Девической чести и добродетелей венец.

Состоящей в последующих двадесяти добродетелях. А имянно.
Охота, и любовь к слову, и службе Божеи, истинное познание Бога, страх Божий, смирение, призывание Бога, благодарениe, исповедание веры, почитание родителем, трудолюбие , благочиние, приветливость, милоссрдие, чистота телесная , стыдливость и воздержание, целомудрие, бережливость, щедрота, правосердие, и молчаливость, и протчая.
1. Первая добродетель, которая благонравной и благочестной девце прилична и пригожа есть охота и любовь к слову Божию, и правой вере, охотно ходить в церквы, и в школы, учитца читать, писать, и молитца прилежно, слушать словеса Божия, оное размышлять, и примечать охотно, к исповеди и святому причастию ходить, катихисис просто и со истолкованием с некоторыми псалмами, и притчи святаго писания наизусть уметь, и протчая.
2. Вторая добродетель девицы есть: истинное познание Бога, и слова Его, правое разумение в творении Божии, и в артикулах, или членах нашея православныя веры.
3. Третия добродетель девическая есть, девической страх к Богу, когда человек размышляя гнев Божий за грехи своя, от сердца убоится, и гнева Божия, и страшнаго Его суда устрашится, греха убегнет, Богу и родителем с должным почтением и послушностию покорится, а наипаче по воли Божией, и по слову Его, все свое намерение управлять будет.
4. Четвертая девическая добродетель есть смирение, когда всяк в истинном страсе Божии свою собственную слабость признает, и всем сердцем себя Богу подвержет, как в принадлежащих делах призвания своего, которыя с помощию Божиею зачинает так и наказании, и в приятном кресте, которой с терпением и покорением носит, при том 6лижнему своему надлежащую и должную честь являет.
5. Зде последует пятая девическая добродетель, то есть: молитва и призывание Бога, когда человек от всещедраго Бога, которой в слово Евангелиа своего и в Сыне Своем открылся, всяких вечных и времянных даров просит, и уповает, что услышан будет по обещанию ходатая Господа Ииcyca Xpиcтa.
6. Шестая добродетель есть благодарение во первых к Богу. Когда кто сердцем и устнами исповедует, что всякое благо не от себя, но от Бога получаемо бывает. По том и ко благодетелным людем, когда кто признает и исповедует, что от другова получил благое. И не токмо оному на словах являть себя благодарна, но и делом оное воздать, и наградить должно по возможности.
7. В седмых следует исповедание веры, в котором xpистианин твердую и постоянную волю, и хотение имеет пред Богом, и человеки, чистоe учение Евангелиа исповедать, и при том исповедании и вере оставатися, не смотря ни на каком страхе, эависть, напасть и муку изгнания.


8. Осмая девственная добродетель касается четвертой заповеди, то есть: должное почтение родителем, и оным, которыя вместо их бывают. Сия добродетель весма преизящна, и украшает девиц безмерно лепо. Ибо Соломон сам в притчах, в главе первой, о сей тако глаголет: оное есть предивнoe украшение главе, и яко гривна златая о выи их. Того ради бывают такия дщери родителем своим, и другим, честным людем благоприятны, угодны Богу, и получат милость не токмо родителей своих, но и от неприятелей, яко история свидетельствует о некоеи милосердой дщери, которая матерь свою плененную, юже непрятель хотя гладом в темнице умертвити, тайно посещая, в темнеце сосцами своими гладЪ ея утоляла, и чрез долгое время тако живот ея спасала, что уведав римляне, с великою угодностию матерь ея свободили, и сломав оную темницу, на месте том церковь состроили, которую церковь страха Божия имяновали. И тако сия добродетель есть истинной признак сущаго девическаго смирения, и страха Божия. Так же потребует честь, да бы родителей своих, или оных, которыя вместо их бывают, по повелению Божию за отца и матерь свою почитать. Оных бо само Бог устроил, и уставил, да чрез них и мы действовать будем. Того ради должно им от сердца всякого добра желать, и оных велми почитать, яко вышний дар от Бога на земли честно содержать, честно о них мыслить и гoвopить, оных за мудрых и благочестивых людей почитать, и со особливым почтением и смирением к ним говорить, яко Сирах во главе седмой упоминает: чти отца твоего всем сердцем, и не забуди коль горко бысть матери о тебе. Товия в главе четвертой: Чти матерь твою во вся дни живота твоего, воспомяни колики напасти имела носяи тя во утробе своей.
9. Ныне приступим к девятой добродетели, которая младым девицам пристойна, а оная есть трудолюбие, да бы человек из младости привыкал к работе, и мыслил, для чего оная ему от Бога наложена и определена. И когда кто оное отправляет, что званию и чину его принадлежит, то оной и благословение наследит. При том должно все попечение мысли, и прилежание, к тому устремить, да бы то что в призванном чине делать ему повелено, со всяким прилежанием, верностию, охотою, скopocтию и постоянством исправить мог, Богу в честь и во всенародную пользу.
10. Десятая девическая добродетель называется благочиние, и постоянство, когда человек все свое злoe желание, похоти, и прелести, тако обуздав воздержит, что в речах, в поступках, и в делах всегда всякой усмотрить может, что сердце оного богобоязливо, любяи благочиние и постоянство, а против того ненавидяи всяких злострастий, и легкомыслия бегая. И таким образом обрящет милость от Бога, и от человек получит себе благодать. В протчем имеют младыя девы, и младыя жены, всегда в благочинии обучатца, и где ни будучи, везде, хотя на постеле в доме, на торжище, на улице, в церкве, или в беседе, или в бане, колико можно подражать постоянству, яко о сем Апостол Павел напоминает к римляном во 12 главе: подражайте постоянству пред кииждом: а против того должни всяких побуждении к злочинству, и всякой злой прелести бегать: яко злых бесед, нечистаго обычая и поступков, скверных слов, легкомысленных и прелестных одежд, блудных писм, блудных песнеи, скверных басней, сказок, песнеи, истории, загадок, глупых пословиц, и ругателных эабав и издевок. Ибо сие есть мерзость пред Богом.
11. Зде пpиcтупим по чину к добродетели приветливости, ей же и другия подобныя добродетели касаются. А имянно: кротость, терпение, приятство, и исхождение,услужливость с благочестными, доброе иметь содружество, никого нарочно, или с умыслу не изобижать. Ко всякому быть услужливу, ближняго сожалеть, терпеть, ласкову и единодушну быть, а не себя представлять весма, и паче других непорочна в повседневной беседе приятливо и тихо обходится. С чуждым говорить учтиво, отвещать ласково, других охотно слушать, и всякое доброжелателство показывать в поступках, словах, и делах, которыя добродетели выше всех мер украшают девицу.
12. По сей добродетели следует милосердие, что человек милосердует о нищем, и со благонравием сожаление и терпение имеет, да бы и ему взаимно помощи рука следовать могла.
13. Третия надесять добродетелЬ пристойная девицам есть стыдливость: когда человек злой славы, и безчестия боится, и явнаго греха бегает, и опасаяся гнева Божия, и злой совести, так же и честных людей, которыя иногда о иных как кто живет: худо или добро разсуждать могут. Вся своя желания и похоти усмиряет, да бы в словах и в делах так себя явить, что оной с натурою правым умом, и с обычаем других людей согласен, что и всякой похвалит.
14. Четвертая надесять девсптвенная добродетель есть чистота телесная, в которой девица умываясь, в честной одежде, и пpистойном убранстве чисто себя содержать имеет. Таким образом; чтоб с одной стороны гордости, а с другой скверной не было поступки, ежели токмо кто право о том разсуждать будет.
15. Зде же ныне последует воздержание и трезвость, когда человек в естве, и питии желание свое, и хотение тако умеренно укращает, что с одной стороны не может в молитве своей и в повседневном труде помешан быть от отягчения телесного, а с другой стороны здравия своего, и спокойства по вседневным истощанием и голодом помешать и разрушить.
16. Шестая надесять добродетель есть девственное целомудрие, когда человек без всякого пороку, или с другими смешения и без прелести плотския наружно, и внутренно душею, и телом, чисто себя вне супружества содержит, и сия добродетель зело удобно равняется и уподоблена, о котором всем и каждому известно.
17. Седмая надесять добродетель есть бережливость и довольство, когда человек в настоящем времяни тем, что ему Бог определил довольствуется. Помогает убогим, и ближняго носит тяготу, и свое имение которое он от Бога честно получил осторожно и бережно хранит, и из оного столко расточает, как потребность позовет.
18. Осмая надесяшь добродетель девическая, есть благотворение, благодеяние и щедрота, когда человек из собственнаго своего нищым уделяет, и оным служит из природной (или натуралной) должности, когда где потребно явится, так, чтоб в том не было скупости или проторжливости имению.
19. Девятая надесять добродетель девическая имеет быть правосердие, верность, и правда, когда человек мнение сердца своего истинно, праведно, ясно, и чисто открывает, и объявляет, и слова и дела других людей со благоволяет: а что сумнително говорено, или сделано бывает к лутчему толкует, и изъясняет. А без крайней, и важной притчины о мысли, и намерении другаго, ради подозрения во зле, не разсуждает и когда кому добра желает, то имеет быть из прямого добраго сердца, а не лицемерно, должно о благополучии, и счастии другаго от сердца срадоватися и веселитися.
20. Ныне приступим к двадесятой и последней добродетели девической, а имянно к молчаливости. Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два. Тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить, сему и древния детей своих обучали. Когда приидеш в чуждей дом, то буди слеп, глух, и нем, которое тебе может в молчаливость причтено быть
Девическое целомудрие



 

Источник: https://www soika.pro /dok/domostroi/ rus samobjitnaj
Категория: Домострой | Добавил: сойка-soika (26.03.2021) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 83 | Теги: Девической чести и добродетелей вен, скачать, копировать, читать, Девической чести и добродетелей вен, …-весь текст, Девической чести и добродетелей вен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar