. Вместе со всем принаряженным народом они собирали чародейные травы, участвовали в обряде проводов русалок, кружились в хороводах, пели песни, прославляя Сварога и весь сонм богов. Вечером возжигали на берегах и холмах Купальские огни, прыгали через костры и ликовали, когда воспевалась ясноокая богиня Лада и приносился в жертву белый петух.
В полночь подуставшие боги и богини сели вместе с людьми за пиршественные столы. От обилия яств и питий у каждого голова закружилась! После каждой перемены блюд, запивая угощения медвяными напитками, Сварог и его свита громко приговаривали, восхищенно глядя на кудрявого божка:— О-о, сладко! У-у, сладко!
В конце пированья, уже на рассвете, всем: и кто еще держался на ногах, и кто дремал под столом, и кто удалился под сень кущ, сжав в объятиях хмельную красотку, — стало ясно, что кудрявый божок выдержал испытание. С той поры его так и звали: Ослад, или Услад.
Ослад (Услад) — ошибочно приписываемый славянскому пантеону бог веселья и всяческого блаженства. Ослад «появился» в XVI веке из-за ошибки в переводе Повести временных лет на латинский язык.
Фразу из «Повести временных лет»: И нача къняжити Володимеръ въ Кыевѣ единъ, и постави кумиры на хълмѣ вънѣ двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а усъ златъ, и Хърса Дажьбога и Стрибога и Сѣмарьгла и Мокошь.
Упоминание об этом божестве имело хождение в научной литературе вплоть до середины XIX века и не было отброшено даже Й. Добровским.

Отеть

домовой дух, крайняя степень лени. (трудиться – потеть, лениться – отеть)
Трудился Юноша в поле. пришел к нему Потеть, и давай поливать и лицо и шею, и руки... Устал Юноша вытирать Пот, пошел под куст, прилег. И тут к нему под бок придвинулся Отеть: -Что, дружок, утомил тебя Потеть? полежи со мною рядом, никакой Пот не зальет ни лицо твое, ни глазам твоим мешать не будет.

Понравилось такое предложение юноше, лежит целый день под кустом, Отеть ему сказки ласковые нашептывает, обволакивает лаской и тишиной, убаюкивает...
Так и лежат под кустом до сих пор.

«Лежали Лень и Отеть под яблоней. Лень и говорит:
— Вот если бы яблоко упало мне в рот, я бы его съела.
Упало им по яблоку в рот. Лень стала жевать, а Отеть говорит:
— Ну как тебе, Лень, зубами-то двигать не лень?
Загорелась яблоня от молнии, Лень и говорит:
— Давай немного от огня отодвинемся, чтобы не сгореть.
Пошевелилась Лень и отодвинулась от огня, а Отеть ей говорит:
— Ну как тебе, Лень, шевелиться не лень?
Так Отеть от огня да голода и сгинула, а люди остались с ленью жить. С нею и работают, и учатся».

Планетники

в польской мифологии злые духи или колдуны, посылающие бури.
В сербской и польской мифологии - им являлся властелин ветра, дождя, туч и погоды. Имел демонологическое происхождение. Им называли неожиданно умершего человека необычной смертью: ребенок, висельник, отравленный, утопленник, двоедушник, который во время бури или гроз переносился на небо. Планетник живет в градовых тучах, тянет или тормозит их по небу, наполняет туманами тучи, превращая их в воду с помощью радуги, перемалывает лед железным цепом, наказывает деревню градом за грехи - рождение и умерщвление внебрачного ребенка, за сожительство отца с дочерью. Мог упасть с тучи вместе с дождем или сойти на землю, дабы поправить оборванную веревку.
Это существо имеет антропоморфный облик, то есть наделенное человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Существо, способное думать, совершать какие либо поступки, чувствовать.
Планетник приходил в ближайшее село, чтобы попросить, молока от черной коровы, и яиц от черной курицы, а сам затем возвращался с туманом к себе на тучу. С другой стороны имел человеческий облик и когда ему на пути встречались люди - был приветлив и предупреждал всех о надвигающейся непогоде. Спускался на землю только за границей села.
Едой ему служила мука, которую люди кидали в печь, ища защиты от града. У южных славян его знали, как «хмурника», у сербов - это был «здухач». Так же носил название «облакопрогонник» или «облакогонитель». Часто его встречали в образе орла, дракона или змея.
На юге Польши им называли тех, кто мог предсказать погоду или отгонять тучи с помощью острых железных предметов, специальной палки, которой разнимали лягушку и ужа, или заговорами-молитвами.
Хмарники, хмурники, погибалцы – демоны туч (тучи – укр. «хмары») у южных и западных славян. Живут в дождевых тучах, направляют их полет. Считалось, что планетниками становятся люди, которые умерли неожиданной наглой смертью (заложные мертвецы). Могут показываться в подобии орла, летучего змея, дракона. Согласно поверьям, планетники могли сходить на землю, становясь в поле на межу, идти к селу и просить у встречных молоко от черной коровы или яйца от черной курицы; потом с туманом возвращались в тучи.
Планетники сбивают туман в тучи, пасут те тучи, гонят, тянут их по небу. С помощью радуги подают в тучи воду, толкут лед, чтобы сделать град. Планетники посылают на землю дождь; иногда задерживают или насылают град, наказывая людей за грехи (убийство, прелюбодеяние, злодейство).
К людям планетники не враждебны, предупреждают о граде или непогоде. Защищаясь от града, люди бросали на ветер или в огонь горсть муки, жертвуя планетникам. Мука – пища этих демонов.
Планетники — у южных и западных славян мифические существа, пребывающие в дождевых и градовых тучах, управляющие движением туч, осадками, ветром, погодой
Boginiarz — вариант польского названия Планетника, погодного духа туч, ветра и осадков
Chmurnik — вариант польского названия Планетника, погодного духа туч, ветра и осадков (от польского "chmura" — туча)
Obłocznik — вариант польского названия Планетника, погодного духа туч, ветра и осадков
Płaneciarz — вариант польского названия Планетника, погодного духа туч, ветра и осадков (от старопольского "płaneta" — туча)
Płanetnik — оригинальное польское написание названия Планетника, погодного духа туч, ветра и осадков (от старопольского "płaneta" — туча)
Płanietnik — вариант польского написания названия Планетника, погодного духа туч, ветра и осадков (от старопольского "płaneta" — туча)
Płenetnik — вариант польского написания названия Планетника, погодного духа туч, ветра и осадков (от старопольского "płaneta" — туча)
Погибалцы — в южнославянской (особенно, сербской) традиции «нечистые», «заложные» покойники (умершие неестественной смертью), имеющие власть над тучами
Тучевик — вариант перевода польского названия Планетника-Хмарника, погодного духа туч, ветра и осадков
Хмарник — вариант польского названия Планетника, погодного духа туч, ветра и осадков (от польского "chmura" — туча)
Хмурник — вариант польского названия Планетника, погодного духа туч, ветра и осадков (от польского "chmura" — туча)



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (12.03.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 38 | Теги: неделя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar