Чин свадебный

ЧИН СВАДЕБНЫЙ
Это оригинальный памятник древнерусской литературы, который составлен был и записан как «руководство» к проведению свадебного торжества — ритуального действа, во многом связанного с языческим бытом и запечатленного в образной словесной форме. Кроме множества остатков язычества, в поэтике «Чина» отражен также символический и образный мир средневекового общества. Текст памятника складывался постепенно и так же постепенно откладывались в нем следы разных периодов развития русской культуры.
Некоторые варианты чрезвычайно кратки и совершенно безлики в отношении к социальной среде или времени, когда происходили предполагаемые ритуалом события. Другие редакции наполнялись яркими подробностями и характеристиками, и тем самым «Чин» становился художественным произведением, по типу близким к народной сказке, да и по характеру совершенно народным — с анонимностью автора, с принципиальной возможностью дальнейшего восполнения текста, с характерным для средневековых народных произведений языком. В нем много следов и языковой древности, в том числе и в обозначении предметного мира, и в описании действий «героев» повествования.
«Чин» — это текст-ритуал, а не текст-размышление, здесь важно движение, действие, событие как своего рода обобщение символического акта породнения и магического воздействия на плодородие и богатство дома. Языческие обычаи в описании свадьбы явно преобладают над христианскими; даже священник в застолье оттеснен на задний план, туда, на край стола, «за миски» — явно указание на вторичность его присутствия в чисто языческом пире.
В тексте находим множество следов его древности. Здесь сохранились древние меры счета, органически вводящие нас в мир старинной сказки: три девять, сорок сороков; последовательно проведено выделение всех четырех сторон света и попарность в противопоставлениях действующих лиц, золотые и красные одежды всех участников празднества как символ плодородия и богатства, но черно-белый фон самих молодых, как бы посвящаемых в многотрудную монастырскую жизнь; четкие противопоставления поезжан — посаженым, дружек — свахам, свах — священникам, уже неясный по основной функции своих действий тысяцкий и т. д. — древние, переходящие в простую игру состязания между «своими» и «чужими» родичами.
Одновременно «Чин» дает подробный перечень вещей, предметов, одежд, участвующих в ритуальном действии, составляющих его декоративный фон. Они представлены картинно и выпукло в своей имеющей некий смысл последовательности и иерархии и всегда очень точно обозначены словесно, потому что именование, называние — такой же ритуальный акт, как и само венчание: оно проявляет сущность вещи и лица, их назначение в общем ходе событий, их тайный смысл, открывает для всех и тем самым делает жизненно важным, необходимым не только в быту, но и в бытии.
Вместе с тем «Чин» — памятник литературы, по этой причине он избегает не свойственных письменной литературе своего времени описаний некоторых, не вполне «литературных» элементов русской свадьбы. По свидетельству очевидцев, для которых русская свадьба была непривычным зрелищем, прежде всего для иностранцев, весь обряд брачного торжества (брак как пир) был переполнен такими подробностями, которые им казались безнравственными, а то и попросту бесстыдными. Об этом пишет в XVI в. Олеарий. Можно предполагать, что и другие подробности обряда опущены в литературном тексте, например, тщательное перечисление свадебных блюд, которые не ограничивались только ритуальными сыром, пирогами, рушеным лебедем с фруктами да жареным петухом для утомленного жениха. Не приводятся здесь и тексты песен, сопровождавших свадьбу, их мы знаем по другим источникам. Однако и в этом кратком виде Чин — своего рода либретто свадебного ритуала, — оказывается интересным памятником средневекового русского быта и литературы.
По содержанию «Чин» близок к «Домострою», но в текст «Домостроя» «Чин» не включался, хотя списки «Чина» обычно сопровождают списки «Домостроя»: тематическая и идеологическая близость двух памятников осознавалась средневековым читателем.
Чин свадебный Оригинал



Источник: https://www soika.pro /dok/domostroi/ rus samobjitnaj
Категория: Домострой | Добавил: сойка-soika (26.03.2021) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 89 | Теги: Чин свадебный-весь текст, памятник древнерусской литературы, копировать, Чин свадебный-Русь самобытная, Чин свадебный, памятник древнерусской литературы-ч, памятник древнерусской литературы-с | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar