Девическое целомудрие

Потупляет стыдливая девица очи свои, яко Ревекка, егда узре еще из далеча Иакова грядуща, яко книги первыя Моисея глава 24 пишет, что оная закры тогда лице свое: и каждая стыдливая девица закрывает окна сердца своего. Ибо сердце всегда прелестно очам последует. Того ради блюди, да бы девической стыд пристойную красоту, очи в землю потупляя являл. Также и ты, когда на тебя человек взирает покрасневся, очи свои не возвышай, но зрак свой в землю низпущай.
Украснение девиц, и младых невест так же, и замужних, есть достохвалная фарба, или цвет, и о сем Диоген пишет, что украснение, есть признак к благочестию.
Иназианзин увещает, что един токмо цвет в девицах приятен, то есть краснение, которое от стыдливости происходит, в других странах, когда невеста в день замужства своего имеет итти в церковь предъуготовляют, и при ней девицам обретающымся с сахаром и корицею вареное вино, доброй винной суп, подчивают их, да бы кушали. Увещавая: что от того могут быть изрядно красны, когда пойдут в церковь, но ежели невеста от себя сама не может быть со стыду красна, то винной суп не долго может краску в лице содержать, а кроме того говорится принужденная любовь, и притворная краска не долго постоят.
Разсуждается в человеке от стыда в лице бываемая краска за доброй признак, того ради, и Терентий повествует: кто от стыда покраснеет, тот нужды не имеет. Иныяж безумныя побледнеют, которое однако не всегда зло бывает, но краснота есть приятнее и похвалнее.
Стыдливая (зазорная) девица, не токмо в лице краснеет, но и стыдливыя имеет уши. Устрашится, когда что безстудное слово услышит, яко легкомысленный, неискусныя издевки, и скверныя песни, сущая девица потупит лице свое, яко бы она того не разумеет, или востав отходит далее. А которая смеется, и к тому спомогает, такая не лучше иных. Григорий назианзин советуя нам, вопиет: от скверных слов, и соблазных песнеи заключи уши твоя воском, употребляй оныя всегда к честным, и похвалным делам, и вещам. Кто стыдлив, оный отнюд не говорит сквернаго слова, честный стыд возбраняет безчестныя слова, которые не токмо благочинны девицам, но и благочинным мужчинам досадуют, когда кто сквернословит пред женскими персонами, и младыми людми.
Слепаго Aпиa дочь ради легкомысленнаго слова принуждена заплатить денежной штраф. Чистая девица должна не токмо чистое тело иметь, и честь свою хранить, но должна и чистое, и целомудренное лице, очи, уши, устне, и сердце иметь. Некоторыя девицы, правда: для чести, смирны, однако блудными поступками, легкомысленными словами, и знаками подозрителными, сами себя творят.
При знакомых людех можно себя оправдать, и от подозрения свободитися, но не у знакомых может человек вскоре в подозрение приити. На человека не знакомаго, может всякое подозрение пасть. Младая жена которая с молодым мужчиною издеваетца, и с оным неискусно шутит, тайно в уши шепчет, кто такую может от подозрения оправдать.
Антистиус древний дочь свою изгнал того ради, токмо что оной присмотрел, как она с подозрителным человеком, а имянно токмо с служанкою говорила.
Сулпитин галлин, такожде дочь свою от себя изгнал, ни зачто иное, кроме, что она не покровенною главою чрез улицы бегала. Девическая походка свидетелствует о их состоянии и нраве: поступающая павлиною походкою, да бы себя оказать людем, является, и чрез едину улицу прешедши.
Не порядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам, и улицам розиня пазухи, садился к другим молодцам, и мущинам, толкает локтями, а смирно не cидит. Но поет блудныя песни, веселитца, и напивается пьяна. Скачет по столам, и скамьям, дает себя по всем углам таскать, и волочить, яко стерва, ибо где нет стыда, там и смирение не является. О сем вопрошая говорит избранная Люкрециа пo правде: ежели которая девица потеряет стыд, и честь, то что у ней остатца может;
Демадий премудрый глаголет: стыд у девицы есть, преславная красота, и похвала, еще же и Павел глаголет: уповая, что оной весма потерян, кто стыд свой потерял.
Бахилидий зело древней поет, или стихотворец в притчах, и прикладах своих пишет: когда идол изрядную голову имев, а оную голову потеряет, или сронит, то, по том оставшейся болван весма красоты своея и пригожства лишится. Тако и все другия добродетели, ежели не украшены благочинством и стыдом, не имеют похвалы.
Лютер написал: человеку не может быть ничто приятнее и угоднее как благочинная девица. Греческий стихотворец Теогений согласуяся в сем, рече: Нет приятнее девицы благочинного нрава. С богобоязливою, и благочинною девицею приходит щастие, и благословение во дом. И такое целомудренное чистое и верное сердце, может молитвою своею у Бога многую получить милость, понеже Бог есть целомудренное существо, и хощет от целомудренных сердец призываем быть. О чем Стигелий тако пишет: чистое сердце, и целомудренная мысль, Богу зело приятны бывают. Прямая прехвальная добродетель раждается от чистого, и непорочнаго сердца.
Когда сердце чисто молится, тогда и тело будет нескверно, хотя змии сатанински, сетию xpиcтиaн запинает. Когда девица в церковь, на торг, в гости, или на свадбу идет, надлежит и в походке остерегатися. Ибо по тому об них разсуждается. Иназианзин пишет. Ноги ступающия гордо, не любят благочинства. Ибо может в такой походке, и резвость быть.
По платью такожде примечается, что в ком есть благочинства, или неискусства: легкомысленная бо одежда, которая бывает зело тщеславна, и выше меры состояния своего, показует легкомысленной нрав. Ибо, для чего имеет девица, (которая токмо ради чести одежду носит для излишняго одеяния) в убыток и в долги впасть: сего честная девица никогда не делает.
По поступкам, словам, и нраву познавается девической стыд, и благочинство, когда она за столом прилучится сидеть возле грубова невежы, которой ногами несмирно сидит, и она должна встать от стола.
Благочинная девица досадует, когда оную кто искушать похочет. Ибо оная почитает, что такой искус подобным ему невежам приличен, а не ей, по том впредь оной искушать ее покинет.
Девическое смирение



 

Источник: https://www soika.pro /dok/domostroi/ rus samobjitnaj
Категория: Домострой | Добавил: сойка-soika (26.03.2021) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 89 | Теги: читать, Девическое целомудрие-Русь самобытн, Девическое целомудрие-весь текст, скачать, копировать, Девическое целомудрие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar