Колодечник

Колодечник

в русском фольклоре разновидность домового , "хозяин" колодца. У каждого колодечника - свой собственный колодец, который он оберегает.

Колодец —  как пограничное пространство
Согласно поверьям, славянский рай — вирий, вырий, ирий — где живут умершие предки, может быть достижим разными путями. Птицы туда могут улететь, а могут спрятаться "в криницах, реках и озерах", т.е. в воде. Гадюки и змеи лезут в вырей по деревьям. По тем же поверьям, осенью ласточки прячутся в колодце, а весной возвращаются по воздуху (А.А. Афанасьев, 1983). В свою очередь, слово "вир", "вирий" имеет любопытные параллели. Это соответствующие старинные редкие имена вир, вирий и многочисленные народные обозначения словом "вир", водоворота, омута в глубоких местах рек и озер и тому подобные значения, связанные с водой. В диалектах это родник, озерцо, колодец, исток реки, источник, ручей, окно в болоте, топь, болото и т.д., а также в значении "вихор на голове". Существует целая серия пословиц со словом вир с теми же значениями. Поговорки и сказки связывают реки, озера, болота, омуты также с обитанием чертей, имеющих много золота, серебра.

Посещение колодца и набирание воды было окружено многочисленными запретами, которые соотносились с суточным и календарным временем и касались конкретных лиц. Считалось, например, что нельзя пить воду из колодца в Юрьев день, когда земля "открывается" и выпускает яд (чеш.). Запрещалось ходить по воду женщинам, имеющим месячные, беременным женщинам и роженицам (вост.-слав., зап.-слав.).
Наиболее характерными путями проникновения мифологических существ из загробного мира на землю и обратно являются растения, водные пространства, в частности колодец, водоворот и омут, а в доме — окно, порог, дымоход. Небольшие глубокие ямы на лугу и болоте белорусы зовут чертовыми окнами — это вход в ад. Он может мыслиться у славян как яма, колодец и быть входом вообще на "тот свет".

Упоминания о "молениях бесом у кладезя", о поклонении колодцам и о жертвоприношениях возле колодцев являются общим местом в обличениях язычества начиная с XI в.
В обрядах вызывания дождя у колодца совершались молебствия, взаимное обливание; из колодца вычерпывали воду, раскапывали и расчищали заброшенные колодцы и источники. В Полесье для обеспечения дождей принято было обходить колодец с иконой и хлебом-солью; колотить палками воду в колодце, разбрызгивая ее по земле; оплакивать возле колодца последнего в селе утопленника; бросать в колодец самосейный мак, семена льна, соль, хлеб, украденные горшки или черепки битых горшков и т.п.

Колодец в поверьях предстает как "чистое" место, находящееся под покровительством Богородицы, св. Пятницы, и в то же время как опасный локус, связанный с нечистой силой, духами болезней, душами умерших. По ю.-слав. поверьям, до восхода солнца на Благовещение в источниках и колодцах купаются вилы и самодивы, около колодца обитают духи болезней. У восточных славян живущими в Колодцах духами назывались колодезник, водяной, русалка, жаба и др.

Колодец использовали как канал связи с "тем светом". Болгары на заре склонялись над колодцем, ожидая, что при восходе солнца на водной глади появятся силуэты умерших родственников. У русских запрет отливать из ведра воду при набирании ее из Колодца мотивировался тем, что "оттуда на нас родители смотрят" (калуж.).

Колодец служил местом символического "кормления" духов предков и нечистой силы с целью обеспечения удачи и здоровья, для увеличения богатства хозяйства, для сохранения чистоты колодезной воды. Повсеместно у славян в колодец бросали часть рождественской, новогодней, крещенской, пасхальной трапезы. Западные славяне таким образом "кормили" души предков, в чешских селах — угощали водяного.
На Троицу колодец украшали обрядовой зеленью. У сербов вечнозелеными растениями украшали колодец на Рождество — ради урожая. Поляки в день св. Агаты и накануне Крещения бросали в колодец освященную соль и лили "святую" воду — для защиты от нечисти. Повсеместно вода в колодце и в источниках считалась чудодейственной накануне Рождества, Крещения, Пасхи и других больших праздников: ею умывались, кропили постройки, замешивали на ней обрядовый хлеб.

Колодцы всегда вызывали священный трепет. Наши предки прекрасно понимали, что качественная колодезная вода очень важна, считали ее целительной, а колодцы относили к концентраторам мистической энергии. Не зря путешественники, проходя мимо колодца, старались набрать как можно больше воды в емкости, а уходя оставляли около него какую-нибудь вещицу. Это делалось для того, чтобы колодец помог без приключений и неприятностей добраться до следующего источник воды. Старейшины могли разговаривать с колодезной водой, спрашивали у неё совета.

Колодец обязательно должен был быть накрыт крышкой. Это делалось для того, чтобы туда не попадал мусор, вторая причина — чтобы люди не падали внутри, и третье, главное — чтобы не увидеть в колодце домового.
Источники воды старались сделать красивыми, использовали ажурную плоскорельефную резьбу, различные орнаменты и даже иконы со святыми и крестами. Колодец всегда считались особенным местом, потому и требовал к себе особенного отношения. На Троицу его украшали березовыми веточками, к которым были привязаны разноцветные праздничные ленточки.

Копать колодец следовало в июне, на день Федора Стратилата.
Если нужно было копать колодец, это следовало делать на день так называемого «колодезника», великомученика Феодора Стратилата, то есть на 21 июня. Нужно было найти правильное место для источника воды. Для этого использовались прутики лозы — как только прутик наклонился, значит под землёй есть водица. И еще один способ: на 21 июня нужно было разложить по всей округе сковородки, а утром посмотреть, сколько на каждый из них появилось росы. Там, где ее было больше всего, там и копать. Место, в которое ударила молния, считалось также подходящим для постройки колодца.
Если сегодня колодцы строят в основном на собственных участках, то есть они частные, то в древности источник воды служил центром поселения. Вокруг него возводились дома и хозяйственные постройки.

Наши предки-язычники трепетно подходили к вопросу общения с духами, поэтому «дублировали» колодец еще и в лесу.

Источники обязательно накрывали крышкой. Во-первых, чтобы мусор всякий не летел, во-вторых, чтоб какой непутевый человек не провалился, но главное – чтобы домового не увидеть.

А еще обязательно украшали: ажурной плоскорельефной резьбой с языческими орнаментами или иконами с христианскими святыми и крестом.

В Троицу не забывали о березовых веточках с разноцветными лентами. Колодец-то – место особенное, и отношения требует к себе внимательного и бережного.

Колодец не был лишён хтонических черт, и не только в силу непосредственных аналогий с дорогой в нижний мир, однако, представления о демонах и нечистой силе, связанных с колодцем, по сравнению с природными водоёмами практически отсутствуют. Как было указано выше – колодец рукотворен. Это обстоятельство избавляет его от изрядной доли «зловредного» влияния.

Обряды почитания колодцев сравнимы с обрядами почитания священных источников: в определённые дни колодцы украшали, обсыпали зерном и маком, освящали, приносили в качестве подношения ритуальную пищу…



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (11.02.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 39 | Теги: ирий, птицы не могут, тот свет, молебствия у колодца, духи места, вход в ад, по воду, колодечник, посещение колодца, обрядах вызывания дождя, вероисповедание, язычество, русский фольклор, вирий, Славянский рай, колодец, предки, пограничное пространство, вырий, чертовы окна, мифологические существа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar