Чт, 20.01.2022, 05:17
Сойка-Soika
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
сойка-soika

Что касается сменившегося пафоса, то это Чуковский объясняет окончательной сменой индивидуалистических позиций 1890-х годов на коллективистские. Новые произведения он тесно связывает с выходом статьи «Разрушение личности»: по его мнению, в образе Бурмистрова Горький критикует ранее воспетые им идеалы в образах «босяков» и Соколов как «нигилистически-индивидуалистические». Помимо того, Чуковский пишет, что Горький критикует «не народную, а хулигано-мещанскую» русскую революцию, а причины её провала он видит в том самом индивидуализме и в том, «что что иною революция и быть не могла среди этих обглоданных нуждою, забитых и побитых людей». Луначарский тогда же писал, что ницшеанские позиции Горький сменил на марксистские. Святополк-Мирский, однако, продолжает критиковать Горького за перегруженность диалогами и недостаток действия.
Возрастает автобиографизм произведений. В 1913—1917 годы он пишет автобиографические повести «Детство» и «В людях» и цикл рассказов «По Руси», написанный по воспоминаниям Горького о путешествиях по России в молодости. Критики, говоря о «По Руси», отмечали преодоление Горьким «эсдековской схематичности», выделяли сочетание социального протеста и описания тяжёлых картин русской жизни вместе с жизнеутверждающим оптимистичным пафосом, что что «герои рассказов не спорят, не размышляют о жизни, а живут». По мнению Евгения Замятина, только после «По Руси» Горький стал «великим реалистом».
Говоря о пафосе «Детства», Чуковский пишет: «Словом, все мировоззрение Горького зиждется на этом единственном догмате: человек есть существо изъязвленное, и нужно уврачевать его язвы, ибо в мире нет ничего драгоценнее, чем этот стонущий и плачущий калека... До какой чеховской евангельской тихости дошел этот бурнейший поэт! Если он отрекся от прежнего бунта, то именно — ради борьбы, ради творческой, веселой работы... Работой спасется мир...». Святополк-Мирский пишет об автобиографии: «В этих произведениях Горький - реалист, великий реалист, наконец освободившийся от накипи романтики, тенденциозности и догмы. Он наконец-то стал объективным писателем... Автобиографическая серия Горького представляет мир уродливым, но не безнадежным, - просвещение, красота и сострадание являются теми целительными моментами, которые могут и должны спасти человечество».
В 1907—1916 годы Горький изменяется и как драматург: в это время он пишет пьесы с пытается создать «мелодраму нового типа». Л.А.Спиридонова пишет, что «в 1907—1916 годах вместо общественно-политической драмы Горький пытался создать новую драматическую форму, которая отличалась от мелодрамы серьезностью поднимаемых в ней философских и мировоззренческих вопросов: о человеке и смысле его жизни, о вере и неверии, истине и лжи, подлинных и мнимых ценностях, гуманизме и насилии, пассивности и активности жизненной позиции человека». Она же считает, что «человек во всей сложности его личности» был важнее общественно-политических процессов для Горького-драматурга 1910-х годов.
Редакторы сайта «Полка» считают пьесу «Старик» выдающимся произведением Горького.
«Новый Горький»
После Октябрьской революции Горький обретает пессимистические настроения и уезжает за границу. В это время Горький считает нужным поменять манеру письма: «я слишком увлекаюсь их внешней необычностью, и это делает меня рассказчиком, а не исследователем... тайн человеческой души, загадок жизнии». В это время он сближается с модернистским направлением: в произведениях послереволюционного периода отмечают приёмы, близкие модернизму и авангарду, отмечают влияние Достоевского и растущий интерес к человеческой психологии. Одним из наиболее экспериментальных произведений Горького становится неоконченная повесть «Сон».
Одним из первых результатов творческих поисков Горького становится цикл рассказов «Рассказы 1922—1924 годов». Ядром цикла, как пишет Быков, являются «Рассказ о необыкновенном» и «Отшельник», где Горький единственный раз в своём творчестве обратился к теме Гражданской войны в России. Октябрьская революция и последующая Гражданская война предстают в книге событиями всеобщей плоской рационализации и деградации, метафорами низведения явлений необыкновенного и гуманного — к примитивному и жестокому.
В 1925 году выходит роман «Дело Артамоновых».
В течение последних 11 лет жизни (1925 — 1936 годы) Горький пишет своё самое крупное, итоговое произведение, роман «Жизнь Клима Самгина» — описание русской интеллигенции в переломную эпоху. Роман остался не дописан до финала, тем не менее воспринимается литературоведами как цельное произведение, необходимое, по мнению Дмитрия Быкова, для прочтения любым человеком, кто хочет постигнуть и понять русский XX век. Роман в 1988 году был экранизирован Виктором Титовым, стал литературной основой для спектаклей в театрах СССР. В романе «Жизни Клима Самгина» выделяют экспериментальные приёмы, иногда его прямо определяют как модернистское произведение.
Горький был умелым игроком в шахматы, известны также шахматные партии среди его гостей. Ему принадлежат несколько ценных замечаний по шахматной теме, в том числе в некрологе Ленина, написанном в 1924 году. Если в первоначальной редакции этого некролога шахматы бегло упоминаются только один раз, то в окончательную редакцию Горький вставил рассказ о партиях Ленина против Богданова на итальянском острове Капри. Сохранилась серия любительских фотографий, сделанных на Капри в 1908 году (между 10 (23) и 17 (30) апреля), когда Ленин находился в гостях у Горького. Фотографии сняты с различных ракурсов и запечатлели Ленина играющим с Горьким и Богдановым — известным революционером-марксистом, врачом и философом. Автором всех этих фотографий (или по крайней мере двух из них) был Юрий Желябужский, сын Марии Андреевой и пасынок Горького (в будущем — крупный советский кинооператор, режиссёр и сценарист), в то время — двадцатилетний юноша.
М. Горький во многие произведения вводил игру в шахматы как элемент сюжета. В пьесе «Сомов и другие» в начале 2-го акта читаем ремарку автора: «На террасе играют в шахматы Китаев и Семиков». Ремаркой автора — «В углу налево Богомолов и Верочка играют в шахматы»— начинается 3-е действие пьесы «Яков Богомолов». В 4-м акте пьесы «Дачники» Горький пишет: «Его звали Дормидонт Лукич, он носил на правой руке большой золотой перстень, а играя с хозяином в шахматы, громко сопел». В романе «Жизнь Клима Самгина» Дронов говорит: «Есть у меня знакомый телеграфист, учит меня в шахматы играть…» (часть 1-я), а в 4 -й части этой пьесы «Самгин, покуривая, ходил, сидел, лежал и, точно играя в шахматы, расставлял фигуры знакомых людей…». В фельетоне «Факты» (1928) Самотёков рассказывает: «…Зашёл, знаете, в гастрономический магазин, главный приказчик… — глухонемой, помощники его в шахматы играют, а на улице — длиннейшая очередь голодного народа…». А в очерке «В. И. Ленин» Горький вспоминает: «Затем он Ленин азартно играл с Богдановым в шахматы и, проигрывая, сердился, даже унывал, как-то по-детски».
Адреса проживания
В Нижнем Новгороде
место рождения — предположительно до весны 1871 года — усадьба Кашириных — Ковалихинская улица, 33;
1871—1872 — домик Каширина — Почтовый съезд, 21;
в 1872—1876 годах — дом В. В. Каширина — улица Короленко, 42;
1877—1878 — слободское Кунавинское начальное училище — улица Коммунистическая, 77;
с 1878 до весны 1880 года — дом Л. М. Порхунова — улица Максима Горького, 74;
в 1880—1882 годах — квартира В. С. Сергеева в доме Гогина — улица Звездинка, 11;
2 сентября 1896 — январь 1897 года — дом А. Ф. Гузеевой — Нижегородская улица, 12;
с 16 марта по 7 мая 1898 года — дом Большаковой — Ильинская улица, 68-б;
1898 год — дом Карташева — Тихий переулок, 3;
с конца 1898 года по март 1900 года — дом Курепина — улица Максима Горького, 82;
1900—1901 — флигель усадьбы В. М. Лемке — улица Короленко, 11;
1902—1904 — дом Н. Ф. Киршбаума — улица Семашко, 19.
В Самаре
Май — декабрь 1895 — дом Д. С. Кишкина — Степана Разина улица,126
Декабрь 1895 — Май 1896 — квартира А. У. Лялиной — Куйбышева улица, 91
В Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
сентябрь 1899 года — квартира В. А. Поссе в доме Трофимова — Надеждинская улица, 11;
февраль — весна 1901 года — квартира В. А. Поссе в доме Трофимова — Надеждинская улица, 11;
ноябрь 1902 года — квартира К. П. Пятницкого в доходном доме — Николаевская улица, 4;
1903 — осень 1904 года — квартира К. П. Пятницкого в доходном доме — Николаевская улица, 4;
осень 1904—1906 — квартира К. П. Пятницкого в доходном доме — Знаменская улица, 20, кв. 29;
начало марта 1914 — осень 1921 года — доходный дом Е. К. Барсовой — Кронверкский проспект, 23;
30.08—07.09.1928 г., 18.06—11.07.1929 г., конец сентября 1931 г. — гостиница «Европейская» — улица Ракова, 7.
На Капри
Отель Quisisana — со 2 ноября 1906 года;
Вилла Блезус (Сеттани) — с конца ноября 1906 года по конец февраля 1909 года. Ленин приезжал на Капри в апреле 1908 году и гостил у Горького неделю на этой вилле. Под ней в 1970 году установлен памятник Ленину. Сейчас виллу занимает отель «Villa Krupp».
Вилла Спинола (Беринг) — с марта 1909 года Горький жил на вилле Спинола (Piazzetta Cesare Battisti, Вилла принадлежала немецкому врачу Эмилю Берингу. Вилла красного цвета, в три этажа, в ней размещалась Каприйская школа;
Вилла Серафина (Пьерина) — с февраля 1911 года по декабрь 1913 года. Вилла находится на южном берегу Капри, на via Mulo.
В Сорренто
Сант-Аньелло под Сорренто — с апреля 1924 года;
Вилла Сорито (il Sorito) — с ноября 1924 года — на окраине Сорренто.
Библиография
Романы
1899 — Фома Гордеев
1900—1901 — Трое
1906 — Мать (вторая редакция — 1907). Роман в 2-х частях
1925 — Дело Артамоновых
1925—1936— Жизнь Клима Самгина
Повести
1894 — Горемыка Павел
1900 — Мужик (осталась неоконченной, третья глава при жизни автора не печаталась)
1908 — Жизнь ненужного человека
1908 — Исповедьen
1909 — Лето
1909 — Городок Окуров, Жизнь Матвея Кожемякина
1912 — Хозяин
1913—1914 — Детство
1915—1916 — В людях
1923 — Мои университеты
Рассказы, очерки
1892 — Девушка и Смерть (поэма-сказка, опубликована в июле 1917 в газете «Новая жизнь»)
1892 — Макар Чудра
1893 — Емельян Пиляй, Дед Архип и Лёнька
1894 — Старуха Изергиль, Челкаш, Однажды осенью, Мой спутник
1895 — Ошибка, Вывод, Песня о Соколе (поэма в прозе)
1896 — Тоска. Впервые напечатан в журнале «Новое слово», № 9 и № 10, июнь—июль под заглавием «Тоска (Страничка из жизни одного мельника)»; Разбойники на Кавказе — очерк впервые опубликован в газете «Нижегородский листок», № 327, 1896 год
1897 — «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов», «Озорник», «Скуки ради»
1898 — «Варенька Олесова», «Проходимец»
1899 — «Двадцать шесть и одна», сборник «Очерки и рассказы»
1901 — «Песня о Буревестнике» (поэма в прозе)
1903 — Человек (поэма в прозе)
1906 — «Товарищ!», «Мудрец»
1908 — «Солдаты»
1911 — «Сказки об Италии»
1912—1917 — «По Руси» (цикл рассказов)
1922—1925 — «Рассказы 1922—1924 годов» (цикл рассказов)
1924 — «Заметки из дневника» (цикл рассказов)
1929 — «Соловки» (очерк)
Пьесы
1901 — «Мещане»
1902 — На дне
1904 — «Дачники»
1905 — Дети солнца. Драма в 4-х действиях
1905 — «Варварыen». Написана летом 1905 года на даче в Куоккале, под Петербургом. Впервые напечатана в «Сборнике товарищества „Знание“» за 1906 год, книга девятая, Спб, 1906 год и издана отдельной книгой в издательстве Дитца. Впервые поставлена в 1906 году на сценах провинциальных театров России (Екатериновлаве, Курске, Луганске и др.) и в Берлине. В 1907 году поставлена в Петербурге в «Современном театре» и «Новом Васильеостровском».
1906 — «Враги»
1908 — «Последние»
1910 — Чудаки: Сцены
1910 — «Встречаen» («Дети»)
1910 — «Васса Железнова» (2-я редакция — 1933; 3-я редакция — 1935)
1913 или 1914 — «Зыковы»
1913 — «Фальшивая монета». Первая редакция пьесы — 1913 год. Впервые напечатана отдельной книгой в издательстве «Книга» в 1927 году. Повторно была отредакторована Горьким в 1926 году перед отправкой в Берлин И. П. Ладыжникову для издания.
1915 — «Старик» (поставлена 1 января 1919 г. на сцене Государственного Академического Малого театра; опубликована в Берлине)
1916 — «Яков Богомолов» (неокончена, опубликована в 1941 г. после смерти автора, по ней А. Роом поставил фильм «Преждевременный человек»)
1920 — «Работяга Словотеков»
1930—1931 — «Сомов и другие»
1931 — «Егор Булычов и другие»
1932 — «Достигаев и другие»
Публицистика
1906 — «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты)
1912 — Фельетон. Начало рассказа // Сибирская торговая газета. № 77. 7 апреля 1912 года. Тюмень (перепечатка с газеты «Мысль» (Киев)).
1917—1918 — цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием)
1919 — Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом
1922 — О русском крестьянстве, статья
Инициировал создание серии книг «История фабрик и заводов» (ИФЗ), в 1933 г. выступил с инициативой возрождения дореволюционной серии «Жизнь замечательных людей», первой в Европе универсальной библиографической коллекции, в 1890—1915 годах выпускавшейся издательством одного из крупнейших в России издателя Ф. Ф. Павленкова.
Педагогика
А. М. Горький был также редактором следующих книг о передовом педагогическом опыте, возникшем в те годы:
Погребинский М. С. Фабрика людей. М., 1929 г. — о деятельности знаменитой в те годы Болшевской трудовой коммуны, о которой был снят фильм Путёвка в жизнь, завоевавший первую премию на I межд. кинофестивале в Венеции (1932 г.).
Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М., 1934 г..
В 1902 г. Горький был избран в почётные академики по разряду изящной словесности. В советское время избран почётным профессором Нижегородского университета. Горький 5 раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе: в 1918, 1923, два раза — в 1928, 1933 гг.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2022