Непочатая вода Зелье Знахарство

Непочатая вода в славянском язычестве — взятая до восхода солнца и принесённая молча. Вода принесённая из трёх, а лучше семи или девяти источников (родников, ручьёв, колодцев) обладала более сильными свойствами. Считалось, что именно её лучше использовать для обрядовых и магических целей.
Поход за водой
Сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты. Первейшим из таких требований было хождение за водой натощак и ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой (укр. непочата, серб. неначета, циjела, болг. неначната, рус. непитая и т. п.). При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, разговаривать и здороваться с кем-либо по пути (рус. немая вода, серб. нема вода, болг. мълчашна вода, морав. mlčava voda). Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий; сосуд с водой закапывали в поле, в винограднике, клали в основание строящегося дома и т. п..
Особые дни
Особо ценилась вода, набранная из источников в особые дни: в рождественское утро, на Новый год, Сретение, в Великий четверг или пятницу, в день Ивана Купалы (ср. названия такой воды: укр. святовечірня вода, болг. Василева вода, рус. сретенская, в.-слав. четверговая вода и т. п.).
Использование
Сохранение грудного молока
Для сохранения и увеличения грудного молока роженице советуют пить воду, особенно «молитвенную», т. е. освящённую, мыться в проточной воде. На Украине ей дают пить «непочатую» воду с ржаными колосьями.
Купание младенцев
Множество магических действий и поверий связано с водой для купания младенца. До такой воды никто не смел дотрагиваться и пить её (о.-слав., ср. «неначатая», непочатая вода), её брали из проточного источника (бел. «для счастья ребенка»), запрещалось приносить её в чёрном (чугунном) котелке (ведре). В корыто доливали воду, освящённую на Крещение (или на Пасху). Воду для мытья девочки грели в кувшине, чтобы у неё была тонкая талия, или наоборот, мальчику — в кувшине, девочке — в горшке (укр.).
В обрядовом хлебе
У болгар в Юрьев день замешивать тесто для обрядовых хлебных изделий полагалось на воде, принесенной молча (болг. мълчана вода), причем набирать её и нести в дом должны были парень или девушка, имевшие обоих живых родителей. Хлебную закваску тоже старались замесить на воде, зачерпнутой из трёх источников сосудом, украшеным цветами и травами, и принесённой в полном молчании. Такая вода называлась у болгар «цветната вода».
От сглаза
В Покутье для лечения сглаза брали непочатую воду бросали угольки от сожжённых колючих растений и лили её на дно перевернутого ведра, стоящего на пороге, а больной смотрел на воду и говорил, что он в ней видит. Затем воду переливали в миску и поили ею больного, а остатки выливали ему за пазуху.

Зе́лье — варево, снадобье или травяной чай. По народным представлениям, лекарственные травы, а также лечебный, ядовитый или привораживающий напиток, приготовленный из этих трав. В более общем виде зелье, как лечебное средство, могло быть в виде настоя, мази или порошка
Этимология
Слово произошло от праслав. зель «трава, зелень». Ср. укр. зíлля, белор. зе́лле, др.-рус. и ст.‑слав. зелиѥ, болг. зе́ле «капуста», сербохорв. зеље «зелень, щавель», словен. zéljе «трава», чеш. zelí «капуста», словацк. ziele «зелье», польск. ziele «трава, злак», в.-луж. zеlо, н.-луж. zеl᾽е.
От слова «зелье» произошли слова:
зелейник — лекарь, который лечит и «чарует травами, зельями, кореньями»;
зелейничество — лекарничество, знахарство;
зельено вино (зелено вино) — вид хлебного вина, сдобренного пряными, душистыми или горькими травами.
Назначение
Под зельем на Руси подразумевались травы, цветы, злаковые всходы, а также напитки (отвары, настои), приготовленные из них. Первоначальное значение слова «зелье» — «зелёная трава», затем — «лекарственная трава» и «отрава», «варево из зелени».
Сходную этимологию имеет былинный и сказочный напиток «зелено-вино». Термины «зельено вино», «зелено вино», «хмельное вино», «зелье пагубное» «зеленица, зеленец» означают вид хлебного вина или вид водки, сдобренной пряными, душистыми или горькими травами. Выражение «зелено вино» часто встречается в русских свадебных обрядовых песнях. В русском фольклоре термин появляется в XV—XVI веках.
Зелье бывает:
«травное» — из травы;
«сурово» — из овощей;
«пряное» — с растительными пряностями;
«благовонное» — с ароматными растениями;
«забудящее» — усыпляющее средство;
«потворное» — волшебное, колдовское средство;
«смертное» — отрава на основе растений, яд (сравни понятие «фармация», что означает как лекарство, так и яд).
Лекарственные травы были для лечения практически всех «обычных» болезней:
грудная трава, или репешок для лечения грудных простудных заболеваний;
трава-порезник, которая помогает от порезов — подорожник или тысячелистник;
«трава-глистник», помогающая от аскарид и остриц;
«изгонное» зелье — абортирующее; и т. д.
Душевные средства:
«приворотное зелье» — средство для лечения или любовного приворота;
«отворотное зелье» — средство для снятия любовного желания;
«душевная» трава — для лечения душевных болезней молодых девушек (мелисса, душица).
Травы с мифическим свойством:
Плакун-трава от которой «бесы и колдуны плачут, рушит злое чародейство»;
Разрыв-трава — магическая трава, с помощью которой можно открывать любые замки;
Иван-да-марья — возвращает здоровье и силу молодости;
Адамова голова — позволяет увидеть нечистую силу.
Обычно знахари, при лечении зельем применяли наговоры и заклинания.
В московском княжестве существовали зелейниковые торговые лавки, в которых продавались травы и снадобья.
До XIV века аптекарями также изготавливалось ещё одно зелье — «огненное», позже получившее название «порох». Это зелье, как и другие, «варилось». В княжении Василия I в Москве стали изготавливать «огненное зелье» на заводах. В XVI веке при Иване Грозном был основан специальный «Зелейный» двор, на котором изготавливалось «огненное зелье», так как вначале стреляли пороховой мякотью в виде порошка. Порох, изготавливаемый на зелейных государевых дворах называли «пищальное, пушечное, ручное» или «огневое» зелье.
После появления в России табака, который считался вредным растением, привезённым «из-за моря» и насаждённым бесом, его стали называть «зельем заморским», а старообрядцы — «бесовским зельем».
И сейчас растительные средства лечения могут называть зельем. Полещуки и украинцы до сих пор зельем называют лекарственные травы.
Время сбора трав для зелья
Травы для зелья собирают в определённое время. У восточных славян было три таких периода. Основным временем считались купальские праздники (с Ивана Купалы до Петрова дня). Ранние весенние травы собирали в Духов или Симонов день, а поздние осенние травы и лечебные коренья — с начале сентября (с Ивана постного).
Народное поверье утверждало, что в Симонов день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы, что Симон в этот день даёт травам особую чудодейственную силу. В России говорили: «На Апостола Симона копают коренья на зелье», «На Зилота собирай зелье у болота». В это время запасались древесной корой, соцветиями деревьев и трав, копали молодые коренья. Украинцы когда срывали или выкапывали зелье, то произносили:
Миколин батько велів,
Щоб ти, зілля, було лікарством
Од всякої хвороби!
Этот день так и называли «Симоново зелье» (укр. Симонове зело, Семеново зіло).
Купальские травы, согласно поверью, максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети — как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.).
Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг., бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, мётел, корзин.
В XVI и XVII столетиях собиратели трав преследовались наряду с закоренелыми преступниками. «Егда приходит великий праздник, день Рождества Предтечева», — писал летописец, — «исходят мужие и жены чаровницы по лугам и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя травы и приветрочрева, от травнаго зелия на пагубу человеком и скотом; ту же и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим, с приговоры сатанинскими». В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».
История
Растительные средства лечения как физических, так и душевных болезней известны с древних времён и как правило они применялись вместе с определёнными заговорами и обрядами. В афинских судебных процессах V—IV веков до н. э. они фигурируют как «вредоносные магические снадобья» (др.-греч. φάρμακα).
Московский врач-пихотерапевт Александр Иванович Анриеков считает: «В наше время у большинства людей сложилось мнение, что „приворотное“ зелье — это травы, которые пришли к нам из сказок, старинных легенд, преданий. Но они ошибаются. Ещё во времена египетской царицы Нефертити считали, что на человека можно действовать с помощью чая из соответствующих трав, или подобранных запахов. Все эти запахи могут действовать на функции внутренней секреции, головного мозга, эмоции и даже на симпатии одного человека к другому. Такие растения, как любисток, подмаренник цепкий, гравилат горный, дягиль лекарственный, тысячелистник в руках знатока могут оказаться магическими».
В восточнославянской медицине изготовлением и применением зелья занимались обычно пожилые женщины, которых называли лекарками или травницами. Для лечения они применяли настойки, порошки и мази на основе трав. Народ верил в способность растений излечивать болезни и возвращать здоровье и считал, что «на каждую болезнь есть своя трава». В Изборнике Великого князя Святослава Ярославовича" (1073) дано описание растений, произрастающих на Руси и наиболее часто применяемые для лечения. Евпраксия — внучка Владимира Мономаха, составила русский лечебник «Мази», где отдельная глава посвящена наружным болезням и болезням полости рта. К XVI веку развилась широкая торговля лекарственных трав в «зелейных рядах» — прототипах аптек. В 1581 году царь Иван Грозный приказывает открыть первую аптеку для обслуживания царского двора. В том же году была основана Аптекарская изба, в обязанности которой входил сбор лекарственных трав, произрастающих на Руси. При освоении Сибири осваивались и новые травы, помогающие при различных недугах. Эти сведения о ряде лекарственных трав и травниках становились известны и в Москве. Так в 1663 году в Москву в Аптекарский приказ был приглашён «мастер водочного строения» Ерофей Мухановский. В 1668—1672 годах по указу Аптекарского приказа по всей Сибири стали составлять «росписи» лекарственных растений, а в 1675 году по уездам и разрядным сибирским воеводам вновь были посланы указы с предписанием «сыскивать лекарственных трав и из них строить лекарства — водки и травы, которые к какому лекарству годны. А состроя и надписав, что к какому лекарству годно, и запечатав, прислать в Москву». По приказу Петра I во всех крупных городах начали устраивать «аптекарские огороды».
С течением времени в связи с борьбой церкви с «язычеством» и «знахарями», зелье стало синонимом ядовитого напитка. С XVIII века в российском законодательстве начинает использоваться понятия «зелье» и «отрава», частично распространявшиеся на отдельные сильнодействующие и ядовитые вещества в их современном понимании, как средство совершения преступления. Со временем акцент и бытовое значение слова продолжало меняться: настой на травах как лечебное, колдовское или отравляющее средство ⇒ отрава, яд ⇒ водка, вино или табак.
В мифах и легендах
Зевс, опоив Кроноса зельем, заставил его изрыгнуть из утробы своих братьев и сестёр.
В мифе об Аргонавтах присутствует зелье с омолаживающим эффектом: Медея разрубила Эсона, отца Ясона, на части и сварила их в зелье (по другой версии — выпустила из Эсона кровь и влила на её место зелье), чтобы вернуть ему молодость. Дочери Пелия увидели это и попросили Медею таким же образом вернуть молодость их отцу, но она подменила зелье на яд, и в результате Пелий умер.
Волшебница Кирка, дочь Гелиоса, с помощью колдовского зелья превратила часть спутников Одиссея в свиней и других животных.
Кирка с помощью волшебного зелья и заклинаний обратила соперницу Скиллу в чудовище, у которого нижняя часть тела состояла из собачьих голов.
Геката, богиня мрака и чародейства, помогала Медее в приготовлении зелий.

Зна́харство (целительство) — известные с древности у народов всех стран примитивные способы лечения, включающие в себя средства народной медицины и различные магические ритуалы, заговоры и молитвы.
Термин «знахарь» произошёл от др.-рус. знахарь, знахорь ← «знать» и изначально обозначал человека, знающего своё дело; это производное от слова «знать» связывалось и с врачеванием. Знахарь, знатец, травник, шептун, целитель, согласно народным поверьям, — человек, обладающий сверхъестественным, магическим знанием и использующий его для лечения людей и скота, охраны от колдовства, отвращения градовых туч, прорицания судьбы и т. п.
История
С древнейших времён знахарство возникло у всех народов и первоначально не отделялось от народной медицины. Знахари использовали накопленные изначальные знания о целебных свойствах растений, продуктов животного происхождения, минералов, а также опыт помощи больному и ухода за ним. Широко использовались ритуальные обряды (загово́ры, заклинания и др.). Воспринимались они как необходимые и часто оказывали положительное психотерапевтическое воздействие. Многие из широко применявшихся средств и методов (черника при поносах, лук и чеснок для предупреждения цинги, наложение лубков на повреждённую конечность, массаж, кровопускание и др.) оказались рациональными и впоследствии вошли в научную медицину.
По мере накопления положительного опыта возникли различные специализации среди знахарей — лечителей, избравших определенные направления в своей деятельности, которые преимущественно передавались из поколения в поколение. На Руси в знахарской среде существовали специальности:
травник,
костоправ,
рудомёт,
очных дел мастер,
кильных дел мастер (специалист по вправлению грыж),
апитерапевт (пчёлолечение).
До возникновения в конце XIX века земской медицины знахарь был единственным источником медицинской помощи для русских крестьян. Целители принимали больных как за деньги, так и в расчёте на иные подношения — например «за чарку и угощение в кабаке». Многие знахари соединяли лечение с наговором, то есть произносили над больным заговорно-заклинательные тексты, канонические молитвы и апокрифы. Причинами большинства болезней знахари считали чьё-то колдовство (порча, сглаз), действие злых духов, испуг.
Из материалов судебных процессов середины XVIII века известно, что знахари заваривали сенную труху по «отцову научению» и давали травы «от сердечной болезни пить в воде и есть во щах». Крестьянка из-под Путивля сказывала, что, «от воловьих-де ран, ловя в поле кротов и убив, суша их, те сушеные кроты прикладывала к тем ранам, и от тех-де трав и крота иногда тем людем, так же и от крота волам от ран и польза бывала». Коломенский коновал Трофим Жеребец лечил
«крестьян и жён их просьбе из от внутренней сердечной болезни, также, ежели у кого случатся наружные раны, а какие именно болезни не знает, то и от них лечил он без всякой платы и, сыскивая по полям и по лугам, давал он от сердечной болезни пить в квасу называемую траву сердечник, а от ран траву ж называемую медвежья лапка, которую и прикладывал он к тем ранам».
В СССР и современной России
Уголовный кодекс 1926 года закрепил ответственность за врачевание ненадлежащим образом без удостоверенного медицинского образования.
С 1960 года для знахарей, то есть лиц, осуществляющих лечебную практику без соответствующего медицинского образования, была введена уголовная ответственность только за сам факт такой деятельности. Занятие врачеванием как профессией лицом, не имеющим надлежащего медицинского образования, — наказывалось исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом до трех минимальных месячных размеров оплаты труда, либо влекло применение мер общественного воздействия. Закон утратил силу с 1 января 1997 года. В действующем УК РФ привлечению к ответственности подлежит только лицо (не имеющее лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности), причинившее по неосторожности вред здоровью пациента или его смерть.
В России методичное и планомерное изучение знахарства стало возможно лишь в постсоветское время. Согласно проведённому в 2007 году исследованию РАМН, у 95 % народных целителей в России отсутствовало медицинское образование, а более 40 % из них нуждались в лечении психических отклонений.
В современной России знахарство не запрещено, но введены определённые правила и ограничения. В целом правом на занятие частной медицинской деятельностью обладают исключительно медицинские работники, которые должны иметь:
высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, а также специальное звание;
сертификат специалиста;
лицензию на избранный вид деятельности, входящий в перечень, установленный Министерством здравоохранения Российской Федерации.
По данным исследования Фонда «Хамовники», на 2013 год подавляющее большинство людей в России, занимающиеся за деньги или безвозмездно знахарством, не имели необходимых разрешений от государства. Например, в официальном реестре Минздрава Пермского края было записано было всего пять целителей, при этом только в Перми такие услуги за деньги оказывали минимум 35 человек, в районных центрах — от 2 до 7. Всё это были люди без базового медицинского образования. По данным СМИ, к 2012 году в России всего было зарегистрировано лишь несколько сотен целителей. Бабушки, к которым прибегают сельские жители для решения определенных проблем со здоровьем (лечение вывихов, ушибов и сотрясений; «прикусывание» грыжи у детей; борьба с пьянством; снятие порчи и т. д.), часто вообще не осознают свою работу как услугу и не позиционируют себя как знахарей или целителей, и тем более не знают о необходимости получения разрешения у органов управления здравоохранением.
В то же время, российское законодательство разрешает занятия народной медициной гражданам, не имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности, но получившим специальное разрешение (до 2011 года — диплом целителя) от органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. Для получения такого разрешения необходимо: заявление гражданина и представление медицинской профессиональной некоммерческой организации, которая проводит экспертизу либо способностей и навыков целителя, либо заявление гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешающий документ действует только на территории конкретного субъекта РФ. При этом, согласно статье 50 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», под «народной медициной» понимаются «методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья». К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.
Таким образом, лица, занимающиеся народной медициной в нарушение установленного законом порядка (при отсутствии специального разрешения), не являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 235 УК РФ (Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью), поскольку для них не установлена обязанность получения лицензии на занятие народной медициной. Правда, для применения отдельных методов, традиционно входящих в арсенал народной медицины, наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности необходимо. Рефлексотерапия, медицинский массаж, мануальная терапия и остеопатия входят в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и подлежащих лицензированию. Другие виды, ранее входившие в список лицензируемых видов деятельности (гомеопатия, гирудотерапия, биорезонансная терапия, натуротерапия, традиционная диагностика и традиционные системы оздоровления) под именованием «применение методов народной медицины», с 2012 года из него исключены. Таким образом, их применение в медицинских организациях оказалось под вопросом".



Источник: https://www soika.pro/dok/veroispovedanie /rus samobjitnaja/
Категория: Язычество Руси | Добавил: сойка-soika (06.04.2022) | Автор: Сойка-Soika W
Просмотров: 17 | Теги: Непочатая вода Зелье Знахарство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar