Идолище поганое

Поганое Идолище (Одолище) — мифологизированный противник русских богатырей, представитель тёмной враждебной силы, «нехристи», «татарщины».
Внешний облик и образ жизни
Нарисованный в былинах портрет Идолища насыщен гротескными чертами, которые делают персонажа не только страшным, но и отвратительно безобразным (что не исключает определённого комического эффекта):
Голова у него с пивной котёл
А глазища у проклятого с пивны чаши
А носище был калёна стрела
В плечах косая сажень
А туловье будто куча сена несметная.
Фольклорные тексты также делают акцент на чудовищной прожорливости персонажа, который говорит о себе в одной из былин:
Хлеба я кушаю по печи
И мяса я ем по целому стягу
И пива я пью по три яндовы.
Примечательно, что эта прожорливость, символически раскрывающая ненасытную алчность врага, расценивается самим Идолищем как физическое преимущество над Ильёй Муромцем. Узнав от мнимого калики, под видом которого скрывался сам Илья, что богатырь Илья Муромец так же велик и по стольку же ест и пьет, как он, калика, Идолище начинает бахвалиться своими «богатырскими» качествами. Эта похвальба вызывает остроумную насмешку Ильи Муромца, уподобляющего Идолище «обжористой коровище» или «собачище», которые тоже много пили и ели и «окопылились» — издохли.
По сведениям былин, Поганое Идолище «объездил» Швецию, «Турецию», Казань, Рязань и Астрахань.
Противостояние Ильи Муромца и Идолища
В русском фольклоре сохранилось сразу несколько сюжетов, посвящённых борьбе Ильи Муромца с Идолищем. Один из них описывает, как богатырь убил своего противника «шапкой земли греческой», после того, как тот осадил Киев. В другом сюжете Идолище захватывает Царьград и берёт в плен правителя города Константина Атаульевича, а также его жену Апраксию. Узнав о случившемся от калики перехожего, Илья меняется с ним одеждой и отправляется в захваченный город, где убивает как Идолище, так и его слуг.

Косая сажень — старорусская единица измерения, равная 2,48 метрам.
Первоначально косая сажень — это расстояние от кончиков пальцев вытянутой вверх руки до пальцев противоположной ей ноги (например, от пальцев вытянутой правой руки — до пальцев левой ноги).

Ендова́ (также яндова́) — вид древнерусской братины, низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам.
Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости, могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие ендовы. Например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова чёрные патоки две чаши».
Виды ендов
Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами и сохранены у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.
Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезали из капа (нарост на дереве). Они имели форму чаши на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде жёлоба и рукояткой. Северодвинский тип ендовы имел форму круглой чаши на низком поддоне со слегка отогнутыми краями с полуоткрытым носком в виде желобка. Рукоятки делались очень редко. Первоначальная обработка деревянных ендов производили топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.
Ендова в литературе
Пук горящей лучины, воткнутый в светец, изливал довольно яркий свет на всё общество; по остаткам хлеба и пустым деревянным чашам можно было догадаться, что они только что отужинали и вместо десерта запивали гречневую кашу брагою, которая в большой медной ендове стояла посреди стола.— Михаил Загоскин. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.
Гомонно. Меж столов снуют кабацкие ярыжки: унимают задиристых питухов, выкидывают вконец опьяневших на улицу, подносят от стойки сулеи, яндовы и кувшины. …— Валерий Замыслов. Иван Болотников.
Два же брата между тем
Деньги царски получили,
В опояски их зашили,
Постучали ендовой
И отправились домой.— Пётр Ершов. «Конек-Горбунок»

Пословицы и поговорки
Супротив ендовы (по ендове) и чарка!
Ендову на стол, а ворота на запор!
В поле неприятель, дома гость: садись под святые, починай ендову!
Браги ендова — всему голова.
Иное от книг, иное от ендовы (бывает).



Источник: https://soika.ucoz.net/dok/imena slavjanskie/ rus samobjitnaja/
Категория: Былиные богатыри Руси великой | Добавил: сойка-soika (25.04.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 12 | Теги: скачать, Идолище поганое-Русь самобытная, Идолище поганое, читать, копировать, Былинные богатыри Руси великой, Идолище поганое-весь текст, имена богатырские, Имена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar