Настасья Микулична и Василиса Микулишна Поленицы Удалые

Настасья Микулишна (Настасьюшка Никулична) — поленица, младшая дочь былинного богатыря Микулы Селяниновича, жена Добрыни Никитича в былинах «Добрыня и змей»; «Женитьба Добрыни»; «Неудавшаяся женитьба Алёши Поповича».
Образ поленицы
Настасья Микулишна — это имя двух героинь в русском эпосе. Одна из них — это исполинская поленица (богатырша).
Былина о женитьбе Добрыни на Настасье известна в двух основных вариантах. В одном — какая-то сила удерживает Добрыню от боя с Настасьей Микулишной, которую он сначала принимает за богатыря-мужчину.
В другом варианте, после победы над змеем — Добрыня, видя огромного богатыря, вступает с ней в поединок, но терпит позорное поражение. Настасья «ухватила Добрыню за жёлты кудри, сдёрнула Добрынюшку со седла долой», не глядя суёт Добрыню себе в карман, и потом задумывается, кого, собственно, в карман сунула. Решает: если богатырь понравится — я за него замуж пойду, если не понравится — голову срублю. Достаёт Добрыню, и тот ей нравится, она выходит за него замуж.
Настасья является героиней ещё одной былины — «Неудавшаяся женитьба Алёши Поповича». В этой былине князь Владимир отправляет Добрыню «в орду» со сложным дипломатическим поручением, Настасья верно ждет Добрыню двенадцать лет, но затем приходит ложная весть о гибели Добрыни, и князь Владимир принуждает Настасью выйти замуж за Алешу Поповича. Узнавший об этом Добрыня является на свадьбу, переодетый скоморохом. И все же Настасья Микулишна узнала мужа.

Василиса Микулишна — поленица, старшая дочь былинного богатыря Микулы Селяниновича, жена Ставра Годиновича в былинах «Про прекрасную Василису Микулишну» и «Ставр Годинович» (две версии одного сюжета).
Сюжет былины
Василиса Микулишна обладает качествами недюжинного богатыря, умом, смелостью и скромностью. Она запрещает мужу хвастаться её достоинствами. Но Ставр Годинович не слушает жену — на пиру у князя Владимира в Киеве хвастается, попадает за хвастовство в погреб.
Владимир приказывает привести его жену к себе во дворец. Узнав о несчастье, она переодевается татарским послом (сыном «короля ляховецкого» — в другой версии) и представляется Василием. Однако Забава Путятична сразу поняла, что это переодетая женщина. Владимир пытается испытать гостя, чтобы узнать — мужчина это или женщина. Василиса вводит его в заблуждение, требует себе в жёны Забаву Путятичну, а на свадебном пиру этот татарский посол говорит, что, дескать, «плохи песенники гусляры», и требует привести Ставра. Ставра забирает с собой, уезжает и затем открывается мужу, после чего Василиса и Ставр уезжают к себе в Чернигов (в Литву — в другой версии). На чём и кончается былина.
В былине заметна противопоставленность этой поленицы Киеву. Хотя она чрезвычайно сильна, она не применяет свою сверхъестественную силу, в чём похожа на отца. Сила, состоящая в обладании, но не в применении могущества.
В мультфильмах
Василиса Микулишна (1975; СССР) режиссёр Роман Давыдов, Василису озвучивает Анна Каменкова.

Полени́ца, поляни́ца, паленица, паляница удалая — дева-воительница в русских былинах, женщина-богатырь.
Характеристика
В былинах это женщины-воительницы, в своих боевых навыках не уступающие мужчинам-богатырям. Чтобы завоевать их руку, будущий муж должен осилить их в поединке, что удаётся с трудом (Настасья Королевична даже выбивает глаз Дунаю стрелой). Их занятие — полякование: они ездят в чистом поле и бьются с богатырями. Из-за силы их могут принять за мужчин (Василиса Микулишна в былине «Ставр Годинович», Настасья Микулишна в былине «Женитьба Добрыни»). В былине о Дунае Ивановиче Настасья Королевишна «ѣздитъ въ чисто поле полякуетъ, слыветъ поляницею преудалою».
Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил её в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
— Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощёлкивает.
Так, Добрыня, видя огромного богатыря, вступает с ней в поединок, но терпит позорное поражение. Настасья Микулишна «ухватила Добрыню за жёлты кудри, сдёрнула Добрынюшку со седла долой», не глядя суёт Добрыню себе в карман, и потом задумывается, кого, собственно, в карман сунула. Решает: если богатырь понравится — я его в мужья возьму, если не понравится — голову срублю. Достаёт Добрыню, и тот ей нравится, она берёт его в мужья.
В описаниях пиров князя Владимира часто некие пирующие поленицы упоминаются в запевах вместе с пирующей дружиной.
Корни
Б. А. Рыбаков связывал обилие женских воинственных персонажей в сказках и несколько былинных сюжетов, в которых действует поленица, с дотатарским степным миром скифо-сарматского происхождения. Это может быть отражение контактов киевских воинов с аланскими или болгарскими степняками.
Д. М. Балашов считал, что поленицы напоминают конных степных сарматских воительниц: они обычно умелые наездницы и искусные лучницы. «С этой точки зрения былины отражают победы славян над сарматами: Дунай и Добрыня побеждают полениц в богатырском поединке и обретают над ними власть мужа над женой. В пользу степного происхождения образа поленицы говорит тот факт, что, согласно былине, из крови убитой Дунаем Настасьи берёт своё начало Непра-река (то есть Днепр — река, бывшая пограничной со степью). Кроме того, известно, что у сарматов были весьма сильны пережитки матриархата, поэтому нет ничего удивительного в том, что память об этом народе сохранилась в эпосе в образе женщин-воительниц». В сюжетах свадеб полениц с богатырями, по его мнению, «допустимо видеть столкновение славян с сарматами, перекрёстные браки с которыми отмечал ещё Тацит».
Балашов пишет: «Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жёны богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — „поляницы“ — славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поляницах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова „богатырь“, название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли».
Современный исследователь пишет о родстве полениц с образами женщин-воительниц в тюркском эпосе: «В эпических произведениях встречается множество образов отважных наездниц, владеющих мечом и искусством охоты. Таковы героини киргизского дестана "Джангъыл Мирза“, уйгурского — "Нёзюгюм“, башкирского дестана "Зая Тюлек“, киргизского эпоса "Манас“, алтайского и хакасского дестана "Алтын Арыгъ“, а также азербайджанского эпического сказания о Кёр-оглы. Полагаем, что "богатырши-паляницы“ попали в славянский фольклор в результате контакта с тюркскими народами. Тюркские воительницы, в частности, есть в татарском войске в былине "Илья-Муромец и Калин-царь“». Поединок жениха с невестой, отмечает исследователь, у тюркских народов в эпоху средневековья был частью свадебного обряда и не предполагал фатального исхода.
Список
Дочери богатыря Микулы Селяниновича:
Василиса Микулишна — жена Ставра Годиновича. Когда муж хвастается на пиру у князя Владимира, она переодевается в мужскую одежду и спасает его.
Настасья Микулишна — жена Добрыни Никитича. Выходит за него замуж после поединка; также после его длительного отсутствия, когда князь Владимир заставляет её выйти замуж за Алешу Поповича, узнаёт переодетого мужа.
Настасья Королевична, Непра — дочь короля Данила Манойловича, жена Дуная Ивановича. Выходит за него замуж после поединка; затем погибает от его руки во время соревнования по стрельбе, Дунай кончает с собой.
Женщины Ильи Муромца:
Златыгорка, Лата-горка, Латынгорка, Латынь-горка, Мамаишна — мать богатыря Сокольника от Ильи Муромца, который вступает с отцом в поединок. В былине «Камское побоище» Латынгорка побеждает Добрыню Никитича и совершает над ним насильственные действия сексуального характера, что вызывает насмешки Ильи Муромца и приводит к самоубийству Добрыни.
Безымянная поленица, дочь Ильи Муромца, которая хочет его убить за бесчестие своей матери и гибнет от его руки («Илья Муромец и дочь его»; вариант былины на тот же сюжет про сына).
Савишна — жена Ильи Муромца, переодевшись в его богатырское платье, спасает Киев от Тугарина (в варианте былины «Про Илью Муромца и Тугарина»).
Марья Моревна — степная королева-воительница.
Безымянная поленица из былины «Три поездки Ильи Муромца», желавшая его заманить.
Дарья Псковская — легендарная псковская богатырица, погибшая в бою с литовским войском.
В сказке Афанасьева  есть «девица, у которой с рук и с ног вода течёт: кто этой воды изопьёт, на тридцать лет моложе станет. (Вариант — хозяйка молодильных яблок.) Выезжает со своим войском в зелёные луга тешиться — всё войско из одних девиц набрано».
Девка-Турка, хозяйка зверей и предводительница женского войска, связанная с градом Китежем и озером Светлояром
Упоминаются также обладательницы колдовского дара (воинские достоинства в них не подчёркиваются):
Марина Игнатьевна — обладает магическими способностями, колдунья из былины «Добрыня и Марина»;
Марья Лебедь Белая, Авдотья Лиховидовна — обладает магическими способностями (оборотень), жена Михайло Потыка, злодейка.



Источник: https://soika.ucoz.net/dok/imena slavjanskie/ rus samobjitnaja/
Категория: Былиные богатыри Руси великой | Добавил: сойка-soika (25.04.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 18 | Теги: Настасья Микулична Поле, Настасья Микулична Поленица Удалая-, Настасья Микулична Поленица Удалая, скачать, копировать, Настасья Микулична Поленица Удалая-, читать, имена богатырские, Былинные богатыри Руси великой, Имена | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar