Коршун птица

Чёрный коршун — хищная птица семейства ястребиных.

Этимология названия
Русское название — коршун, коршак; украинское — коршак или шулика; белорусское — каршун, шуляк; болгарское — коршун, коркун или черна каня; словацкое krsak, krso — коршун; эстонское harksaba — коршун, скорее всего, восходящее к авестийскому — kahrkasa «коршун» и так же, как названия других хищников, содержащее корень *or (ar, er). По данным русского советского писателя А.П. Чапыгина, приведенным в комментариях к роману "Разин Степан" (1924-1927), в отдельных районах Подонья, на местных диалектах, коршунов называли Курюками или Корюками.
Возможно, что слово коршун является результатом огласовки сходного названия хищной птицы крачунъ, приводимого В. И. Далем (1882) (без объяснения источника заимствования и этимологии), как «заморская хищная птица Circaёtus (змееяд), близкая к орланам, питается гадами». Важно отметить, что коршун и змееяд довольно схожи внешне, имеют схожие по размеру и форме крылья, а также схожий спектр питания.
Близкие слова есть в тюркских языках, так как, например, в казахском имеется близкое по звучанию слова «каршыга» — в значении ястреб, в татарском — карчыга (иногда тилеган), в языке крымских татар карчея — в значении небольшой орел, в телеутском — karsiga, чагатском, сагайском — karciga, karsigai, — ястреб.
Общая длина 50-60 см, масса 800—1100 г, длина крыла 41-51 см, размах крыльев 140—155 см. Самки немного крупнее самцов.
Окраска взрослых птиц (двухлетних и старше): спинная сторона тёмно-бурая; темя иногда беловатое с черноватыми наствольными отметинами; первостепенные маховые тёмно-бурые со светлыми основаниями внутренних опахал, рулевые бурые с тёмным поперечным рисунком; брюшная сторона бурая, часто с рыжеватым оттенком. Клюв и ноги жёлтые. Радужка бледно-бурая или жёлто-бурая.
Голос — мелодичная трель «юрль-ююррль-ююрррль» и частое «ки-ки-ки».
Подвиды
Европейский коршун: Размножается в центральной, южной и восточной Европе до Тянь-Шаня и к югу до Пакистана. Зимует в Африке. Голова светлая.
Черноухий коршун: Сибирь до Приамурья на юг до Гималаев, до Северной Индии, Индокитая и юга Китая.
Малый индийский коршун: Восточный Пакистан, тропическая Индия и Шри-Ланка до Индокитая и Малайского полуострова.
Тайваньский коршун: Тайвань и Хайнань, оседлый.
Распространение
Распространён в Африке (кроме Сахары) и на Мадагаскаре, в умеренной и южной полосе Азии, на некоторых островах, в частности на Филиппинских, Сулавеси, Новой Гвинее; в Северной Австралии. Широко распространён в России и на Украине. В лесостепной зоне вблизи крупных рек в период гнездования часто встречается даже в центре крупных городов, на примере Новосибирска и Барнаула. В Палеарктике это перелётная птица, в других частях гнездовой области — оседлая.
Образ жизни
Питается главным образом падалью, в основном рыбой, и другими отходами. Добычу также составляют млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, лягушки, живая рыба, насекомые, моллюски, ракообразные и черви. Места обитания — различные типы леса, обычно вблизи водоёмов.
Подходящих участков постройки для гнезда и для охоты на всех не хватает, поэтому «безземельные» птицы вынуждены добывать пропитание на чужих участках. Чтобы проинформировать потенциальных соперников о своей силе и статусе и избежать ненужных столкновений с более слабыми сородичами, чёрные коршуны часто украшают свои гнёзда различными предметами, предпочитая обрывки белых пластиковых пакетов как самые броские. Чем сильнее птицы, тем ярче украшено их гнездо. Чем ярче украшено гнездо, тем яростнее нападают на него соседи-конкуренты. Слабые птицы, неспособные дать отпор, гнёзда не украшают.
Гнездятся нередко группами, образуя небольшие гнездовые колонии. Гнездо располагает на деревьях, изредка на скалах. Откладывание яиц происходит в конце апреля — начале мая. В кладке 2-4 белых с бурыми пятнами яйца. Яйца высиживает самка, с некоторым участием самца. Молодые становятся лётными в возрасте 42-45 дней.
Символику Коршуна— ястреба, его связи с другими птичьими персонажами и параллели с другими славянскими традициями наиболее полно отражает украинско-подольский обряд изгнания и похорон Коршуна в первый понедельник Петровского поста. Утром хозяйки выгоняли кур из хаты через нож или топор для защиты их от Коршуна. Днем женщины шли на пастбище, где пели, махая платками в сторону леса: "Ой, Шуляку — чорна птахо, до нас не литай, курей наших не хапай."
Мужчины приносили сюда привязанных на палки убитых Коршунов и воронов. Женщины шли с ними в лес, там ломали зелёные ветки и, махая ими, проклинали «шуляка-яструба»:
"Птице-чорна, смерте наша,
Ти нас не займай,
Обминай!"
Потом совершались ритуальные похороны Коршуна и женщины танцевали на его могиле. В другом варианте обряда бабы изготовляли «шуляка» из платков, клали его на большой платок, по углам которого насыпали кучки зёрен и клали между ними хлеб, лук, сыр и мясо. Повернув «шуляка» к мясу, бабы приговаривали: "Не йды до курей, а иды до падла". В конце разрывали «шуляка» на части, устраивали пирушку и угощали друг друга водкой со словами: "Выпыйте, кумо, щоб шуляк курчаток не поив".
Обрядовая параллель Коршуна-ястреба и кукушки дополняется поверьем об обращении кукушки в ястреба или Коршуна по окончании её кукования сразу после Петрова дня.
В контексте упомянутых обрядов и верований следует рассматривать и «ястребиные» названия незавившегося кочана капусты: укр., бел. «шуляк», рус. «Ястребуха». Альтернативные варианты для кукушки после Петрова дня-либо обращение её в ястреба, либо укрывание в капусте (в белорусском Полесье).
Иные параллели украинского обряда изгнания Коршуна — это кашубский обряд казни «коршуна» в Иванов день или в воскресенье за три недели до этого дня. В обряде участвовали «палач», «солтыс» (сельский староста) или «ксендз» и «судья», который зачитывал приговор. Птицу насаживали на кол. Слуги «солтыса» обращались к Коршуну с обвинительной речью, и «палач» отрубал Коршуну голову. Чаще, однако, голову отрубали не Коршуну, а вороне, которую всей процессией отправлялись хоронить с приветственной песней св. Яну. У других западных славян параллели к украинскому обряду изгнания Коршуна более отдаленные: в Чехии и Лужице обряд, сходный с кашубским, совершался по окончании жатвы и был связан не с Коршуном, а с петухом или селезнем
В украинском обряде изгнания Коршуна наблюдается функциональная общность Коршуна и ворона, поэтическим воплощением которых в песенных текстах является образ «черной птицы», несущей смерть. Такое же сходство демонстрирует детская игра в Коршуна или ворона, в которой эти птицы наделяются общей символикой смерти. В украинских вариантах игры «ворон» роет ямку, чтобы варить кипяток и заливать им очи детям. Копание ямки символизирует похороны, а заливание очей — смерть. У украинцев и русских такая игра называется «в коршуна», у чехов и боснийцев — «в ястреба». У белорусов она тоже связана и с Коршуном («У коршуна», «шуляк»), и с вороном («У крука», «у ворана» и т. п.): Коршун (ворон) копает ямку, чтобы собирать камушки и выбивать ими детям зубы. Характерна причина мести Коршуна (реже ворона) детям: «Они мою капусту поели!» (у белорусов), «Белую капусту в моем огороде пощипали» (у украинцев). См. выше мотив капусты. В Гомельском уезде игра дополняется шуточным вариантом похорон Коршуна: «коршуна» в бане засыпают песком.
Ястреб и Коршун как нечистые и зловещие птицы наделяются демоническими свойствами. По польским представлениям, ястребиный облик может принимать черт, в ястребе скрывается злой дух; по украинским — ястреб нападает на животных, как черт на людей. Ср. также русское выражение «черт коршуноватый».
Чтобы ястреб не душил кур, нужно первое снесённое курицей яйцо отдать нищему (у поляков); запрещено приносить домой клин, которым расщепляли дерево, сжигать старый веник (у поляков), мотать пряжу, когда в печи горит огонь (у украинцев); на Рождество называют ястребов голубями, чтобы задобрить и обезвредить их (у белорусов). Вместе с тем, как и всякий хищник, ястреб обладает отвращающими свойствами. Поэтому убитого ястреба поляки прибивали на воротах хлева, поляки и украинцы вешали в конюшне для защиты от ведьм и чертей, украинцы выставляли для устрашения воробьёв.
Согласно легендам, Коршун наказан Богом за то, что в незапамятные времена не рыл или не чистил с другими птицами море, озеро, пруд, замутил воду Божьей Матери, стиравшей рубашки младенцу Христу. С тех пор он имеет право пить лишь дождевую воду и, томясь от жажды, жалобно просит: «Пить, пить!» О крике Коршуна во время засухи русские говорят: «Каня плачет, у Бога пить просит».По сравнению с орлами коршуны считаются менее «царственными» поскольку они питаются падалью.
В пересказе одной былины Борис Годунов назван Коршуном с коршунятами, убивший царевича, сам сел на царство.
У поляков есть сказание о белых орлах Леха, которым геральдика объясняет герб Польши.Славяне, жившие по Висле, в кочевом и бродячем состоянии, страдая от постоянных междоусобиц и беспорядков, почувствовали потребность в более прочном государственном устройстве и обратились к своим соплеменникам в Далмацию и Иллирию, прося себе в правители двух храбрых братьев Чеха и Леха.Чех не дошел до поляков и основал собственное владение (Чехия), а Лех со своими полками достигнул равнин Вислы и расположился лагерем в одном лесистом месте. В то время как он приближался сюда, со всех окрестных холмов поднялась огромная стая белых орлов, которые гнездились в соседних рощах.Приняв это за хорошее предзнаменование, Лех приказал расчистить лес и на одном холме, который и до сих пор носит название «Горы Леха» построить храм Богу-покровителю и вокруг него заложил город, который в память многочисленных орлиных гнезд, найденных здесь, назван был «Гнезно» или «Гнездо».По имени этого вождя, поляки называют себя ляхами (лехами).



Источник: https:// www soika.pro /dok/ /ptizy zcivjtnye ryby/rus samobjitnaja/
Категория: Птицы Руси | Добавил: сойка-soika (18.04.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 16 | Теги: Коршун птица | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar