В.И.Даль, пословицы русского народа.
27.06.2022, 07:30
Извечная проблема: хочу-могу... всегда стоит дилема: что предпочесть? хочу или-могу.
Пойти заработать или, украсть?  да ни кому не гу - гу...
Хочется очень многое, да можется, по достатку.
Как уравнять чаши весов, заработать или приукрасть?
Может, не стоит и голову ломать?
Ибо до нас давно уже сказано: по одежке протягивай ножки
И, от меня лично: кушать безопаснее - со своей ложки.






Однорядка — русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Однорядка застегивалась встык, и часто опоясывалась.
Однорядки шились из одного ряда ткани, то есть не имели подкладки. Применялись зуфа, сукно и другие шерстяные ткани; украшались кружевом, нашивками, образцами и золотыми строками. Однорядка играла роль плаща. Её носили осенью и в ненастную погоду, в рукава и внакидку.
В описи платья царя Михаила Фёдоровича упоминаются однорядки чистые и нарядные, у Алексея Михайловича — «две однорядки обинные белые». В 1469 году Иоанн III послал в награду устюжанам однорядки чипские, лунские, новоголские и трекумские.
Однорядки носили как бояре, так и посадские люди.

Боя́ре (ед. ч. боя́рин, боя́рыня) — в узком смысле высший слой феодального общества в X—XVII веках в Болгарии, Древнерусском государстве, Галицко-Волынском государстве, Великом княжестве Московском и Русском царстве, Великом княжестве Литовском, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, и до 1864 года в дунайских княжествах и Румынии.
Восходит к др.-русск. форме бояринъ, которая заимствована из ст.‑слав. болꙗринъ «вельможа», «боярин». В церковнославянском языке употребляются как старая форма болѧринъ, так и более поздняя боѧринъ. В памятниках древнерусской письменности чаще встречается написание с основой на бояр.

Посадские люди (чёрные посадские люди, люди горожане, гражанские люди) — сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло (чёрные люди), то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.
Название ремесленного и торгового населения городов — «посадские люди» — произошло от слова «посад». При письменном обращении (челобитьях) в приказы посадские люди и крестьяне писались не холопами, а «рабами и сиротами». Торгово-ремесленное население городов (подолов, посадов, сотен) создавало свои территориально-профессиональные объединения (организации ремесленников типа цехов)Тяглое население было разделено по:
чёрным слободам; чёрным сотням.
В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В случае выхода человека из посада община должна была продолжать платить за него тягло.
В чёрные сотни был сведён простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. До середины XVII века в городах существовали так называемые белые слободы.
Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью. В 1649 году посадским людям запретили продавать и закладывать свои дворы, амбары, погреба и так далее.
По имущественному признаку (как и все сословия Русского государства) посадское население делилось на людей лучших, средних и молодших.
Права жаловались лучшим и средним. Например, посадским людям разрешалось держать «безвыемочно» питьё для разных торжественных случаев.
Земля под посадами принадлежала общине, но не частным лицам. Челобитные подавались от имени всей общины. Обида, нанесённая посадскому человеку, считалась обидой всей общины.
Посадские люди делились на сотни и десятки. За порядком наблюдали избираемые сотские, пятидесятские и десятские. При Иване Грозном посады имели свои выборные управления и суд. В XVII веке эта система была заменена земскими избами. В земской избе сидели:

земский староста;
ларёчный целовальник;
земские целовальники.

Земские старосты и целовальники избирались на один год — с 1 сентября. В некоторых городах кроме земских старост были ещё и излюбленные судьи. Излюбленные судьи разбирали имущественные дела между посадскими людьми, кроме уголовных дел.
Для сбора торговых доходов избирали таможенных голов и целовальников. Иногда таможенных голов назначали из Москвы.
После смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопов. Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно) требовалось записываться в тягло. Все, сбежавшие из посадов, должны были вернуться в свой посад.
С конца XVIII века посадские люди начали называться мещанами, хотя иногда употреблялось название посадские.
Слобода́ (слобожа) — вид поселения или района города в истории России, Белоруссии и Украины: на момент его основания жители имели освобождение («свободу») от местных феодалов (бояр) и находились на службе у государства, то есть были государевыми людьми.
Слободой обычно назывался посад, жители которого занимались государственной службой (обеспечивали жизнедеятельность Русского государства) по тем или иным направлениям и именовались по их приказам или основным специалистам (чинам): ямская, торговая, кузнецкая, гончарная, пушкарская, стрелецкая, сокольничья, солдатская, матросская слободы и так далее. Слободы и дворцовые сёла на Руси составляли особые округа, которыми руководили дворцовые воеводы (самая большая должность). В начале XX века слободой обычно называлось большое село, имевшее более одной церкви и ярмарку, или промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пахали
СЛОБОДА - Исконно русское. Возникло на базе общеслав. свобода в результате диссимиляции губных В и Б (б - л). Первоначально — «свободные крестьяне» (собират., ср. господа), затем — «поселок свободных крестьян» и далее — «поселок, пригород вообще».

Категория: Воля-неволя | Добавил: сойка-soika | Теги: в.и.даль, все пословицы по алфавиту, воля-неволя, пословицы русского народа
Просмотров: 72 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar