Азовка

Азовка (персонаж), Прозвище Малахитница, девка Азовка-Вершина горы Азов

Создатель, П.П.Бажов, на основе местного фольклора.
  Азовка-девка (Малахитница— персонаж уральского фольклора, дух места и страж кладов горы Азов. Известна по описанию её П. П. Бажовым в 1936 году. Гора расположена в 8 км от горнодобывающего посёлка Полевской, где находится Гумёшевский медный рудник, с духом которого — Хозяйкой медной горы, тоже описанной Бажовым, — Азовка иногда ассоциировалась.
Легенды о ней связаны с золотым прииском, бывшими одно время в низовьях горы.

Хотя окрестности горы Азов богаты минералами, сама она не является местом горной выработки, а с древности была культовым местом вогулов (манси), также известных как «стары люди» или чудь белоглазая. Даже после прихода сюда русских поселенцев и строительства Полевского завода в 1700-х годах вогулы не забывали свои святыни на горе, возможно продолжая совершать языческие обряды. Православные христиане относились с опаской к языческой скале и «странным людям».

Интересно, что после публикации сказов П. П. Бажова, впечатлённые ими местные школьники в 1940-м году обнаружили на горе археологический клад, и передали его, через приехавшего Бажова, Областному краеведческому музею. Клад датируется IV—III веками до н. э., и состоит из около 40 изделий: медных идолов, изготовленных в виде летящих хищных птиц с двумя парами крыльев, круглых бляшек, свернувшегося кольцом изображения волка. Предполагается, что в те времена такие птицы были атрибутом священного ритуала выплавки металлов, и по поверью древних металлургов, ассоциировались с огнём солнца и горна. Также в гроте горы были обнаружены 10 идолов.

К отношению к горе как к странному языческому месту, впоследствии прибавилась легенда о злом призраке девки, стерегущей клад, и о живущих в пещерах горы разбойниках. Поговаривали, что эта девка — заколдованная татарская царевна, или наоборот, пленённая там татарами, и проклятая навек охранять клады, или слуга тёмной силы, или представительница «старых людей», которые спрятали в Азове — золото, а в Гумёшевском медном руднике («медной горе») — медь.

В сказе П. П. Бажова «Дорогое имячко» описывается, что «стары люди» не знали ценности золота, к тому времени когда Урал стали осваивать русские колонисты. Один из них, будучи серьёзно избит за утаивание места, где нашёл золото, пожелал предупредить «старых людей» и, раненный, еле добрался до горы. Там его выходила девушка по имени Азовка, и он, подучив местный язык, рассказал старым людям о ценности золота и обучил их пользоваться огнестрельным оружием. Он сказал им спрятать валяющиеся по всей округе золотые самородки и хризолиты в пещеру горы, чтобы не привлекать внимание кладоискателей. А также использовать горы Азов и Думная как сигнальные вышки, подавая сигналы огнём при обнаружении идущих кладоискателей, которых после этого дозорные убивали. Однако впоследствии слухи о золотом месторождении всё равно дошли до царя, и в район пришли войска с пушками. Парень к этому времени так и не смог ходить без помощи Азовки, и не оправившись от ран, умирал в пещере с сокровищами. Он заповедовал ей, что после его смерти к ней придёт другой жених, и сможет войти назвав её тайное имя. И как умер, «в ту же минуту Азов-гора замкнулась».

Легенды о ней связывалось с тем, что внизу горы одно время разрабатывался богатейший золотой прииск.                                                                                        Была и другая версия сказов, где фигурировали больше «старая дорога» и горы Азов и Думная, под которой действовал Полевской медеплавильный завод. Эта версия сказов относится больше к кладоискательским: в ней говорилось о кладах, а не о «земельном богатстве». На этих горах жили разбойники, грабившие обозы купцов на Ревдинской и Уфалейской дорогах, где перевозили золото и драгоценные камни с приисков и рудников. Захваченное складывали в пещеру Азов-горы, а сигналы о проходе обозов подавали с гор как с сигнальных вышек. Будто бы среди разбойников видел женщину, жену атамана, которая возглавила банду после его убийства, но разбойники замуровали её в пещеру вместе с её богатством.                                                                                                                      Азовка очень ревностно сторожит клады. Открывает к ним доступ при указании пароля, который может быть её тайным именем, неким знаком, словами песни…, и тогда встречает гостя «крепким, стоялым пивом» и даёт брать из богатства всё, «что полюбится». При этом её описывали то как добровольную хранительницу клада, то как прикованную цепями в Азов-горе, и отпугивающую людей стонами и криками. В некоторых быличках она изображается страшилищем огромного роста и непомерной силы.



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Духи места | Добавил: сойка-soika (11.02.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 47 | Теги: Малахитница, старая дорога, языческая скала, легенды, что полюбится, солнце, ГОРН, Павел Петрович Бажов, Хозяйка медной горы, стоны, встречает гостя, язычество, сказы, по имени Азовка, вероисповедание, Азов-гора, пещеры горы, Крики, азовка, странные люди, доступ, сторожит клады, огонь, духи места | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar