Сб, 23.10.2021Приветствую Вас, Гость! | RSS

Во́лжская Булга́рия (Болгарское ханство, Волжско-Камская Булгария[8], Серебряная Булгария; тат. Идел Болгар, чуваш. Атӑлҫи́ Пӑлха́р, Нухрат Пӑлхар — историческое государство в Среднем Поволжье и бассейне Камы, существовавшее с X по XIII век.

Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар.

Другие крупные города — Биляр (куда в XII в. была перенесена столица из-за набегов и грабежей Булгара со стороны русских земель), Сувар, Джукетау («Липовая гора»), Ошель (Ашлы), Кашан, Керменчук, Муромский городок, Золотарёвское городище и др. являются памятниками времён Волжской Болгарии (до монгольского нашествия 1236 года). Другие археологические памятники, такие как Сарай-аль-Махруса (Астраханская область), Сарай аль-Джадит (Волгоградская область), Мадхжар (Ставропольский край), Кокрятское городище, Кременковское поселение, Староалейкинское городище, Новобеденьговское городище, Красносюндюковское городище (Ульяновская область), Искер (Тюменская область), Курмыш (Нижегородская область), Увек (Саратовская область), Афкула (Пермский край), Наровчат (Пензенская область) и др. являются памятниками культурного наследия булгарского народа.
Население
Племена

Волжская Булгария была населена пришедшими несколькими волнами (во 2-й половина VII века и позднее) после распада Великой Булгарии булгарскими и другими тюрко-язычными племенами, а также прикамскими финно-уграми (носителями ломоватовской культуры, неволинской, постпетрогромской, чияликской и других археологических культур) и, возможно, оставшееся в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье праславянским населением (именьковская культура).

Основу населения Волжской Булгарии составили тюркоязычные племена. Первые сведения о таких племенах даёт Ибн Русте. Он сообщает, что «болгаре делятся на три отдела: один зовётся берсула, другой — эсгель, а третий — болгар». Упоминаются эти племена и у автора «Худуд ал-Алама»: «бахдула, ишкиль и булгар». В сообщениях Ибн Русте и других авторов приведены и не совсем верно истолкованы сведения из записки Ибн Фадлана, сообщающего о баранджарах и царе Аскале. Во второй половине X в. из этих этнонимов продолжает фигурировать только «булгары». Помимо непосредственно булгар, имелись значительные поселения армян и русов.

В письменных источниках IX—X веков перечислены булгарские племена, которых объединил хан Алмуш (Альмас) — это болгары (племена берсула, есегель, болгар), эсегель, бажяняк, суваз, мадьяры-тюрки, баранжар, гузы, башхарт.

Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. человек в каждом. По приблизительным и, возможно, завышенным расчётам историка В. П. Алексеева, численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.
Религии

В начале X века булгарский йылтывар Алмуш принял ислам ханафитского толка. Языческие захоронения встречаются не только в сельских поселениях, но и на территории некоторых городов.

После того как клан саваз (саван) во главе с князем Вырагом выразил недовольство по поводу принятия ислама, аристократия болгар разделилась на две партии (вторую возглавил князь Аскалкто?). После угроз со стороны хана Алмуша («поразить мечом») партия Аскала тоже подчинилась и приняла ислам. В итоге в Волжской Булгарии начали строить мечети и проводить службы. Ибн Фадлан писал, что многие упорствовавшие в язычестве жители Волжской Булгарии ушли за Волгунет в источнике: на неширокой полосе между текущей на юг Волгой и текущей на север Свиягой расположились сувары-язычники, ставшие основой для образования современной чувашской нации. Согласно Ибн Фадлану, в его период не все болгары приняли религию ислам, а лишь племя именно болгар, баланджары, часть племени сувар, другая часть племени сувар со своим князем Вырагом отказалась принять ислам и постепенно начала мигрировать на правую сторону Волгинет в источнике, где продолжил формироваться чувашский народ.
Язы

Письменных источников, относящихся к периоду существования самостоятельного государства, которые позволили бы напрямую идентифицировать волжско-булгарский язык, не сохранилось, или, точнее, сохранилось мало. До наших дней дошли только написанные арабской графикой эпитафии XIII—XIV вв. на бывшей территории Волжской Булгарии, предположительно, оставленные волжскими булгарамистраница не указана 1427 дней. Их анализкем? показывает, что в Волжской Булгарии одновременно моглиобтекаемое выражение функционировать два разных тюркских языка («З-Ш» типа и «Р-Л» типа). Надгробия 1-го стиля написаны на тюркском языке «З-Ш» типа, близком, помимо других, и к старотатарскому языку. Наиболее многочисленные надгробия 2-го стиля (90 wacko написаны на языке «Р-Л» типа, имеющем сходство с чувашским языком, — и именно он в научном мире сейчас называется, наряду с близкородственными, булгарским языком. Самое раннее известное на данный моментнет в источнике каменное надгробие (1271 год) относится к памятникам 1-го стиля на языке «З-Ш» типа, а последнее (1358 год) — к памятникам 2-го стиля на языке «Р-Л» типа.

Средневековые историки и филологи отмечали близость хазарского языка с языком булгар (аль-Истахри) и печенегов (Махмуд Кашгари). У Татищева находим следующие строки: «Отче и брате, се болгары соседи наши, суть вельми богаты и сильны, ныне пришед по Волге и Оке, якоже и конми с великим войском многие городы разорили, людей бесчисленно пленили, которым я един противится не могу… Половцев же призывать, не хочу ибо они с болгары язык и род един…».

Письменность у булгар, как свидетельствуют источники пережила три типа. Первая — руническая, как у практически всех тюркских народов. О распространении рунического письма можно судить и по памятникам, сохранившимся от Дунайской Болгарии. С принятием ислама, с 922 года, начинается распространение арабской графики. Ислам был религией с развитой письменностью. Позже, скорее всего, в период Золотой Орды, в оборот входит уйгурская письменность.
Экономика
Дирхам Микаила ибн Джафара. Экспозиция Государственного Эрмитажа
Дирхам Мумина ибн аль-Хасана. Экспозиция Государственного Эрмитажа

К X веку булгары, занимавшиеся отгонным скотоводством, перешли к оседлому образу жизни. Основой хозяйства стало плужное земледелие и пастбищно-стойловое скотоводство.

В домонгольский период Булгария имела многоукладную экономику, основу которой составляло в первую очередь сельское хозяйство с достаточно развитым для того периода земледелием и животноводством, ремесленное производство, торговля, охота и рыболовство.

Наиболее важное значение в сельском хозяйстве Волжской Булгарии имело земледелие. Этому способствовал и климат Волго-Камского региона. Большая роль земледелия также отмечена и в письменных источниках того времени.

Земледелие позволяло удовлетворить внутренние потребности государства в зерне, а также создавало значительный потенциал для экспорта. Булгары торговали хлебом с Русью, об этом также свидетельствует «Повесть временных лет», где говорится о том, что из Суздаля во время голода 1024 года направились в «Болгары и привезоша жита и тако ожиша».

После того, как в начале X века булгарский йылтывар Алмуш принял ислам были отчеканены серебряные монеты. Монеты выпускались в Булгаре и Суваре на протяжении всего X века, последняя из них датируется 387 годом по мусульманскому календарю (997/998 гг.).