Чт, 02.12.2021Приветствую Вас, Гость! | RSS

Фатья́новская культу́ра — археологическая культура III тыс. до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров (шнуровой керамики). На основе анализа серии радиоуглеродных дат с фатьяновских памятников, охватывающих хронологический интервал от 2750 до 1900 лет до н. э., Н. А. Кренке, исходя из археологического контекста, выдвинул гипотезу о том, что время существования фатьяновской культуры определяется древней группой полученных радиоуглеродных дат — от 2750 до 2500 (2300) лет до нашей эры.

Культура названа по могильнику, открытому в 1873 году инженером Андионом при работах в гравийном карьере у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино и станции Уткино (ныне в Ярославском районе Ярославской области). Фатьяновский могильник в 1875 году исследовали археологи Алексей Уваров, Евграф Дьяконенко и Владимир Антонович, а затем — Алексей Ивановский и Иван Поляков. В 1879 году фатьяновские черепа, диоритовые топоры и шарообразные сосуды были экспонатами антропологической выставки в Москве. Восточную часть фатьяновской культуры иногда выделяют в отдельную балановскую культуру.

Ивановская, Владимирская, Нижегородская, Московская, Тверская, Смоленская, Калужская, Костромская, Пензенская (Озименки), Рязанская, Тульская, Орловская, Ярославская (Фатьяново, Волосово-Даниловский могильник) и Новгородская области, Чувашия (Баланово), Татарстан, Мордовия (Ош-Пандо), Москва (Царицынский парк).

Антропология

Портреты мужчины и девушки из Тимофеевского могильника (Ивановская область). Реконструкция Г. В. Лебединской

По данным антропологических исследований, носители фатьяновской культуры обладали южноевропеоидными чертами и имели «долихокранный узколицый и высоколицый» тип, причём с резкой горизонтальной профилированностью и сильным выступанием носа.

Антропологический тип фатьяновцев из могильников московско-клязьминской группы с одной стороны близок верхневолжскому, а с другой — испытывает влияние юго-западных элементов. Антропологический тип верхневолжских фатьяновцев характеризуется ярко выраженной долихокранией, большим высотным диаметром, среднешироким, средневысоким и резко профилированным лицом. Фатьяновцы были высокими и длинноголовыми. Антропологи отмечают близость фатьяновцев к прибалтийскому типу представителей культуры боевых топоров и некоторое сходство с краниологической серией Средней Европы (Силезия, Чехия). У верхневолжских фатьяновцев отмечены факты трепанации черепа (Сущевский могильник), а также искусственной деформации черепа (Волосово-Даниловский могильник), что наблюдается и в могильниках Каупа (Калининградская область). Средневолжский сурско-свияжский (балановский) антропологический тип имеет смешанный характер с преобладанием средиземноморского европеоидного краниологического варианта. По мнению Т. И. Алексеевой, основная масса населения лесостепной и степной полосы Восточной Европы эпохи бронзы, к которому относились фатьяновцы, сформировалась на стыке южных и северных европеоидов и вобрала в себя черты тех и других; в населении северной части данного ареала больше проявлялись черты северных европеоидов, в то время как в южной части — южных европеоидов.

Палеогенетика

В 2020 году эстонские палеогенетики выделили ДНК из костных останков в ряде захоронений фатьяновской культуры в ряде областей РФ. Исследование 24 образцов показало их принадлежность к Y-хромосомной гаплогруппе R1a1a1-M417, появившейся в Европе после степной миграции. Для 6 образцов Y-ДНК удалось уточнить субклад R1a1a1b2-Z93[22]. Таким образом, они оказались носителями гаплогруппы R1a, но ветви Z93, распространённой в Центральной и Южной Азии, а не ветви R1a1a1b1-Z283, распространённой в Европе. У ярославского образца NIK008B определён субклад R1a1a1b-Z645(xZ283). 58 % фатьяновцев имели кожу промежуточного оттенка, 42 % были тёмнокожими. 79 % фатьяновцев имели карие глаза, 21 % — светлые глаза (возможно голубые). 75 % фатьяновцев имели чёрные/тёмно-коричневые волосы, 21 % — коричневые/тёмно-коричневые волосы. 17 % фатьяновцев имели толерантность к лактозе. 24 образца выделенной мтДНК принадлежали к митохондриальным гаплогруппам U5a, U5b2a1a, U4, U2e, H, T, W1c, W6, J1c1b1a, K1, K2, I1a1 и N1a1a1a2. Обнаруженная у двух фатьяновских особей митохондриальная гаплогруппа N1a часто встречается у представителей культуры линейно-ленточной керамики (LBK), но до сих пор не обнаружена у особей ямной культуры. В ходе другого исследования 2020 года были перепроверены ранее опубликованные данные по частоте аллеля толерантности к лактозе rs4988235-A во всём ареале культур шнуровой керамики, в результате чего обнаружена гораздо более низкая его частота, чем считалось ранее — от 0 % до 1,8 %. По мнению авторов, взрывной рост его частоты начался позже, в эпоху железа, и не связан с экспансией степного генофонда, где в эпоху бронзы его частота была столь же низкой.

История

Фатьяновская культура входила в большую историко-культурную общность культур с боевыми топорами и культур шнуровой керамики, относившуюся к индоевропейской семье народов. Некоторые исследователи видят в этой общности неразделённую протобалто-славяно-германскую общность.

Археологические данные свидетельствуют об особой близости фатьяновской, среднеднепровской, висло-неманской культур и прибалтийской культуры ладьевидных топоров.

По предположению Д. А. Крайнова, отдельные группы влившихся в фатьяновскую культуру племён ранее обитали в Висло-Рейнском междуречье, Верхнем и Среднем Поднестровье. К моменту проникновения в район междуречья Волги и Оки ранних фатьяновцев здесь жили поздненеолитические племена, принадлежащие к белевской и волосовской культурам. Д. А. Крайнов считал, что фатьяновские племена первоначально попали в родственную среду потомков северных индоевропейцев и лишь в более позднее время они были окружены враждебными племенами.

Р. Я. Денисова на основе изучения антропологических материалов из погребений фатьяновской культуры пришла к выводу, что её носители являются восточной ветвью протобалтов. Проникновение фатьяновцев на территорию, занятую волосовскими племенами, тоже не всегда проходило мирно. Так, в могильнике Николо-Перевоз-I на реке Дубне найдено коллективное погребение фатьяновских воинов из 9 человек, убитых волосовскими стрелами — между позвоночными и рёберными костями некоторых погребённых обнаружены кремнёвые наконечники стрел, в других могилах причиной смерти воинов были проломы черепа боевыми топорами.

Кроме того, о столкновениях свидетельствуют и коллективные погребения убитых фатьяновцев в Болшневском и других могильниках, и коллективные погребения убитых волосовцев В научной литературе остается дискуссионным вопрос о том, заимствовали ли культуру друг друга волосовцы и фатьяновцы, но на неолитических стоянках в слоях с поздневолосовскими культурными остатками известны находки фатьяновской посуды, топоров и других вещей. Местное население заимствовало у фатьяновцев разведение скотоводства, приёмы металлообработки, отдельные элементы орнамента посуды, обряд погребения и пр. На многих поздневолосовских стоянках имеются следы смешения волосовской и фатьяновской культур, как в Волго-Окском междуречье, так и в Среднем Поволжье.

По мнению А. В. Уткина и Е. Л. Костылёвой, скотоводы фатьяновцы, появившись на территории волосовцев со своими стадами, принесли на эту территорию новые инфекционные заболевания, но и сами получили от волосовцев их инфекции, в результате чего население стало вымирать целыми посёлками, о чём свидетельствуют хронологически одновременные коллективные захоронения на волосовских и фатьяновско-балановских кладбищах без признаков насильственного умерщвления.

Выявленные факты разграбления и разрушения могил фатьяновцев на поздней стадии существования фатьяновской культуры (Волосово-Даниловский, Горицкий, Фатьяновский, Мытищинский и другие могильники) подтверждают гипотезу о столкновениях фатьяновцев с племенами новых пришельцев. Если волосовские племена действительно не являлись угро-финнами, как считал Крайнов, то ассимилировали фатьяновцев не волосовцы, а население каких-то иноязычных культур, появление которых отмечается археологически (культура «текстильной» керамики и абашевская культура). Следы фатьяновцев прослеживаются и в более поздних культурах эпохи развитой бронзы и раннего железа. Неоспоримо, что фатьяновская культура стала одним из самых важных компонентов последующих культур лесной полосы Восточной Европы.

На западе популяции фатьяновской культуры положили начало днепро-двинской и юхновской культурам железного века. В восточных районах (на Средней Волге, Вятке и Ветлуге, то есть в районах нахождения медистых песчаников) фатьяновские популяции перемешивались с местными племенами, образовав чирковско-сейминскую культуру. В Волго-Окском междуречье фатьяновцы прекращают своё существование с появлением здесь племён абашевской культуры, культуры «текстильной» керамики и поздняковской культуры (конец II тыс. до н. э.). В результате сложного смешения и взаимодействия потомков культуры с ямочно-гребенчатой керамикой, поздневолосовской, фатьяновской, абашевской, поздняковской и культурой «текстильной» керамики на территории центра Русской равнины образовались ранние городищенские культуры (дьяковская, городецкая, ананьинская, юхновская, штрихованной керамики и др.). Пережитки фатьяновской культуры прослеживаются в Волго-Окском междуречье вплоть до исторических времён, особенно в культуре ярославской мери.

Лев Клейн предположил, что потомки фатьяновского населения — балтская голядь. Также, он видит, сходство фатьяновской культуры с культурой ладьевидного топора Швеции и Норвегии.

Существует мнение, что балановская культура, иногда считающаяся частью фатьяновской, внесла свой вклад в формирование абашевской культуры, которая, в свою очередь, предшествовала синташтинской культуре, которую связывают с праиндоиранцами.

Хозяйство

Основным занятием населения было лесное скотоводство, особенно свиноводство. В ранних могильниках в каждом погребении находят части туш свиньи. В поздних московско-клязьминских и ранних верхневолжских могильниках наряду с тушами свиней появляются части туш овец или коз, а также изделия из костей овец и коз. В самых поздних фатьяновских могильниках находят кости собак, свиней, овец, коз, коров, лошадей, но никогда в них нет коровьих туш. Из этого можно можно сделать вывод о том, что фатьяновцы не ели говядину, а корова для них была лишь молочным животным. Это представляет собой параллель с более поздней традицией индоарийцев. Помощником человека в хозяйстве была собака лайка. Большое значение играли также охота, рыболовство, собирательство. Вспомогательную роль играло подсечно-огневое земледелие (пшеница, ячмень), на что указывают находки костяных и каменных мотыг. Впрочем, существование земледелия у фатьяновцев не считается строго доказанным. Известны им были не только четырёхколёсные телеги, но и двухколесные повозки (колесницы). Они передвигались на повозках, перевозя на них свои лёгкие жилища. Центром кочевой территории являлось родовое кладбище. В мужских захоронениях находились сверлёные каменные топоры, орудия труда из камня и кости, глиняные шаровидные сосуды. В женских погребениях была обнаружена посуда, вещи домашнего обихода, а также украшения, в том числе из меди. Находки глиняных ложек позволили одним учёным сделать вывод, что фатьяновцы ели отварную пищу, а другим — что эти ложки использовались в цветной металлургии. Особой популярностью пользовался мёд.

Поселения

Фатьяновцы строили укреплённые поселения c полуземляночными жилищами по берегам рек, укрепляя их рвами и валами. Однако в научной литературе бытует убеждение, что не существует достоверных свидетельств, что у фатьяновцев были постоянные поселения, из чего делается вывод, что они вели кочевой образ жизни.

Керамика

Глиняные сосуды шаровидные, круглые с маленьким донышком с штампованным и нарезным узором в виде солярных знаков, ёлочек и зигзагов.

Погребальный обряд

Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетёнки и т. д. Сверху его покрывали легким настилом; кургана или какого-нибудь другого заметного сооружения сверху не делали. Хоронили всегда в скорченном положении, при этом мужчин как правило на правом боку головой на запад, юго-запад или северо-запад, а женщин на левом боку головой на восток, северо-восток или юго-восток. Иногда покойника присыпали красной краской. Часто находимые в погребениях около черепа и ног остатки кострищ и отдельные угли, указывают, предположительно, на культ огня. В фатьяновском могильнике калининской группы Новинки 2 выявлен погребальный комплекс из двух перпендикулярно расположенных погребений со столбовой оградой из 7 столбов и следами кострищ, который более характерен для абашевской культуры.

Одной из особенностей фатьяновской культуры называют захоронение животных, особенно медведей. Отсюда можно сделать вывод о наличии медвежьего культа.

Фатьяновцы клали в могилу весь необходимый для жизни инвентарь: шаровидные сосуды видимо с пищей, рабочие и боевые сверлённые каменные топоры (длиной до 13 см, а также топоры из меди и бронзы), кремнёвые ножи, наконечники стрел, украшения из зубов медведя (а также кабана, волка, рыси и лисицы) и янтаря, наконец куски мяса, на которые указывают находки костей.